kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цель: расширить и углубить знания учащихся об имени существительном.

Задачи урока: дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных, упражняться в их распознавании, закрепить навыки разбора слов по составу, развивать и обогащать словарный запас учащихся, связную речь, воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, интерес к предмету.

Ход урока:

1 Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Без грамматики, друзья,

Нам прожить никак нельзя !

У вас на партах лежат картинки с изображением тучки и солнышка. Выберите и покажите ту из них, которая отражает ваше настроение.

2. Повторение пройденного.

На протяжении всего урока нас будет сопровождать герой, которого вы должны узнать, отгадав загадку.                   

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

К ветру зимнему привык

Наш приятель…(снеговик)

Молодцы, ребята, дружно отгадали загадку. А теперь послушайте, пожалуйста, откуда же пошла забава лепить снеговиков. Заранее подготовленный ученик даёт этимологическую справку.

Снеговик (он же Снежная баба) – простая снежная скульптура, которая создаётся зимой, в основном детьми. Лепка снеговиков – это дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра. На Руси снеговики почитались как духи зимы, именно к ним часто возносились просьбы об уменьшении холодов, о помощи. Возможно поэтому в «руки» снеговику давалась метла, чтобы он мог на ней взлететь к небу.

3. Минутка чистописания.

Ребята, а теперь наш гость Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его слово.   Сс  Сс

А на следующей строке нужно прописать буквосочетание  Сн  Сн

Теперь давайте придумаем и запишем цепочку однокоренных слов, начинающихся с этого

буквосочетания и разберём их по составу.

  Учащиеся придумывают слова и записывают их на доске и в тетрадях, производят разбор по составу:      Снег, снежный, снежок, Снегурочка, подснежник.

   Как называются данные слова? Почему?

4 Словарно-орфографическая работа.

    Ребята, Снеговик предлагает вам отгадать его «зимние» слова.

  1. Прыгает ловко,                                            2. По полю рыщет,

Любит морковку.                                             Поёт и свищет.

Шуба в два цвета                                             Деревья ломает,

На зиму и лето.  (Заяц)                                    К земле преклоняет.  (Ветер)

     3.     Без рук, а рисует,                                         4. Все блестящие вещицы

          Без зубов, а кусает.  (Мороз)                             Очень любит эта птица.

                                                                                        И она вам всем знакома

                                                                                        Как зовут её?   (Ворона) 

  1. Есть, ребята, у меня                                        6.  Про полёты позабыл,

Два серебряных коня.                                          Крылья в ласты превратил,

Езжу сразу на обоих                                             Рыбу ловит среди льдин

Что за кони у меня?  (Коньки)                            Антарктический… (Пингвин)

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются рисунки с изображением отгадок.

5. Работа по теме урока.

Ребята, мы с вами записали не просто слова, они тоже хотят дать вам свои задания:

Какой частью речи являются все эти слова? (именами существительными)

Что они обозначают? (предметы)

Выберите и назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?. А теперь назовите те, которые отвечают на вопрос что?

                    Кто?                                           Что?

                    Заяц                                              Мороз

                    Ворона                                         Ветер

                    Пингвин                                      Коньки

Ребята, снеговик со своими друзьями сегодня впервые попал на урок и ему не всё понятно. Давайте поможем ему разобраться в именах существительных. (чтение правила на с. 169)

  1. Закрепление знаний.

А теперь, чтобы мороз вас не заморозил, надо поработать с учебником и выполнить задание.

    Печке-полено,

    Корове-сено,

    Вода-ягнёнку,

    Трава-телёнку.

    А тебе, сыночек,

    Сахару кусочек.

   Мальчики подчеркивают неодушевлённые имена существительные, а девочки- одушевлённые, объясняют свой выбор.

  1. Физминутка.

А теперь ворона приготовила для вас своё задание на карточках. Называется оно «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт»

1 вариант.

А)  Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.

Б)   Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

В)   Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

2 вариант.

А)  Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

Б)   Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

В)   Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

А теперь и у коньков тоже есть для вас задание. Вы все знаете, что коньки – это парный предмет. Вот они и хотят, чтобы вы выполнили задание и подобрали пару (неодушевлённый-одушевлённый)

           Что?                                                 Кто?

            Сила                                                Силач

            Футбол                                            Футболист

             Вода                                                Водолаз

             Пожар                                             Пожарник

             Школа                                             Школьник

             Печка                                              Пекарь

  1. А теперь, ребята, пингвин предлагает вам открыть дневники и записать домашнее

задание. (с.170 упр.428)

  1. Итог урока.  Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте напомним нашему Снеговику и его друзьям что мы сегодня узнали об имени существительном?

Покажите своими карточками, с каким настроением мы заканчиваем урок?

