Просмотр содержимого документа
«Парные согласные ж-ш»
Тема: Ж-Ш. Журавль
Дата: 21.04
Цели:
Продолжать наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков; учить способу проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, повторить изученные орфограммы.
воспитывать : активность. аккуратность, познавательный интерес, любовь к животным и птицам.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Ход урока
Орг.момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Рассмотрите предметы, изображенные на картинках. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу. (Картинки: жираф, ежи, кошка, мыши)
Упражнение на выделение общего согласного звука в словах - Назовите общий согласный звук в словах «жираф» «ежи» (звук «Ж»)
- Назовите общий согласный звук в словах «мыши» «кошка» (звук Ш)
3.Сообщение темы и цели занятия - Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии? (Звуки Ж-Ш)
- Правильно.
-А кто знает почему именно эти звуки? Как их можно назвать?
Тема нашего занятия « Парные согласные Ж-Ш»».
-Какие цели мы можем поставить перед собой (учиться различать эти звуки в словах, повторить правописание сочетания “жи” и “ши”).
А помогут нам в этом два два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик.
Учитель выставляет на доску изображение двух гномиков.
4. Актуализация знаний.
На первый взгляд наши гости кажутся очень похожими, но если мы присмотримся к ним, то увидим, что различия есть. К тому же, гномики пришли к нам на занятие со своими любимыми игрушками. Обратите внимание, что они прячут за спиной. - Первого гномика зовут Шик. Что он прячет за спиной? (Наушники) - С какой буквы начинается его имя? (Ш) - Давайте вместе произнесем звук Ш и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим Ш? Звук Ш звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук Ш - глухой) - Второго гномика зовут Жик. Что он прячет за спиной? (Колокольчик) - С какой буквы начинается его имя? (Ж) - Давайте вместе произнесем звук Ж и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим Ж? Звук Ж звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук Ж - звонкий) - Теперь мы знаем, чем отличаются эти братья, и постараемся их не путать.
-Они пришли к вам не просто так, а приготовили задания, после выполнения которых вы будете оценивать свою работу самостоятельно на этих листах (демонстрирую ученикам)
5. Первичное усвоение новых знаний.
Дифференциация Ж-Ш на уровне слова. (Работа в группах)
- Первое задание. В группах вам нужно будет поделить эти картинки между братьями. Как вы думаете, картинки, с какой буквой возьмет себе Шик? А Жик? (Шик возьмет картинки с буквой Ш, Жик – с буквой Ж) - На первой картинке изображены шары. Какая буква есть этом слове Ш или Ж? (Ш) - Кому отдадим эту картинку? (Шику) Аналогичная работа проводится с каждой картинкой. Когда дети поделили все картинки между гномиками, учитель предлагает проверить правильность выполнения задания.
-Оцените свою работу
(8 предметов – 5 баллов
6-7 предметов- 4 балла
4-5 предметов – 3 балла
2-3 предмета – 1 балл
0-1 предметов – 0 б.) - Теперь наши гости – гномики хотят проверить вашу фантазию. Для этого возьмите индивидуальные листы ученика, самостоятельно запишите в строчках слова с буквой Ж и слова с буквой Ш.
Оценивание работы: за каждое правильное слово – 1б)
6.Физминутка
7. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику.
-Ребята, откройте учебник на странице 125, найдите упражнение 2.
-Послушайте как произносятся шипящие на конце слова. А как пишутся? Какой вывод можно сделать? (Звонкий Ж на конце произносится как Ш . Слабый согласный нужно проверять).
- В проверочных словах парный согласный слышится чётко! Почему? (за ним стоит гласный)
- Правильно, рядом с ним гласный звук!
8.Первичное закрепление.
-Гномики приготовили для вас очередное задание. Ваша задача вставить в слова пропущенные буквы и проверить написание букв ж или ш.
- Как вы будете проверять? (подбирать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).
-Какая орфограмма встречается в задании? (жи-ши)
Оценивание работы За каждую пару слов 1 балл (максимальное количество 5 баллов)
- Ребята, для чего нужно знать эти правила? Где оно вам пригодится в жизни?
Развитие речи.
Работа в группах
Отгадать загадку
Ответить на вопросы
2.Чем птицы отличаются от других животных.
3. Каких птиц вы знаете?
4.Каких перелётных птиц вы знаете?
5.Почему птицы улетают в тёплые края?
Оценивание: за каждый вопрос 1 балл (максимальное количество 5 баллов )
Сегодня на втором уроке мы познакомимся с текстом Евгения Ивановича Чарушина « Журавль»
Беседа о птице журавль , что эта птица занесена в Красную книгу. Показываю энциклопедию.
9) Информация о домашнем задании.
Придумать 2-3 слова с парными согласными. Нарисовать журавля.
Найти и прочитать сказку в которой говорится о журавле.
Выполнить упражнение 4 на стр.125. Прочитать стр.127
10) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Какая тема урока была сегодня?
-Что нового узнали?
-Что повторили?
Детям предлагается подсчитать свои баллы. Каждый ребенок приклеивает свой шарик на лист, таким образом мы видим какая группа была самая внимательная и активная.
Снится ночью пауку Чудо—юдо на суку: Длинный клюв И два крыла... Прилетит — плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это... ___________________________________
- Какие вы знаете сказки с названием птиц? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Каких перелётных птиц вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему птицы улетают в тёплые края? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________