Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр I и его дела" соответствует ФГОСам. Цели урока:формировать образное представление о России начала 18 века; охарактеризовать Петра 1 как выдающуюся личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества; развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины; умение сравнивать, выделять главное,мышление, память, речь учащихся (через высказывания);осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Петра 1, положительной мотивации к учению, культуры поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Садитесь.
(на экране цветок)№1
- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благодатными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
- Сегодня мы продолжим изучение личностей, которые оставили яркий след в истории нашей родины. И работать мы будем под девизом (появляется на экране) – УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ!
II. Актуализация знаний.
Несколько человек получают листы-тесты.
Остальные отвечают на вопрос. (открывается слайд) №2
- Скажите, кому может соответствовать данное описание:
«Был он в парадном одеянии, на голове сияла «шапка», украшенная драгоценными камнями, опушённая соболиным мехом и увенчанная крестом с жемчужинами на конце. На нем длинная парчовая одежда с узорами, сверкающая бриллиантами и изумрудами. В руках его жезл и шар с крестом сверху. Все из золота. Кто это?
Князь.
Царь.
Боярин
– Да, это парадное одеяние царя. Докажите. (слайд) №3
(на голове сияла «шапка»-корона – драгоценный убор, символ царской власти. Иначе, шапка Мономаха №4. Жезл и шар №5 – это скипетр и держава – также символы царской власти)
- Кто был первым русским царем? (Иван Грозный) (слайд) №6
- Что нового появилось на Руси во время царствования Ивана Грозного?
(увеличилась территория Руси; открыта типография в Москве)
- Почему народ прозвал его Грозным? (был несдержанным и злобным. С непокорными расправлялся очень сурово. Не пощадил даже собственного сына.)
- После смерти Ивана Грозного и его двух сыновей прекращается царский род Рюриковичей, наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей.
В 1613 году был избран новый царь Михаил Романов.(слайд)№7. Династия Романовых взошла на престол, так как была родней царю Ивану Грозному. Цари из рода Романовых правили Россией более трехсот лет.
III. Постановка учебной проблемы.
А теперь попробуйте угадать, кем мог быть этот человек?
«Чтобы все успеть, с трех часов утра был на ногах. Считался опытным зубным врачом»
- Понятно о ком речь?
«Мастерил посуду, лодки, стулья»
«Любил он все делать сам, оттого с рук его не сходили мозоли. Рост этого человека 2 метра 4 см, одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод носил шапку»
- Вы догадались, это царь Петр I. (слайд) №8
- С одной стороны – носил скромную одежду, стремился овладеть различными ремеслами, мог строить корабли, врачевать, а с другой – это царь. Это выдающаяся личность.
- Так какова же тема нашего урока?
«Петр I и его дела».
- Сегодня мы с вами попробуем доказать, что Петр I является выдающейся исторической личностью. Изучать это мы будем по плану. (Слайд)№9
1. В какое время жил.
2. Характер.
3. Что сделал.
4. Ваше отношение к личности.
- Итак, первое. В какое время жил.
«Петр I родился 30 мая 1672 года в Москве. Его отец (слайд)№10 – царь Алексей Михайлович, №11 мать – Наталья Кирилловна Нарышкина.
В начале своего правления молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех задач нужны были образованные люди. Он постоянно учился и заставлял учиться других. (слайд). №12 и №13. На своей личной печати Петр I вырезал слова: «Я – ученик и нуждаюсь в учителях». Это было девизом царя на протяжении всей его жизни.
- Следующие пункты нашего плана:
-Детство.
- Характер.
- Откройте учебник на стр.94 и, прочитав самостоятельно текст, составьте рассказ о детстве Петра I, его характере. Слова, смысл которых вам будет непонятен, прочитайте в словарике.
- А что же сделал Петр I?
- А что такое потешные полки? (со временем потешные полки стали первыми полками русской гвардии. Проявляя небывалую смелость и мужество, Петре того же требовал и от других).
- При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он был предан России, верил в ее возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось повсюду. При Петре I в России появилась регулярная армия. Эта армия была хорошо обучена. Благодаря этой армии Петру I удалось выиграть сражения со шведами под Полтавой в 1709 году. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.
Царь-преобразователь, так его можно назвать.
Работа в парах.
Докажите это, работая в парах, прочитав учебник на стр. 95 и подчеркнув самое главное карандашом какие же преобразования произошли при Петре I?
3. Первый музей – Кунсткамера. (объясните, что это значит)
4. Первая публичная библиотека.
5. Создание русского флота.
6. Открытие новых заводов.
7. Возникновение новых городов.
8. Открытие новых школ.
9. Новая мода.
IV. Физминутка.
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
V. Самостоятельная работа в группах.
- Говоря о преобразованиях Петра I, мы определили, что одним из них было открытие новых школ. В петровские времена грамотных людей и специалистов требовалось очень много. Поэтому молодых дворян посылали учиться за границу, а также вызывали преподавателей из-за границы в Россию. В Петербурге и Москве открылись навигацкие, артиллерийские и инженерные школы. Создавались «цифирные школы», в которых, главным образом, учатся читать и изучают арифметику и геометрию. Петр I в своем стремлении обустроить все и сразу, повелел создать современную книгу об этикете, а что такое этикет? И такую книгу издали под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой давались разъяснения и наставления молодым людям о том, как следует вести себя в семье, гостях, общественных местах, на службе. В ней содержались практические советы о том, что прилично, а что недопустимо в общении, в разговоре, за столом, на улице. Это первая русская книга, предназначенная специально для детей.
- А что читали дети до этого? (До нее дети имели возможность читать то же, что и взрослые, - Псалтырь, Евангелия.)
Начало XVIII века ознаменовалось появлением произведений для детей, как самостоятельной ветви русской литературы. (слайд)№15
«Юности честное зерцало» - прямое отражение государственной политики Петра I. «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки», - провозгласил царь и начал проводить обширные, радикальные и разносторонние реформы в этой области. Воспитание и образование молодых людей впервые рассматривается как дело государственной важности, даже если имелось в виду домашнее образование, распространенное среди состоятельных дворян.
- А что же означает название этой книги? (словарь)
- Книга состоит из 3 частей: азбуки, правил поведения юношества дома и в обществе, нравоучительных наставительных правил девической чести.
- Прежде, чем вы начнете выполнять задания в группах, давайте вспомним УСТАВ такой работы. (слайд).№16
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3.Не согласен – предлагай.
- Итак, перед вами фрагменты из книги.
1. У родителей речей перебивать не належит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.
Когда родители или кто другой детей спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, - что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзно отвечать.
2.Когда детям говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать.
3.Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай.
4.Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный стретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши,назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
- Что сохранилось в поведении молодого поколения? Вам предстоит определить, какому обхождению они учат и доказать, что эти наставления нужны и сегодня, только вот где они могут пригодиться? В семье, в общении с друзьями, в городе, а может быть, даже для России сегодняшней? №17, №18, №19,№20
(обсуждения детей)
VI. Физминутка.
А теперь выразим пожелания нашему дому.
Руки над головой – крыша идеального дома
Руки на груди – тепло дома. Глаза вверх – мир дому. Глаза вправо – добро дому.
Глаза вниз – покой дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.
VII. Работа над текстом.
- Деяния Петра I будут неполными, если мы не вспомним еще об одном.
Царь Петр I был основателем русского флота, и именно его строительство началось в Воронеже.
Доклад.
- На пороге XVIII века Воронеж стал колыбелью русского военного флота. Россией в это время правил Петр I. В феврале 1696 по 1722 год Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по нескольку месяцев.
Воронеж при Петре I стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании.
1696 год на берегу реки Воронеж была заложена судостроительная верфь, было построено адмиралтейство. Воронеж сделался известным не только во всех концах России, но и во многих странах мира. По приглашению Петра I сюда стали приезжать мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции.
СТИХ
России нужен был военный флот для борьбы с Турцией и Крымским ханством. В Воронежском крае в то время росли превосходные корабельные леса; река Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова.
Для участия во втором Азовском походе строились два 36-пушечных корабля: «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Первые корабли были спущены на воду уже весной 1696 года. Воронежское кораблестроение беспрерывно продолжалось до 1711 года. Интересные названия давались кораблям, построенным на воронежской земле: «Шпага», «Дикий бык», «Старый орел», «Близко не подходи», был и 62-пушечный корабль «Воронеж.
- 3 мая 1696 года на галере «Принципум» во главе отряда из 8 галер из Воронежа к Азову отплыл Петр I.
Вот какая запись была сделана:
«С Воронежа рекою Воронежем, а из Воронежа рекою Доном….»
(слайды)№21, №22
Вспоминая о далеком и славном прошлом нашего края, нельзя забывать, что славу и могущество России приносили, прежде всего, простые русские люди.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине
А преданья старины
Забывать мы не должны!
- Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятельности.
VIII. Первичное закрепление.
- Сегодня на уроке вы много узнали о русском царе Петре I. Давайте отгадаем логогриф. (слайд)№23
1. Как называлась первая русская газета. («Ведомости»)
2. Орган управления страной, введенный Петром I. (сенат)
3. При Петре I был построен первый русский …(флот)
4. В ходе Северной войны со шведами при Петре I появилась русская ….(армия)
5. Навигацкие, инженерные, «цифирные»…(школа)
6. Область, которой управлял губернатор. (губерния)
7. Кунсткамера – это первый русский …(музей)
- Какое слово получилось по вертикали?
- Кого мы называем таким именем? А почему? (За его дела)
- Подходит ли это слово к деятельности Петра I?
- Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его Великим. Россия с этого времени стала империей. Мы и сегодня с уважением и гордостью говорим об этом человеке.
- По нашему описанию личности мы поработали над четырьмя пунктами, по пятому – ваше отношение к личности – выскажите свои мнения.
X. Давайте вернемся к девизу нашего урока – Успех дарит радость.№24 Если вы испытали радость от встречи с таким человеком, как Петр I, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов – красный, если же вы остались равнодушны к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый. Прикрепите свои цветы на доску.
XI. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
- Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили еще раз то, что знали. Я предлагаю вам на этом не останавливаться и к следующему уроку попробовать составить свое Зерцало лицеиста.№25
- Спасибо за урок! Желаю вам успехов!
ЦЕЛИ:
образовательная:
Формировать образное представление о России начала XVIII века; охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
развивающая:
развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины; умение сравнивать, выделять главное; мышление, память, речь учащихся (через высказывания);
воспитывающая:
осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Петра I, положительной мотивации к учению, культуры поведения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки для групповой работы, карточки для словаря, цветы для самооценки, диск с презентацией, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», аудиозапись.