Объявление оценок за работу на уроке.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»

Открытый урок по русскому языку по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»


Цель: расширить и углубить знания учащихся об имени существительном.


Задачи урока: дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существитель-

ных, упражняться в их распознавании, закрепить навыки разбора слов по

составу, развивать и обогащать словарный запас учащихся, связную речь,

воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность, интерес к предмету.



Ход урока: 1 Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Без грамматики, друзья,

Нам прожить никак нельзя !


У вас на партах лежат картинки с изображением тучки и солнышка. Выберите и покажите ту из них, которая отражает ваше настроение.


2. Повторение пройденного.


На протяжении всего урока нас будет сопровождать герой, которого вы должны узнать, отгадав загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

К ветру зимнему привык

Наш приятель…(снеговик)


Молодцы, ребята, дружно отгадали загадку. А теперь послушайте, пожалуйста, откуда же пошла забава лепить снеговиков. Заранее подготовленный ученик даёт этимологическую справку.


Снеговик (он же Снежная баба) – простая снежная скульптура, которая создаётся зимой, в основном детьми. Лепка снеговиков – это дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра. На Руси снеговики почитались как духи зимы, именно к ним часто возносились просьбы об уменьшении холодов, о помощи. Возможно поэтому в «руки» снеговику давалась метла, чтобы он мог на ней взлететь к небу.


3. Минутка чистописания.


Ребята, а теперь наш гость Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его слово. Сс Сс

А на следующей строке нужно прописать буквосочетание Сн Сн

Теперь давайте придумаем и запишем цепочку однокоренных слов, начинающихся с этого

буквосочетания и разберём их по составу.


Учащиеся придумывают слова и записывают их на доске и в тетрадях, производят разбор по составу: Снег, снежный, снежок, Снегурочка, подснежник.

Как называются данные слова? Почему?


4 Словарно-орфографическая работа.

Ребята, Снеговик предлагает вам отгадать его «зимние» слова.


  1. Прыгает ловко , 2. По полю рыщет,

Любит морковку . Поёт и свищет.

Шуба в два цвета Деревья ломает,

На зиму и лето. (Заяц) К земле преклоняет. (Ветер)



3. Без рук, а рисует, 4. Все блестящие вещицы

Без зубов, а кусает. (Мороз) Очень любит эта птица.

И она вам всем знакома

Как зовут её? (Ворона)



  1. Есть, ребята, у меня 6. Про полёты позабыл,

Два серебряных коня. Крылья в ласты превратил,

Езжу сразу на обоих Рыбу ловит среди льдин

Что за кони у меня? (Коньки) Антарктический… (Пингвин)



По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются рисунки с изображением отгадок.


5. Работа по теме урока.


Ребята, мы с вами записали не просто слова, они тоже хотят дать вам свои задания:


Какой частью речи являются все эти слова? (именами существительными)

Что они обозначают? (предметы)

Выберите и назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?. А теперь назовите те, которые отвечают на вопрос что?


Кто? Что?

Заяц Мороз

Ворона Ветер

Пингвин Коньки

Ребята, снеговик со своими друзьями сегодня впервые попал на урок и ему не всё понятно. Давайте поможем ему разобраться в именах существительных. (чтение правила на с. 169)


  1. Закрепление знаний.

А теперь, чтобы мороз вас не заморозил, надо поработать с учебником и выполнить задание.


Печке-полено,

Корове-сено,

Вода-ягнёнку,

Трава-телёнку.

А тебе, сыночек,

Сахару кусочек.

Мальчики подчеркивают неодушевлённые имена существительные, а девочки- одушевлённые, объясняют свой выбор.

  1. Физминутка.


А теперь ворона приготовила для вас своё задание на карточках . Называется оно «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт»


1 вариант.

А) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.

Б) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

В) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.


2 вариант.

А) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

Б) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

В) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.


А теперь и у коньков тоже есть для вас задание. Вы все знаете, что коньки – это парный предмет. Вот они и хотят, чтобы вы выполнили задание и подобрали пару (неодушевлённый-одушевлённый)


Что? Кто?

Сила Силач

Футбол Футболист

Вода Водолаз

Пожар Пожарник

Школа Школьник

Печка Пекарь


  1. А теперь, ребята, пингвин предлагает вам открыть дневники и записать домашнее

задание. (с.170 упр.428)


  1. Итог урока. Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте напомним нашему Снеговику и его друзьям что мы сегодня узнали об имени существительном?

Покажите своими карточками, с каким настроением мы заканчиваем урок?

Объявление оценок за работу на уроке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Херувимова Елена Викторовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка  в 3 классе УМК «Школа 2100» по теме: "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных""
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassieumkshkola2100potiemieponiatiieobodushievlionnykhinieodushievlionnykhimienakhsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "293674"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455531776"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412856800"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства