Тема. "Знакомство".
Цели. Познавательные: знакомство с жизнью школы и школьными принадлежностями; творческие: учить отгадывать загадки, изображать семью, составлять краткий рассказ о своей семье; коммуникативные: учить вступать в контакт на примере знакомства с соседом по парте; оргдеятельностные: учить подводить итог урока.
ХОД УРОКА
I. Знакомство
Начать урок следует со знакомства.
Учитель. Цель нашего урока – познакомиться друг с другом, со школой и школьными принадлежностями.
Представляется учитель, представляются дети. Учитель предлагает нарисовать портрет семьи, чтобы затем по картинке рассказать о членах своей семьи соседу по парте.
Для учителя это тест, по которому он определит отношение к ребенку, психологический климат, взаимоотношения в семье. Сам процесс рисования самых близких людей успокоит ребенка и даст хорошую возможность познакомиться с соседом по парте и с классом в целом. Темой для первого диалога станет "Моя семья" (см. Приложение).
После завершения работы учитель задаст несколько общих вопросов, которые помогут ученику составить краткий рассказ о семье.
1. Сколько членов в вашей семье? У кого из учеников класса семья самая большая?
2. Кто в вашей семье самый старший? Самый младший?
3. Сколько у вас в семье детей? У кого в семье больше всех детей?
4. Какие семьи называются многодетными? Почему они так называются?
Затем идет диалог учеников в парах.
II. Представления детей о математике
У. Сейчас у нас будет урок математики. Кто знает, что изучает математика?
Из диалога будет видно, кто посещал детский сад, кто занимался с родителями, а кто вообще не занимался математикой.
Проведенная беседа даст учителю некоторое представление об уровне подготовки учеников по математике.
III. Игра "Угадай-ка"
У. Вы любите отгадывать загадки? Я сейчас предложу загадки о предметах, которые вам купили к школе.
Учитель читает загадки, дети хором отвечают. Кто-то из самых подвижных учеников ставит эти предметы на видное место.
У. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Дети. Портфель.
У. Учитель у меня в портфеле!
Как? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его. зовут.
Д. Учебником.
У. То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Д. Тетрадь.
У. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
Д. Карандаш.
У. Буквы напечатанные –
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Д. Ручка.
У. Какими словами можно назвать все эти предметы?
Д. Школьные принадлежности.
У. Как вы понимаете пословицу "Делу – время, потехе – час"?
Ответы детей.
Затем идет работа с учебником.
IV. Итог урока
В конце урока учитель предлагает детям подвести итог.
У. Какова была цель урока?
Д. Познакомиться.
У. Достигли мы поставленной цели?
Д. Да.
У. Что нам помогло познакомиться?
Д. Нарисованный портрет семьи, рассказ о семье.
У. Мы знакомились не только друг с другом, но и со школой и школьными принадлежностями. Что вам понравилось на уроке?