Открытый урок по русскому языку по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: расширить и углубить знания учащихся об имени существительном.
Задачи урока: дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, упражняться в их распознавании, закрепить навыки разбора слов по составу, развивать и обогащать словарный запас учащихся, связную речь, воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, интерес к предмету.
Ход урока:
1 Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Без грамматики, друзья,
Нам прожить никак нельзя !
У вас на партах лежат картинки с изображением тучки и солнышка. Выберите и покажите ту из них, которая отражает ваше настроение.
2. Повторение пройденного.
На протяжении всего урока нас будет сопровождать герой, которого вы должны узнать, отгадав загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
К ветру зимнему привык
Наш приятель…(снеговик)
Молодцы, ребята, дружно отгадали загадку. А теперь послушайте, пожалуйста, откуда же пошла забава лепить снеговиков. Заранее подготовленный ученик даёт этимологическую справку.
Снеговик (он же Снежная баба) – простая снежная скульптура, которая создаётся зимой, в основном детьми. Лепка снеговиков – это дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра. На Руси снеговики почитались как духи зимы, именно к ним часто возносились просьбы об уменьшении холодов, о помощи. Возможно поэтому в «руки» снеговику давалась метла, чтобы он мог на ней взлететь к небу.
3. Минутка чистописания.
Ребята, а теперь наш гость Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его слово. Сс Сс
А на следующей строке нужно прописать буквосочетание Сн Сн
Теперь давайте придумаем и запишем цепочку однокоренных слов, начинающихся с этого
буквосочетания и разберём их по составу.
Учащиеся придумывают слова и записывают их на доске и в тетрадях, производят разбор по составу: Снег, снежный, снежок, Снегурочка, подснежник.
Как называются данные слова? Почему?
4 Словарно-орфографическая работа.
Ребята, Снеговик предлагает вам отгадать его «зимние» слова.
- Прыгает ловко, 2. По полю рыщет,
Любит морковку. Поёт и свищет.
Шуба в два цвета Деревья ломает,
На зиму и лето. (Заяц) К земле преклоняет. (Ветер)
3. Без рук, а рисует, 4. Все блестящие вещицы
Без зубов, а кусает. (Мороз) Очень любит эта птица.
И она вам всем знакома
Как зовут её? (Ворона)
- Есть, ребята, у меня 6. Про полёты позабыл,
Два серебряных коня. Крылья в ласты превратил,
Езжу сразу на обоих Рыбу ловит среди льдин
Что за кони у меня? (Коньки) Антарктический… (Пингвин)
По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются рисунки с изображением отгадок.
5. Работа по теме урока.
Ребята, мы с вами записали не просто слова, они тоже хотят дать вам свои задания:
Какой частью речи являются все эти слова? (именами существительными)
Что они обозначают? (предметы)
Выберите и назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?. А теперь назовите те, которые отвечают на вопрос что?
Кто? Что?
Заяц Мороз
Ворона Ветер
Пингвин Коньки
Ребята, снеговик со своими друзьями сегодня впервые попал на урок и ему не всё понятно. Давайте поможем ему разобраться в именах существительных. (чтение правила на с. 169)
- Закрепление знаний.
А теперь, чтобы мороз вас не заморозил, надо поработать с учебником и выполнить задание.
Печке-полено,
Корове-сено,
Вода-ягнёнку,
Трава-телёнку.
А тебе, сыночек,
Сахару кусочек.
Мальчики подчеркивают неодушевлённые имена существительные, а девочки- одушевлённые, объясняют свой выбор.
- Физминутка.
А теперь ворона приготовила для вас своё задание на карточках. Называется оно «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт»
1 вариант.
А) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
Б) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
В) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
2 вариант.
А) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
Б) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
В) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.
А теперь и у коньков тоже есть для вас задание. Вы все знаете, что коньки – это парный предмет. Вот они и хотят, чтобы вы выполнили задание и подобрали пару (неодушевлённый-одушевлённый)
Что? Кто?
Сила Силач
Футбол Футболист
Вода Водолаз
Пожар Пожарник
Школа Школьник
Печка Пекарь
- А теперь, ребята, пингвин предлагает вам открыть дневники и записать домашнее
задание. (с.170 упр.428)
- Итог урока. Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте напомним нашему Снеговику и его друзьям что мы сегодня узнали об имени существительном?
Покажите своими карточками, с каким настроением мы заканчиваем урок?
Объявление оценок за работу на уроке.