Цели: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; сравнивать в них произношение и написание корня, применять различные способы поверки написания парных согласных в корне слова (изменением числа, либо подбором однокоренных слов);
- Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, составить алгоритм проверки парных согласных в корне слова, формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;
- работать в парах.
Мотивация к учебной деятельности.
(Звучит песня В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки)
- Какое настроение у нашей улитки? (весёлое, радостное)
- Как вы это определили? (она нам улыбается)
- Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить настроение.
- Улыбнитесь друг другу.
- Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?
- Написание безударной гласной в корне слова.
- Чему мы научились?
- Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова.
2. Актуализация знаний.
- На доске написаны слова. (в…сна, т…грята, к…р…ндаш, к…рмушка, наро…, ду…ки)
- Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (спишем слова, вставим пропущенные буквы)
- Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (правописание безударных гласных в корне слова)
- Как вы будете действовать? (по алгоритму)
1. найти в слове ударный слог, для этого поставить знак ударения;
2. выделить корень;
3. подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне;
4. написать слово и подчеркнуть орфограмму.
- Предлагаю поработать в парах, договоритесь, кто прочитает слова, кто будет записывать, вместе подберите проверочные слова.
- Что вы не смогли сделать? (не смогли определить, какую букву нужно дописать в слова народ, дубки,)
- Почему не смогли? (в эти слова нужно дописать согласные буквы, а мы не знаем как их проверить)
3. Постановка учебной задачи.
- На какие же вопросы нам предстоит ответить? (в какой части слова пропущены буквы, какие согласные нужно проверять, когда нужно проверять слова с парными согласными, какие слова являются проверочными, какие способы проверки есть для слов с парными согласными)
- На какие вопросы вы сможете ответить?
В какой части слова пропущены буквы? (в корне – народ-, дуб-)
Какие согласные нужно проверять? (парные согласные д, б)
- Все ли согласные назвали? (нет, нужно проверять ещё согласные – в, з, г, ж)
Когда нужно проверять слова с парными согласными? (когда они стоят на конце слова или в корне перед глухой согласной)
4. Поиск решения учебной задачи.
- Значит ваша цель? (научиться подбирать проверочные слова, писать слова с парным согласными в корне слова)
- Сформулируйте тему урока. (Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова)
Учитель: Прокомментируйте орфограмму в слове
Народ (дети записывают в тетрадях)
Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается.
Учитель: - Как проверить орфограмму?
- Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова народ?
- Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова?
- Надо изменить форму слова народ - народы.
Дети: В этом слове согласный звук слышится звонко, чётко.
Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом?
Дети: Да.
Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известного?
Дети: В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная.
Учитель: - Как проверить парный согласный на конце слова?
- Сформулируйте правило.
Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно.
- Какая орфограмма в слове дубки? (Парный согласный в корне).
- Подберите проверочное слово.
Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные, форма слова).
- Выделяем корень в словах. Слова дубок, дубы, дубовая являются проверочными к слову дубки? Почему? (После парный согласной стоит гласный).
- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
- Как нам проверить правильно ли вы сформулировали правило? (прочитать правило в учебнике)
- Составим алгоритм проверки парных согласных.
надо:
изменить … или
подобрать …
так, чтобы …
народ - народы
5. ФИЗМИНУТКА.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Предлагаю поработать в парах.
- Прочитайте слова, как вы думаете, какое задание будем выполнять. (Выберем букву, которую нужно написать в слове, запишем слова в тетрадь)- комментированное письмо
- Какой следующий шаг? (потренируемся в написании слов с парными согласными в корне)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.
- Я сочинил стишок, вот он
Берёзка – берёза
Ры _ ка – лодочка
Ло _ ка – селёдочка
Яго _ ка – рыба
Селё _ ка – ягода
-Запиши стишок правильно.
( Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з)
- Проверьте работу по эталону, оцените.
Эталон
Я сочинил стишок, вот он
Берёзка – берёза
Рыбка – рыба
Лодка – лодочка
Ягодка – ягода
Селёдка – селёдочка
8. Включение в систему знаний и повторение.
Тест.
1. Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б
2. Обведи слова с парной согласной на конце:
молотки дом голубь дорожка нос
3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:
погодка грибы виноград глазок лебеди
4. Вставь букву:
Д У . К И
З У . К И
М О Р О .
А Р Б У .
- Проверьте по эталону.
- Договоримся как будем оценивать работу. (дети: если ошибок нет -!, 1 - 2 ошибка - +, более 2 ошибок - ?)
Тест.
1. Обведи парные согласные:
З Н С Ч Б
2. Обведи слова с парной согласной в корне слова:
молотки дом голубьдорожка нос
3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:
погодка грибы виноград глазок лебеди
4. Вставь букву:
Д У Б К И
З У Б К И
М О Р О З
А Р Б У З
- Кто поставил себе вопросительный знак?
- Что не получается?
- Над чем нужно ещё работать?
9. Итог урока
- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что нам помогло?
- Кого бы вы сегодня хотели поблагодарить за помощь на уроке?
- Возьмите цветные полоски и покажите, какое настроение у вас в конце урока.