kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Откуда берутся снег и лёд?

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России".Зимний гость- Снеговик приходит к детям на урок. Ребята- исследователи. Они знакомятся со свойствами льда и снега, обобщают знания о зиме,её характерных признаках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Откуда берутся снег и лёд?»


Конспект разработан
учителем начальных классов
МКОУ СОШ №15 х.Садовый Бобровой Н.В.


Урок окружающего мира

Класс: 1

УМК «Школа России»

Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»






Цели:

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира (изменений в природе зимой), умение осуществлять анализ объектов (снега и льда) с выделением признаков;

коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные УУД – познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: исследовательский, словесный, наглядный,

Оборудование: Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2018 года, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, стаканчики для снега и льда, стеклянные палочки, снег, лёд, молоток, мелодия «Марш снеговиков», карточки с записью слов со свойствами льда и снега, рисунок Снеговика, жетоны-снежинки.


Ход урока

I.Организационный момент

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира. Девиз урока: « Самая чистая радость – радость общения с природой » .


-Ребята посмотрите внимательно на картинку. Скажите, какое время года на ней изображено? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима?






- А теперь проверим, насколько вы наблюдательны к изменениям в природе. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите синюю карточку, а если нет, то красную.

  1. Солнце восходит рано и заходит поздно.

  2. Прошел дождь.

  3. Земля покрыта снегом.

  4. Побежали ручьи.

  5. День короткий.

  6. Метет метель.

  7. Ледоход.

  8. Реки покрыты льдом.

II. Введение в тему.

Начинается урок

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

- Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Посмотрите, кто пришел к вам в гости?

Вы узнаете это, отгадав загадку: В голове – снег,

В животе – снег,

И в ногах – снег,

И в руках – снег,

Что за чудо человек?

(На доске появляется рисунок Снеговика)

- Почему его так назвали? (сделан из снега)




Мы вместе со снеговиком расширим свои знания о снеге.

(на доске появляется карточка СНЕГ)

Он пришел к вам на урок не с пустыми руками, он принес загадку.

Рыбам зиму жить тепло.

Крыша – толстое стекло (лед)

(На доске появляются карточки: СНЕГ и ЛЁД)

А еще Снеговик принёс для вас красивые снежинки, которые он просил вручать тем детям, которые будут хорошо работать.

- Определите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)

- Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?

- За правильные ответы он попросил меня дарить вам снежинки.

- Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замерзшая вода)

-Раз снег и лед - это замерзшая вода, то они должны быть одинаковые?

-Чем различаются снег и лед?


III. Открытие новых знаний. Исследовательская работа

Откуда берутся снег и лёд и что это такое?



- Это наша гипотеза, т. е. предположение. Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А для этого нужно сделать нам исследование.

*совет снеговика



- Готовы стать учёными-исследователями?

- Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, надо провести опыты.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.



-Сегодня вы будете настоящими исследователями и будете проводить научные опыты. Снеговик предлагает вам исследовать снег и лед.

Работать будем в группах, вспомним правила:

1.Называем по имени.

2.Если не понял- переспроси.

3.Один говорит – другие слушают.

4.Своё не согласие выражай вежливо. если возник вопрос, подними « ?».

5. Работа закончена – «!».

Пока я раздаю вам снег и лед, вы в это время читаете слова, которые прикреплены на доске. ( рыхлый, прозрачный, хрупкий, бесцветный, белый, непрозрачный)

Проведение опытов «Свойства льда и снега».

Опыт 1.

- Рассмотрите снег и лед. Попробуйте из снега сделать горку.

- А изо льда. Получилось?

А ямку? Что вы заметили?

- Значит снег какой?

Выберите подходящую к этому свойству карточку со словом. (рыхлый – один ученик выходит к доске и прикрепляет нужную карточку)

-Давайте проверим лед на хрупкость. (Учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности.) О каком свойстве льда вы можете сказать? Выберите карточку с нужным словом (хрупкость)

Руководители группы отвечают по плану:

  1. Описание опыта (оборудование)

  2. Наблюдение.

  3. Вывод.


Опыт 2.

- Какого цвета снег? ( белый)

Что можно сказать о цвете льда? (бесцветный)

Опыт3.

