Просмотр содержимого документа
«Первый урок на тему "С чего начинается Родина"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 53 города Донецка»
Первый урок на тему:
«Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Подготовила учитель-методист
Лагунина Е.С.
2017 г.
Ученик, который учится без желания, –
Это птица без крыльев.
Саади
Цели урока:
- развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника;
- формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве.
Задачи урока:
- воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, её социализации, культурного созидания;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;
- стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;
- способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.
Ход урока
Звучит песня «Не крутите пёстрый глобус».
Не крутите пёстрый глобус - Не найдёте вы на нём Той страны, страны особой, О которой мы поём. Наша старая планета Вся изучена давно, Но страна большая эта - Словно белое пятно.
Пусть в эту страну Не идут, не идут поезда, Нас мамы впервые Приводят за ручку сюда. В стране этой звонкой, весёлой Встречают нас, как новосёлов. Страна эта в сердце всегда!
В новый класс, как в новый город, Мы приходим каждый год - Племя юных фантазёров, Непоседливый народ. Значит, вновь лететь и плыть нам По бескрайней той стране, К неожиданным открытьям, К выпускной своей весне.
Пусть в эту страну Не идут, не идут поезда, Нас мамы впервые Приводят за ручку сюда. В стране этой звонкой, весёлой Встречают нас, как новосёлов. Страна эта в сердце всегда!
Здесь нам слышится порою В тихом шелесте страниц Шум далёких новостроек, Голоса цветов и птиц. Ветер странствий крутит глобус, Машет нам своим крылом В той стране, стране особой, О которой мы поём.
Пусть в эту страну Не идут, не идут поезда, Нас мамы впервые Приводят за ручку сюда. В стране этой звонкой, весёлой Встречают нас, как новосёлов. Страна эта в сердце всегда!
Учитель: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Мы собрались всем классом на этот замечательный праздник – День знаний. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. День знаний – особенный праздник, добрый, светлый, оптимистичный. Это праздник, который задаёт настрой на весь учебный год. Это праздник, который дарит радость новых открытий, общения, совместной деятельности на благо общества. Поэтому так актуальна тема Первого урока – «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».
Главное, ради чего существует школа, – это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают?
• Излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то.
• Заинтересовывают, «искушают» вас знаниями.
• Убеждают в пользе учения.
• Заставляют вас учиться.
• Организуют вас.
• Спрашивают, контролируют, оценивают вас.
А учитесь вы сами. И в конечном счете именно от вас зависит, овладеете ли вы необходимыми знаниям, умениями и навыками.
• Вы можете учиться хорошо или плохо, интересоваться знаниями или нет.
• Вы можете слушать или не слушать учителя.
• Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.
• Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не обратить внимания на это.
• Вы можете дома прочитать, повторить материал.
• Вы можете заняться самообучением, самообразованием, а можете идти гулять.
Казалось бы, выбор прост. Достаточно только определиться. Допустим, вы твердо решили учиться на «отлично». Но возникают новые вопросы: умеете ли вы правильно распределять время, планировать свой день, создавать удобную обстановку для работы? Владеете ли приемами эффективного запоминания информации? Умеете ли вы применять полученные знания? Можете ли сами себя контролировать?
Если научитесь это делать, то сможете заняться самообразованием – высшим уровнем самосовершенствования. Умения приобретать знания из разных источников, применять их в практической деятельности пригодятся вам в самых разных жизненных ситуациях.
Человечество развивается благодаря тому, что новые поколения, приходя на смену старым, осваивают все, что было достигнуто, сделано предыдущими поколениями, и на этой базе создают новые знания, технологии, обогащают культурное наследие. Таким образом, перед каждым из вас стоят две задачи:
1. Овладеть знаниями и опытом предыдущих поколений.
2. Своим трудом, творчеством внести вклад в развитие общества.
«Как учиться хорошо?»
Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.
- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается?
(Дети высказываются)
Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Во-вторых, нужно помнить, что учение – это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.
В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они – дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.
Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать? А где можно получать знания после школы?
Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране. Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях.
Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Н е глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках».
(Обсуждение высказывания Мастера)
Учитель: Ребята, а что значит учиться?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Правильно говорят многие из вас, что учёба — это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать, всё точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы всё успевать.
Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы — хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра. И остаётся на домашнюю работу совсем немного времени, ну прямо-таки чуть-чуть, а нужно сделать и математику, и русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат. Что же делать?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.
Я с утра учу таблицу.
Я замучился совсем:
Дважды девять — 18,
Трижды девять — 27.
Не смотрю я передачи,
Даже мультики — ни-ни!
Всё учу её, таблицу,
Даже в выходные дни!
Не гонял я мяч с друзьями,
Телевизор не смотрел.
Но зато — ура! — таблицу
Я, ребята, одолел.
(Из материалов к урокам Л. С. Серебренниковой)
- Как мальчик справился со своей проблемой?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности — умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать своё поведение, управлять им. Как только перед человеком встаёт выбор — полежать или выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции. Один идёт к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят: «он плывёт по течению», он «овощ».
Но ведь всё, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее.
Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20- 25 лет.
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель:Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми — иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Как сосредоточиться на уроке?
Классный руководитель. Представьте: вы стоите у доски и не можете решить задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!»
Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.
Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.
Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах учителя?
В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не двигается, напряжен - и внимание его само собой концентрируется. Мы сдвигаем брови, наклоняем корпус вперед к собеседнику, потому что хотим быть внимательными, и становимся внимательными, если примем определенное положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу. Этому вас учили еще в первом классе: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...
Учитель: Сейчас мы проведем путешествие по некоторым континентам Планеты знаний, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.
Загадки о школьных предметах:
1. Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать… (математика)
2. Грамотным будет любой ученик,
Если он знает… (русский язык)
3. Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать язык… (иностранный)
4. Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках… (литературы)
5. Укрепит мускулатуру всем детишкам… (физкультура)
6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,
Им нужны уроки… (музыкальные)
7. Картины, краски, высокие чувства –
Этому учит… (изобразительное искусство)
8. Мастерить, работать с увлечением –
Для этого нужно… (трудовое обучение – технология)
9. Далекое прошлое, древние территории –
Это изучает наука… (история)
10. Знать и любить природу научит… (природоведение)
«Талант — это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10...» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создаёт прочный фундамент, такой, который выдержит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.
А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.
Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашние задания.
(Заслушиваются ответы учащихся)
Упражнение «Зачем я учусь?» - А теперь, чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь?»
1. Я учусь для того, чтобы все знать. 2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения. 3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки. 4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи. 5. Я учусь для того, чтобы быть полезным обществу и Родине. 6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами. 7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей. 8. Я учусь для того,…
Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Как развить силу воли?
Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.
• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.
• Верьте в себя.
Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и инициативность, и целеустремлённость.
А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами.
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.
Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».
Учитель: Будьте внимательны.
Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?
Каждое утро ли ты делаешь зарядку?
Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?
Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?
Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?
Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?
В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?
Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?
Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?
Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?
Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Интерпретация теста. За каждый ответ «да» поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.
Если набралось от 22 до 33 баллов — вас можно поздравить — с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.
Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.
Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.
(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)
Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?
(Заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом — спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.
Помните!
Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.
Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите ещё одну милю», — говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.
Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идёт дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.
Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное — верить в себя, в собственные силы.
А главное — действовать, идти вперёд, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.
Слушание и обсуждение стихотворения.
- Послушайте стихотворение и подготовьте ответ на вопрос: «Есть ли в этой шутке доля правды?»
Если б не было школ
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было,
Если б не было школ!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
- Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
- Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
- Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он явился бы в гости... с дубиной!
- Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он явился бы в гости... с дубиной!!
Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие по некоторым континентам Планеты знаний. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год! В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.
Рисунок 1
Эти карточки я сохраню, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.
Заключение
- Что такое ЗНАНИЕ?
- Для чего нужны знания?
- Кем бы вы хотели стать в будущем? Как этого добиться?
- Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!