Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: логическое мышление, обобщение, анализ, аналогия.
Демонстрационный материал:
• компьютерная презентация.
Ход урока .
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).
- А теперь разминка:
• Наша страна называется...
• Столица России...
• Столица Татарстана....
• Наша планета называется ...
• Земля имеет форму ...
• Великая русская река...
• В реке вода ..., а в море...
- Молодцы! Отличные ответы!
- Очень много знаете! А хотите знать еще больше? Вы готовы?
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
3.Зафиксировать необходимость нового знания.
- Ребята, вы узнаете нашего гостя? Да, это любознательный Муравьишка. В лапках Муравьишки письмо. В конверте стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ... (воды).
- Для чего нужна вода?
• Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2-3 суток. Вода входит в состав живых организмов..
• В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.
• В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.
• В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой.
• Водная дорога: для перевозки людей и грузов.
• Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.
- Вот что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.
- Дети, кто сегодня утром пользовался водой? И я пользовалась, и одна капелька пришла вместе со мной на наш урок.
А откуда к нам в дом приходит вода? Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наши дома. Только как? (По трубам).
- Значит, мы пьем речную воду?
- Неужели можно пить речную воду? Почему нельзя?
- Как вода может загрязняться? (Заводы выпускают отходы, речной транспорт).
- Что может случиться, если пить такую воду? (Заболеть).
- Что же делать? (Предположения учеников).
- Попробуйте каждый сам продумать движение воды из реки в дом, может быть, мы, и сможем ответить на беспокоящий нас вопрос. (Дети делают индивидуальные зарисовки).
- Какие разные получились картинки?! (Учитель демонстрирует их на доске).
3. Постановка проблемы.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Что мы сейчас изображали?
- А почему получились разные картинки? (Мы еще не знаем, как нужно).
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- Какие же задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Узнать, откуда пришла в дом вода, и выяснить, какую воду можно пить).
- А вот капелька воды, девочка Капелька будет гидом-экскурсоводом в нашем путешествии. Значит, вопросы, на которые мы должны найти ответ:
Откуда?
-Что же делать, мы же не хотим пить грязную воду? (Нужно воду очистить, стоят же дома очистительные приборы, прикрепленные к крану.)
- А у меня дома нет такого очистителя воды, значит, мне пить
речную воду? А людям, которые живут рядом с морем, придется пить морскую воду, да? (Вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода).
- Как же быть? Вы знаете какой-нибудь способ? Какой же путь должна проделать вода, прежде чем она окажется у нас в доме? (Мы пока этого не знаем.)
- А хочется вам узнать?
- Какие же задачи мы ставим сегодня перед собой? ■ Узнать, какой путь должна проделать вода.
• Каким способом можно очистить воду, чтобы ею можно было пользоваться.
- Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Откуда в наш дом приходит вода»).
Организация учебной деятельности на этапе 4.
- Капелька воды, девочка Капелька покажет нам весь путь.
Мы начинаем свой путь от реки. Здесь вода попадает в водопровод. Чтобы вода в водопроводе была чистой, по берегам реки должны быть строгие объявления. Как вы думаете, какие?
«Не купаться!»
«Не стирать белье!»
«Не пасти коров!»
«Не кататься на лодках!»
- Что поделаешь, эту воду пить людям. Вот и приходится охранять реку.
Решетка
- Как вы думаете, что нужно поставить у начала водопровода, чтобы какой-нибудь мусор или рыба не попали в водопровод? Вспомните, чем перекрыто дно раковины у вас на кухне? (Решеткой).
Решетка
- Вот наша девочка Капелька прошла через решето.Вода стала чище? Понаблюдаем, что же дальше? Что-то не в дом направляется Капелька. Куда же она нас привела?
Да, на станцию очистки. Ведь решето может задержать только крупные загрязнения. А крошечные песчинки?
- Здесь стоят огромные баки, через которые вода течет очень медленно, и весь мусор успевает осесть на дно.
Станция очистки
«Не пейте сырой воды!». Кому из вас так говорили? А почему, вы знаете?
(Выслушиваются предположения учеников).
- Это только на вид вода кажется чистой, а если посмотреть в микроскоп — прибор, который все увеличивает во много-много раз, - чего в ней только нет! Плавают, шевелятся "какие-то странные живые существа - микробы. Целый зоопарк! Среди них попадаются вредные и опасные для здоровья.
- Значит, что же еще нужно сделать, прежде чем принимать такую воду?
- Правильно, воду на очистительной станции нужно обезвредить. Как же это происходит?
Обезвреживаниеводы
На станции воду пропускают через специальные фильтры, если вода была очень грязная, то добавляют в нее хлор.
Использование чистой воды
-Теперь чистая и обезвреженная вода по трубам поступает в наши дома, мы ее используем. Куда же девается использованная, грязная вода? Наверное, в реку, по трубам грязная вода уходит туда, откуда пришла, т.е. снова в реку? (Ребята высказываются)
- Вот появилась еще одна Капелька, только что-то она не похожа на нашу девочку. Да, ее имя - Злючка-Грязючка. Она может жить только в грязной воде.
Использованная вода
Злючка –грязючка появилась, чтобы вместе с грязной водой отправиться в реку. Хорошо ли от этого будет речным обитателям?
Что же делать? (Ребята вносят предложения, которые вместе рассматриваем, принимаем решение).
- Ребята, значит, не на все вопросы мы еще нашли ответы. Нужно выяснить, куда использованная вода должна уйти.
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать длинный или короткий? (Ответы детей).
- Что же случится со Злючкой-Грязючкой, если она попадет в очистные сооружения?
Очистные сооружения
- Правильно, давайте за этим проследим. И правда, Злючка-Грязючка превратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит! Очищенная вода не принесет им вреда.
В реку
- Ребята, теперь вы знаете, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит. Давайте построим «маршрут» движения Капельки. (Ребята повторяют алгоритм действий).
5. Первичное закрепление.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Откуда вода в кране берется? Где вообще «живет» вода? (В озере, реке, море).
- Откуда приходит вода к жителям Казани: из озера, реки, моря? (Из Волги).
- Можно ли пить речную воду?
- Как вода может загрязниться?
- Что же делать, чтобы не заболеть? (Для питья можно воду фильтровать. А для очистки большого количества воды используются очистительные сооружения - станции очистки воды).
- Куда же девается использованная вода, грязная вода? (Через очистные сооружения снова в реку).
- Зачем чистить воду второй раз, перед речкой? ( Очистить, чтобы в реке вода была чистая и всем речным жителям хорошо жилось).
- Кому может принести вред Злючка-Грязючка, если окажется в реке? (Растениям, рыбам, речным жителям, водным насекомым, человеку).
2) Работа по учебнику: с. 44.
- Расскажите друг другу о путешествии капельки по картинке в учебнике.
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Организация учебного процесса на этапе 6.
1) - Ребята, я уверена, что вы и сами сможете спроектировать путь воды из реки до станции очистки. Поэтому предлагаю вам следующее самостоятельное задание:
• синим карандашом показать путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома;
• коричневым карандашом показать путь воды от дома до очистных сооружений;
• и вновь синим карандашом - путь от очистных сооружений до реки.
- А теперь сверьте свою работу с «готовыми чертежами». (Ученикам предлагается эталон для самопроверки).
7. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 7.
- Молодцы! Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний, и сейчас сможете сами проверить правильность наших суждений. Предлагаю вам, как молодым ученым, согласиться или отвергнуть полученный вывод о том, что загрязненную воду возможно очистить на очистных сооружениях.
Опыт: 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан воды пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах сравнивается.
Вывод: загрязненную воду можно очистить.
- Что вы можете сделать, чтобы Злючка-Грязючка никогда не поселилась в наших реках? (Ответы учащихся).
8. Рефлексия учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 8.
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды.
Птица, зверь и человек
Без воды прожить не могут
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Ваше трудолюбие, усердие, ваше доброе сердце помогли нам сегодня проделать такое серьезное путешествие. Мы даже сумели спасти речку от Злючки-Грязючки, какое хорошее дело мы сделали. Мы молодцы! Я думаю, что из вас получатся настоящие ученые-экологи. Сегодня мы уже занимались проблемами экологии. Вы знаете, что это такое? В переводе с греческого «экое» - дом, «логос» -наука. Следовательно, экология - наука о доме, о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
- И вот первое домашнее задание начинающим экологам: нарисовать рисунки, придумать плакаты, рассказывающие, как можно и как нельзя вести себя около водоемов, чтобы не допустить появления в наших реках Злючек-Грязючек.
- Какую задачу ставили мы перед собой в начале урока? (Выяснить, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит)
- Вы уже неоднократно сегодня комментировали движение воды. Можете ли ответить на заключительный вопрос: через что должна пройти вода, выходя из реки и заходя в нее? (Через очистные фильтры)
- А теперь, уважаемые «ученые», постарайтесь дать оценку своей работе.
Если вы довольны своей работой, можете подойти ко мне после урока и выбрать себе приз.
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке, хочется вам узнать?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Почему вода так говорит?
Вы хотите узнать, как образуются облака, туман? Почему идет дождь?
- Об этом мы более подробно поговорим на следующем уроке.