МБОУ «Гимназия № 36»
г. Иваново
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе
на тему:
«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА,
И КУДА ОНА УХОДИТ».
Выполнила: Ранжина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
2015-2016 уч. год.
Конспект урока по окружающему миру.
1 класс.
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит».
Цели : Образовательные:
-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- с помощью опытов показать процесс очистки воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Знать: - значение воды для жизни;
- что такое загрязнение и очистка воды;
- о пользе чистой воды для здоровья.
Уметь: - прослеживать по рисунку - схеме путь воды;
-очищать воду через фильтр.
Личностные УУД
-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование нравственно – этического оценивания;
-развитие личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности, внимания к людям.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-планировать свою деятельность на уроке;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах.
Оборудование: глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, м /проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на…… глобус.
- Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)
-Что обозначают, синим цветом? (воду).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. («о воде»)
- Правильно о воде! К нам пришла в гости «капелька». Она будет помогать, нам узнавать новое.
Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)
-Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!
- А что вы знаете про воду? Где мы можем с ней встретиться? (слайды 3-13) Так что же такое вода? (слайд 14)
-Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным) Давайте составим схему.
Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, на которых изображены те, кому нужна вода.
(на доске получается схема)
-Вода нужна животным, растениям и конечно человеку. А как мы используем воду? (для питья, мытья ….) Молодцы!
- Ребята послушайте, кто так сказал:
«Надо,надоумываться
Поутрамивечерам.
Анечистым,трубочистам
Стыдисрам,
Стыд и срам».
– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворныемикробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)
Длячегонужначистота?
– Правильно, чистота – залог здоровья.
Физминутка.
Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз она уже умылась,
Два - изящно покружилась,
Три тихонечко присела,
На четыре улетела.
III. Постановка проблемы.
- У всех ли дома есть вода? Откуда она у вас?
- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)
-Все знаете, как вода попала в дом?
Подумайте, что мы будем обсуждать на уроке? Что узнаем на уроке? (как вода попадает в дом)
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
-Капелька нам будет помогать.
IV. Работа по теме урока.
-Отгадайте загадку:
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём,
Как мы это назовём? (слайд 16)
-Правильно, это водопровод (слайд 17). Первые водопроводы появились 700 лет назад в Древнем Риме.
-- Течет в нашем городе речка. Кстати, как она называется? (Уводь). С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы. Так пришёл в дом водопровод.
_ Трубы проложили, а как же вода в дома попадает? На 9 этаж поднимается? (демонстрирую 2 опыта: с переливающейся из сосуда водой и со шприцем).
- Водопровод есть, насосы воду качают, значит, у нас из крана течет вода прямо из речки?
- Конечно, нет, сначала ее очищают. Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей). (слайд 18).
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
-Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку.
- В Иванове (а раньше наш город назывался Иваново-Вознесенск) очистные сооружения строились уже в 19 веке (более 150 лет назад). Так они выглядят сейчас (слайды 20-25).
- Какой же путь проделала Капелька от реки до наших домов? (Ответы детей). А сейчас, давайте, проследим этот путь по схеме (слайд 19).
Река течёт за городом. На её берегу стоит башенка. В неё попадает вода из речки. Вода проходит через решётку и сетку, поэтому рыба в башенку не заплывает. Дальше вода течёт по трубам. Насосы толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру. Из башенки, которая стоит на берегу реки, воду гонят на очистительную станцию. Там вода оставляет мусор. Затем воду проверяют врачи. Они смотрят: нет ли в воде вредных для человека микробов. Чтобы уничтожить любые вредные вещества, воду пропускают через специальные фильтры и добавляют чуть- чуть хлор. И только после этого вода попадает в наш кран.
- У всех ли есть водопровод? Да, в деревнях все еще пользуются водой из колодцев и родников.
Физминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
V. Первичное закрепление. Практическая работа.
-А сейчас мы будем проводить опыты.
Работать будем в парах, для этого вспомните правила работы в паре
Правила работы в паре 1. Работать должны оба. 2. Уважай мнение партнёра. 3.Своё несогласие выражай вежливо. 4.Один говорит, другой слушает. 5. Если не понял, переспроси. |
Выполняется практическая работа.
(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)
- Работать будем поэтапно. У вас на партах оборудование для практических работ.
1. Приготовьте стаканчик с чистой водой и воронку.
2. Возьмите пробирку с землёй и песком.
3. Смешаем воду с землей.
4. Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.
5. Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.
VI. Закрепление. Построение ситуации затруднения.
- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и не кончается. Почему?
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?
- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?
- Проследим ее путь по схеме (слайд 19).
VII. Экологическая страничка.
Сказка о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
- Давайте, напишем послание первоклассникам, которые будут учиться через 100 лет, как нужно беречь воду (на обратной стороне капельки по одному предложению).
VIII. Рекомендации для занятий дома.
С помощью родителей придумайте знак-обращение к людям: «Берегите воду!»
IХ. Итог урока.
-Капелька просит вас закончить предложения, чтобы подвести итог нашего урока:
Сегодня на уроке я узнал ……..
Я научился …
Мне понравилось ….
Х. Рефлексия.
- Давайте оживим капельки, которые у вас на столах. Нарисуйте им лицо, по вашему настроению.
-А теперь капельки полетят к доске, приклеим их на облачко. Ведь облако – это тоже вода!
Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!