«Окружающий мир», А.А.Плешаков, тип урока - получение новых знаний.
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Осознание чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Установка на безопасный здоровый образ жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов обучения:
Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья);
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Учебные задачи направленные на достижение предметных результатов обучения:
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать, сравнивать, ставить опыты, выделять характерные особенности природных и социальных объектов;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни.
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Цели:
Познакомиться с природными источниками воды, используемыми в быту.
Проследить путь воды в дом и из дома.
Показать процесс загрязнения и очистки воды, значение воды в доме.
Воспитывать бережное отношение к природе и водоемам.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся прослеживать путь воды.
Учащиеся осознают необходимость использования чистой воды, её экономии, опасность употребления загрязненной воды.
Оборудование:
Использование ИКТ
«Злючка-Грязючка» (куклы)
Набор для фильтрации воды
Схема движения воды на доске (макет)
Коромысло, ушат
Таблицы с новыми словами
Интерактивная доска
Оборудование учащихся:
Конверты с карточками, показывающими путь воды в дом и из дома
Капельки своего настроения - оцени себя
Ход урока. I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
Вот книжки на столе, А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный\
Ребята, урок действительно важный и необычный, а чем он необычен? (у нас много гостей)
Давайте поздороваемся с нашими гостями, пожелаем всем здоровья.
Здравствуйте! Слово какое чудесное! Доброе, красивое, чуточку нежное. Здравствуйте! - скажем мы новому дню. Здоровья желаем всем и всему.
(- Садитесь.)
II. Самоопределение к деятельности. 1* Отгадайте загадку.
Слайд №2, №3.
Ребята, Мудрая черепаха принесла нам на урок загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете о чем пойдет речь на уроке.
Меня пьют, меня льют, Всем нужная, Кто я такая? (вода)
В кране (открыть кран)
В куллере (купили)
Течет, течет - не вытечет. Бежит, бежит - не выбежит.
2. - Начинается водопровод далеко за городом. В реке огораживают решеткой место, где стоят мощные насосы. Около этого места можно прочитать много табличек, на которых написано: «Не купаться», «Не кататься на лодках», «Не стирать белье», «Не пасти коров» и еще много «НЕ», «НЕ». ( Применение ИКТ)
Как вы думаете, почему столько запретов?
Эту воду будут пить люди, и поэтому ее надо охранять.
Мощные насосы несут воду в трубы, а в трубе стоят решетки, чтобы речные жители не попали в трубу. ( Применение ИКТ)
А как вы думаете, нам можно пить речную воду? (Нет, она для человека не совсем чистая)
К нам на урок пришла «гостья», которая очень любит грязную воду, она в ней живет, а зовут ее «Злючка-Грязючка». ( КУКЛА)
Она нам хочет что-то сказать.
«Я, Злючка-Грязючка, если я поселюсь в воде, людям ее пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду».
Что будет с человеком, если он будет пить грязную воду? (ответы детей)
Дети, давайте придумаем, как нам защитить воду от Злючки-Грязючки? (ответы детей)
Воду надо очистить.
Вода по трубам приходит не сразу в дом, а на «Станцию очистки воды». Там вода проходит очень сложный долгий путь через фильтры - специальные очищающие устройства — и только чистая приходит в наши дома.
Мы попробуем с вами очистить грязную воду в классе.
Практическая работа.
(7 групп)
У вас 2 стаканчика. Один с грязной водой. Второй стаканчик с фильтром -пустой. Размешайте воду и аккуратно вылейте через фильтр.
Очистилась вода? - в конце урока - (ответы детей)
Очистить воду, чтобы она стала для человека не опасна очень трудно, и поэтому к воде нужно относиться бережно. Стараться экономить воду. Закрывать кран, если вам вода уже не нужна
(ГЛОБУС) -На земном шаре вода занимает 71% поверхности земли т.е., воды на земле очень много. Зачем же нам ее беречь? Подумайте, ребята, ведь ее так много на Земле? ( ответы детей)
Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Сама по земле плетется. Резерв: Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит.
Откуда же в дом к нам может поступать вода? (из реки) (ИКТ)
Правильно ребята.
С давних времен, люди строили свои дома около рек.
А почему около рек? Что давала река?
Человек не может жить без воды. Она нужна для приготовления пищи, для домашних нужд.
Река кормила, (рыба)
Река служила средством передвижения, так как раньше не было много дорог. (ИКТ)
У нас на доске тоже течёт река, но она у нас не очень весёлая, грустная. Давайте подарим нашей речке капельки своего настроения. И посмотрим какая у нас получится река: весёлая или грустная.. (Дети берут из конвертов капельки и прикрепляют их к реке.)
Отгадайте еще одну загадку, которую принесла Мудрая черепаха.
Оно, ложась на чьи-то плечи, Носило воду в дом из речки Потом в один прекрасный год В дом провели водопровод. И вот теперь оно, ребята, Лео/сит в музее экспонатом.
О каком предмете идет речь? Что это за «ОНО»?
Что помогало хозяйке носить воду в дом из реки? (коромысло)
Правильно, коромысло. В нашем школьном музее есть такой экспонат.( показать)
Кончится в доме вода, и хозяйка берет коромысло, два ведра, и идет к реке за водой.
Подойдет к реке, низко ей поклонится, и скажет: «Здравствуй, здравствуй, речка-мать, дай водицы нам набрать». И идет домой с полными ведрами.
Как вы думаете тяжело было нести воду?
Да, очень тяжело, дома в старину строили не только у реки, но еще на самом высоком берегу, чтобы в половодье речная вода не затопляла дома.
Вот женщина и идет от реки с полными ведрами в высокую гору. А идти надо правильно, чтобы вода из ведер не расплескалась. А ведра были деревянные, тяжелые.
(Показ слайдов « Женщина с коромыслом») (ИКТ)
- Пойдет Катя не одна, и мы с ней пойдем. (Плечами не крутим, а ноги переставляем с ноги на ногу). Идем ровно.
Коромысло с ведром Загремело на весь дом:
- Никто по воду не ходит. Коромысла не берет. Стали жить по новой моде - завели водопровод. Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы? Речка спятила с ума - по домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым Шли девицы за водой по улице мостовой. Подходили к речке близко, речке кланялися низко: - Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!
Так сказало коромысло, И на гвоздике повисло.
Самуил Маршак
Как же теперь в наш дом приходит вода? (по трубам)
Да, правильно, по трубам. А откуда? (Загадка)
Аня подготовила для нас загадку.
Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом в самый зной, Ледяной поит водой, (ключик)
Кто из вас с родителями ходил на ключик?
Чистая из ключика вода?
А откуда берется эта вода?
Да, эту воду называют подземная вода и она проходит через многие слои земли песка и камней.
Учеными доказано, что вода, проходя через песок и мелкие камушки, становится чистой.
Но как вы думаете? Родниковую подземную воду люди должны очищать?
Да, и для подземной воды строят очистные сооружения, прежде чем она придет к нам в дом.
Физкультминутка:
Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку, И веснушки на носу, Заверну себя в простынку и в кроватку отнесу.
Дом. (макет дома на доске)
- И вот наконец вода попадает к нам в дом.
Дети:... - расскажут нам стихотворение. А вы внимательно слушайте и скажите, для чего вода нужна нам дома?
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли. Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды -Жить нельзя нам без ... (воды).
(вымыть руки и лицо, готовить и стирать, варить кисель...)
Интерактивная доска - (карточки у детей) УМЫАЕМСЯ, МОЕМСЯ ,ГОТОВИМ ЕДУ,СТИРАЕМ)
( Схема на доске)
По трубам поступает в дом чистая вода. Мы ее применили в быту. Какая стала вода? Кто в ней опять поселился? (Злючка-Грязючка)
Куда же девается эта грязная вода?
Она по трубам-лабиринтам опять устремляется к реке.
А если эта грязная, жирная, мыльная вода попадет в реку, что произойдет? (экологическая катастрофа)
Как же нам избавиться от «Злючки-Грязючки»? Мы должны ей помешать попасть в реку. Направить грязную воду в очистные сооружения. И в реку попадет чистая вода.
ИКТ – интерактивная доска ( путь воды в дом и из дома; для чего нужна вода дома)
Итог:
1. У вас на парте лежат конверты. Откройте их и еще раз проложите путь воды. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Рефлексия:
Для того, чтобы вы могли оценить сами свою работу на уроке у вас на партах есть ещё один конверт. Посмотрите, что в конверте?
В нём лежат разные капельки: радужные и грустные.
Выберите радужную капельку:
Кто для себя сделал открытие.
Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
Кому на уроке было интересно.
Кому урок подарил хорошее настроение.
Но если у вас не всё получалось на уроке, вы что – то не поняли, возьмите грустную капельку.
Давайте наши капельки подарим речке – матушке, прольём их на неё дождиком.
- Посмотрите, какой радужный и счастливый получился у нас дождик. Вы все большие молодцы!