-Положите на листы цветной бумаги снег и лед

Что можно сказать о прозрачности снега (непрозрачный)

- О прозрачности льда? (прозрачный)

На доске появляются слова со свойствами снега и льда.

Так чем же различаются снег и лед?

Вывод: снег и лед имеют разные свойства.

-Какие ещё свойства можете назвать? (Холодный, безвкусный, на снегу можно увидеть следы, снег и лёд сохраняет тепло- приведите примеры: трава под снегом зелёная-петрушка, рыбы в воде).

Свойства

Лёд

Снег

Твёрдость

хрупкий

рыхлый

Цвет

бесцветный

белый

Прозрачность

прозрачный

непрозрачный

Изменения в тепле

Тает, превращается в воду.

Тает, превращается в воду.


Физминутка

(Под музыку «Марш снеговиков» дети имитируют движения)


Солнце небо греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки ни пояс, наклоны и стороны.)

Во дворе у Снежной бабы

(Руки ни пояс, повороты туловища в стороны.)

Побелел морковный нос.

(Дети дотрагиваются до носа.)

В речке стала вдруг вода неподвижна

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится, снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.


Пока мы с вами делали опыты, что случилось со снегом и льдом?

- Из чего состоит снег и лед?

- Раз снег – это вода, лёд – это тоже вода, то почему они такие разные? - Вот какие загадки природы приготовил для вас Снеговик, давайте попробуем разобраться в них.

- Как из воды можно получить лед?

Можно ли лед получить в домашних условиях?

Как получить лед, мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года.

- А вот как образуется снег?

Рассказ учителя:

Водяные пары, испаряясь, поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно, поэтому они сразу же превращаются в маленькие-маленькие кристаллики. Но эти кристаллики – ещё не снежинки, они развиваются, растут, и постепенно у них появляются очень красивые и нежные лучики. Так появляются снежинки.

Просмотр ИКТ «Как образуется снег» - источник Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир»

Итак, как же образуется снег?

- А лёд как образуется?

-Так почему они такие разные?

Вывод: потому что образуются по-разному.

- Сколько лучиков у красавицы снежинки?

- Могут ли быть снежинки одинаковой формы?


IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Ребята, пока мы с вами работали, Снеговику стало совсем плохо от тепла, боится, что растает. Ему нужен снег. Поможем ему?

Наблюдения:

Работа по рисункам(по группам):

  • Жизнь животных зимой. Покорми птиц! (Птичьи столовые)


  • Пора простудных заболеваний. Можно ли есть снег?

  • Осторожно, гололёд! Опасные сосульки.

Лед появляется на лужах, реках и прудах, как только ударит первый мороз. С каждый днем ледяная корка становится все толще и толще. Но в начале зимы лед тонкий и хрупкий, поэтому он очень опасен. Ходить по тонкому льду нельзя, так как он может проломиться и человек окажется в ледяной воде. А это опасно для жизни.

- А теперь подумайте и скажите, почему под снегом тепло? Какое значение имеет снег для растений? (видеоролик)

Снежная шуба нужна для защиты растений от холода. А весной снежные сугробы растают и напоят землю водой.

-Объясните смысл пословицы: «Много снега – много хлеба».

- А какое значение имеет снег для животных?

В суровые зимние морозы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. Спят медведь и бурундук. В снежном домике укрываются в непогоду зайчишки. Но обилие снега мешает птицам добыть корм.

- А кто может помочь птицам зимой? Как?

- Где в природе вы видели лёд?

 б) Беседа о правилах безопасного передвижения по улице в гололёд.

К сожалению, лёд может быть опасным. Существуют такие природные явления, как гололёд и гололедица.

 

 Гололёд – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололёд наблюдается при температуре воздуха от 0 до минус 3. Толщина льда при гололёде может достигать нескольких сантиметров.

  Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

  Гололёд и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

  Вот как описывает это явление природы поэт И.Лешкевич в своём стихотворении «Гололёд».

 Февраль был тёплый, как апрель,  

 Внезапно подморозило,

 А тут ещё снежку метель

 На тротуар набросила.

 Скользит автобус голубой:

 Не зря шофёр волнуется –

 Ребята-школьники гурьбой

 Перебегают улицу.

 Один упал, другой упал,

 Поспешность не помощница:

 Один затылок трёт рукой,

Другой от боли морщится.

