kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России". Данный урок разработан на основе технологии развития критического мышления. Данная технология является инновационной и очень широко применяется в развивающем обучении, поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира.

            Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России" »

1. Хусаинова Энже Мунировна
2. МБОУ «Школа №89» г. Казани, РТ

3. Окружающий мир
4. 1 класс
5. Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит?
6. Изучение нового материала.


Цели:

  1. Расширить знания детей об использовании воды в быту, познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту.

  2. Закрепить знания детей о реках и морях.

  3. Развивать мыслительные операции6 анализ, обобщение, логическое мышление, аналогия.


Предметные:

научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;

получат возможность: сравнивать способы очистки воды.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.



Демонстрационный материал: компьютерная презентация.


Ход урока:

1 . Стадия вызова.

-Давайте мы с вами пожелаем друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». 
Правила игры: 
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Вопросы: 

  1. …наша страна называется Россия?

  2. …столица России Санкт- Петербург?

  3. …наша планета называется Марс?

  4. …наша планета имеет форму шара?

  5. …великая русская река- Волга?

  6. …в реке вода пресная, а в море тоже?

  7. …моря пополняются за счет больших и малых рек?

  8. …мы пьем речную воду?

  9. …загрязненную воду можно очистить?

  10. ...грязная вода полезна для реки и ее обитателей?

- Молодцы! Отлично справились с заданием! Вы очень много знаете! А хотите знать еще больше?(Да!)

- Наш постоянный гость Муравьишка принес на урок необычное стихотворение:



Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?



Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?



Чтоб лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)



- Для чего нам нужна вода? (ответы детей)

- Вот что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о реках и море и главный вопрос, на который мы с вами ответили: КУДА текут реки? (Реки впадают в моря)

- С какими реками мы с вами познакомились? (Ответы детей)

-Помните ли вы названия рек, протекающих в Москве?







Москва-река



Ока

Волга

Каспийское море



Осетр




- Волга- великая русская река, местами она так широка, что с трудом виден другой берег. Ока впадает в Волгу, Волга же несет свои воды в Каспийское море.

- Получается, что моря пополняются за счет больших и малых рек. А откуда в наш дом приходит вода? ( Ответы детей)

- Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наш дом. Только как?(По трубам)

- Значит мы пьем речную воду?( Ответы детей)

-Неужели можно пить речную воду?(Нет, нельзя)

- Почему нельзя? (Она грязная )

- А почему она грязная? (Заводы выпускают отходы, по воде движется транспорт)

- Что может произойти, если пить такую воду? (Заболеть)

- Что же теперь нам делать? (Предположения учеников)

-Попробуйте каждый сам продумать движение воды из реки в дом, может быт и мы сможем ответить на беспокоящий нас вопрос. (Дети делают индивидуальные зарисовки, которые некоторые после учитель демонстрирует на доске)

- Какие разные получились картинки?!

- А почему? ( Мы еще не знаем, как нужно правильно!)

- Какие же задачи мы решим сегодня с вами на уроке?(Узнать откуда в наш дом пришла вода, и выяснить, какую воду можно пить


2. Стадия осмысления.

-- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

- А можно сейчас эту воду пить? (Нет, ее нужно очистить, стоят же дома очистительные приборы, прикрепленные к крану.)

- А у меня дома нет такого очистителя воды, значит мне пить речную воду? А людям. Которые живут рядом с морем, придется пить морскую воду, да? ( Вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода)

- Как же быть? Вы знаете какой- нибудь способ?(Нет)

- А хочется узнать?(Конечно).

- На какие вопросы мы найдем ответы?( Узнать , какой путь должна проделать вода и каким способом можно очистить воду, чтобы ею можно было пользоваться)

- Начинается водопровод далеко за городом. Как вы думаете, что нужно поставить на начало водопровода, чтобы какой- нибудь мусор или рыба не попали в водопровод? ( Решетку)

- Далее она попадает на станцию очистки.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей) 

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

- Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.

- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?(Ответы детей)

- Хорошо от этого будет речным обитателям? Что же делать? (Ребята вносят предложения, которые мы вместе рассматриваем и принимаем решение)

- Ребята, значит не на все вопросы мы еще нашли ответы, что нужно узнать? (Куда использованная вода должна уйти.

- Проследим её путь по иллюстрации.  Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( Дети узнают, что использованная вода снова попадает в очистные сооружения)

- И правда, Злючка- Грязючка превратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитателям ничего не грозит!

- Ребята, вы теперь знаете, откуда в наш дом приходит вода , и куда она уходит!

- Давайте мы построим новый маршрут движения воды. (Ребята повторяют алгоритм действия)


  1. Физкультминутка



  1. Практическая работа:  «Выполняем опыты с водой». ( слайды 22-26)

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.

- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.



  1. Рефлексия.

- Молодцы! Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний и сейчас сможете сами проверить правильность ваших суждений.

Возврат к вопросам.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. 
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало? 
- Объясните, почему вы так решили? 
- По каким вопросам ваше мнение изменилось?

- Почему?

- Ваше трудолюбие и усердие, ваше доброе сердце помогли нам сегодня преодолеть такое путешествие. Мы даже речку спасли от Злючки- Грязючки, какое хорошее дело мы сделали. Прямо настоящие стражи чистоты и порядка!

- И вот вам задание домой: нарисуйте рисунки и придумайте плакаты, рассказывающие, как можно и как нельзя себя вести около водоемов, чтобы не допустить появления в наших реках Злючек- Грязючек! ( Данное задание можно использовать как прием эссе, так как в этот период первоклашки только изучают буквы и не умеют писать)

- Скажите, а вам интересно узнать, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Тогда слушаем загадку:

Я и туча , и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)


- Почему вода так говорит?

- Об этом свойстве воды мы поговорим на следующем уроке. Вы хотите узнать , как образуются облака и туман? Почему идет дождь?

- Урок окончен! Всем спасибо за работу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хусаинова Энже Мунировна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства