Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России". Данный урок разработан на основе технологии развития критического мышления. Данная технология является инновационной и очень широко применяется в развивающем обучении, поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные:обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
-Давайте мы с вами пожелаем друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).
- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
…наша страна называется Россия?
…столица России Санкт- Петербург?
…наша планета называется Марс?
…наша планета имеет форму шара?
…великая русская река- Волга?
…в реке вода пресная, а в море тоже?
…моря пополняются за счет больших и малых рек?
…мы пьем речную воду?
…загрязненную воду можно очистить?
...грязная вода полезна для реки и ее обитателей?
- Молодцы! Отлично справились с заданием! Вы очень много знаете! А хотите знать еще больше?(Да!)
- Наш постоянный гость Муравьишка принес на урок необычное стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
- Для чего нам нужна вода? (ответы детей)
- Вот что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о реках и море и главный вопрос, на который мы с вами ответили: КУДА текут реки? (Реки впадают в моря)
- С какими реками мы с вами познакомились? (Ответы детей)
-Помните ли вы названия рек, протекающих в Москве?
Москва-река
Ока
Волга
Каспийское море
Осетр
- Волга- великая русская река, местами она так широка, что с трудом виден другой берег. Ока впадает в Волгу, Волга же несет свои воды в Каспийское море.
- Получается, что моря пополняются за счет больших и малых рек. А откуда в наш дом приходит вода? ( Ответы детей)
- Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наш дом. Только как?(По трубам)
- Значит мы пьем речную воду?( Ответы детей)
-Неужели можно пить речную воду?(Нет, нельзя)
- Почему нельзя? (Она грязная )
- А почему она грязная? (Заводы выпускают отходы, по воде движется транспорт)
- Что может произойти, если пить такую воду? (Заболеть)
- Что же теперь нам делать? (Предположения учеников)
-Попробуйте каждый сам продумать движение воды из реки в дом, может быт и мы сможем ответить на беспокоящий нас вопрос. (Дети делают индивидуальные зарисовки, которые некоторые после учитель демонстрирует на доске)
- Какие разные получились картинки?!
- А почему? ( Мы еще не знаем, как нужно правильно!)
- Какие же задачи мы решим сегодня с вами на уроке?(Узнать откуда в наш дом пришла вода, и выяснить, какую воду можно пить
2. Стадия осмысления.
-- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
- А можно сейчас эту воду пить? (Нет, ее нужно очистить, стоят же дома очистительные приборы, прикрепленные к крану.)
- А у меня дома нет такого очистителя воды, значит мне пить речную воду? А людям. Которые живут рядом с морем, придется пить морскую воду, да? ( Вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода)
- Как же быть? Вы знаете какой- нибудь способ?(Нет)
- А хочется узнать?(Конечно).
- На какие вопросы мы найдем ответы?( Узнать , какой путь должна проделать вода и каким способом можно очистить воду, чтобы ею можно было пользоваться)
- Начинается водопровод далеко за городом. Как вы думаете, что нужно поставить на начало водопровода, чтобы какой- нибудь мусор или рыба не попали в водопровод? ( Решетку)
- Далее она попадает на станцию очистки.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей)
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.
- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.
- Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.
- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?
- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?(Ответы детей)
- Хорошо от этого будет речным обитателям? Что же делать? (Ребята вносят предложения, которые мы вместе рассматриваем и принимаем решение)
- Ребята, значит не на все вопросы мы еще нашли ответы, что нужно узнать? (Куда использованная вода должна уйти.
- Проследим её путь по иллюстрации.Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( Дети узнают, что использованная вода снова попадает в очистные сооружения)
- И правда, Злючка- Грязючка превратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит!
- Ребята, вы теперь знаете, откуда в наш дом приходит вода , и куда она уходит!
- Давайте мы построим новый маршрут движения воды. (Ребята повторяют алгоритм действия)
Физкультминутка
Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». ( слайды 22-26)
Опыт 1.Моделируем загрязнение воды.
- Что мы делаем?
- Что наблюдаем?
- Делаем вывод.
Рефлексия.
- Молодцы! Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний и сейчас сможете сами проверить правильность ваших суждений.
Возврат к вопросам. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. - Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось?
- Почему?
- Ваше трудолюбие и усердие, ваше доброе сердце помогли нам сегодня преодолеть такое путешествие. Мы даже речку спасли от Злючки- Грязючки, какое хорошее дело мы сделали. Прямо настоящие стражи чистоты и порядка!
- И вот вам задание домой: нарисуйте рисунки и придумайте плакаты, рассказывающие, как можно и как нельзя себя вести около водоемов, чтобы не допустить появления в наших реках Злючек- Грязючек! ( Данное задание можно использовать как прием эссе, так как в этот период первоклашки только изучают буквы и не умеют писать)
- Скажите, а вам интересно узнать, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Тогда слушаем загадку:
Я и туча , и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Почему вода так говорит?
- Об этом свойстве воды мы поговорим на следующем уроке. Вы хотите узнать , как образуются облака и туман? Почему идет дождь?