Шофёр отвёл от них беду

(Так не всегда случается). . .

На мостовой шалить на льду,

Конечно, воспрещается.

 - Как вы думаете, можно ли в гололёд избежать травм?

- О чём важно помнить, выходя в гололёд из дома?

- В какой обуви нужно в этот период выходить из дома?

- Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.

Правила передвижения по улице в гололёд.

1).Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.

2).Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.

3).Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.

4).Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.

5).Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны ( не заняты сумками).

6).Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрячь мускулы, чтобы смягчить силу удара).        

Пожилым людям в гололёд лучше вообще не выходить из дома.

Если следовать этим правилам, вы никогда не окажетесь в числе героев стихотворения В.Берестова «Гололедица»:

Не идётся и не едется,

Потому, что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

-А мы с вами будем всю зиму здоровыми и сможем любоваться красотами русской зимы.


Если вы правильно ответите на вопросы, которые он для вас приготовил, вы сможете для него получить снежинки.

Рабочая тетрадь С. 46 №2

- На странице 46, задание № 2 в рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега.

Определите какие свойства принадлежат льду, а какие – снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.


1. Графический диктант.

Учитель предлагает ряд вопросов, изученных в ходе урока.

У каждого из вас на партах на партах есть листок с 10 кружками. Если вы согласны с утверждением, то на кружке рисуете, снежинку, если не согласны, то кружок оставляете пустым.

- снег при таянии превращается в воду?

- если вода замерзнет, она превращается в лёд?

- снег бесцветный?

- лёд прозрачный?

- у снежинок пять лучей?

- снег рыхлый?

- лёд хрупкий?

- снег получается из водяных паров?

- все снежинки одинаковые?

- снег белый?

Проверка правильности ответов , показ снежинок. Ответы: * *-- * --* * * --*


-Молодцы, ребята, вы очень помогли Снеговику, и теперь-то он не растает.


- Какое значение снега и льда в жизни природы?

1.Это надёжное укрытие животных и растений от стужи.

2.Это досыта напоенная влагой земля.

3.Это удивительные и неповторимые явления природы (Сосульки, иней, снегопад, метель, гололёд, пурга, айсберги- крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спустившиеся в море или океан- плавающиеся горы изо льда). )..

4.Это весёлые забавы (ледяные фантазии, скульптуры из снега), спортивный отдых.

V.Итог урока.

-Кем вы были сегодня на уроке?

-Что исследовали?

-Что такое снег и лёд? Какое открытие сделали?

-Назовите свойства воды и льда.

-Почему снег и лёд образуется зимой, а не в другое время года?

-Верно ли, что снежинка и льдинка родные сёстры?

- Что такое гололёд и гололедица?

- Какой вред они могут причинить нашему здоровью?

- Какие правила передвижения по улице в гололёд важно помнить?


Вывод прочитать по учебнику ( Мудрая Черепаха).



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Рабочая тетрадь С. 46 №3

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку.


VI. Рефлексия

- Ну а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, продолжить предложение.

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

Теперь я знаю, что…

- Вы были настоящими помощниками снеговика и получили в подарок от него снежинки.

На снежинках нарисуйте - понравился ли вам урок? .


VII. Домашнее задание: придумать сказку о девочке-снежинке.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Откуда берутся снег и лёд?

Автор: Боброва Надежда Васильевна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-otkuda-bierutsia-sniegh-i-liod"
    ["file_id"] => string(6) "295260"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455797182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Откуда берутся снег и лёд"
    ["seo_title"] => string(30) "otkuda-bierutsia-sniegh-i-liod"
    ["file_id"] => string(6) "314777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459769351"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "«Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед»"
    ["seo_title"] => string(65) "izuchieniie_svoistv_sniegha_i_l_da_otkuda_bierutsia_sniegh_i_lied"
    ["file_id"] => string(6) "437943"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510227870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Технологическая карта урока "Откуда берутся снег и лед""
    ["seo_title"] => string(57) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_otkuda_berutsia_sneg_i_led"
    ["file_id"] => string(6) "614098"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1664461851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе. "Откуда берутся снег и лед?" "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-otkuda-bierutsia-sniegh-i-lied"
    ["file_id"] => string(6) "110527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406124694"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства