Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку 4 кл.»
Урок русского языка в 4-классе.
Учитель: Мухамадярова В.А.
Тема: Обобщение знаний. Имя существительное.
Цель: Обобщить знания учащихся об имени существительном (его постоянные и непостоянные признаки).
Задачи:
Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно употреблять в нужном падеже.
Развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности учащихся, речь и внимание.
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Чистописание(2-3 ученика по карточкам)
3.Словарно- орфографическая работа.
-Какие названия овощей относятся к словарным словам? Запишите их в тетрадь (каточки вывешиваются).
-Что объединяет эти слова? Какие правила корня вы знаете? (Орфограммы?)
4.Активизация знаний учащихся.
«Ромашка» (дети вырывают лепестки ромашки и отвечают на заданный вопрос).
– Что называется именем существительным?
– Какие еще части речи вы знаете?
– Как изменяются имена существительные?
– Какого рода могут быть имена существительные?
– Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
– Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
– Какая часть существительного изменяется при склонении?
– Сколько падежей у имени существительного? Назови.
– Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?
5. Постановка целей и задач урока.
-Итак, значит сегодня на уроке мы будем…
6. «Занимательные фигуры» (работа в группах).
-Заполните клетки, чтобы получились существительные нужного склонения.
1 ряд «1-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки кроссворда, чтобы получились четыре существительных 1-го склонения, состоящие из пяти букв, с буквой а в середине.
2 ряд «2-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки буквами так, чтобы получились существительные 2-го склонения.
3 ряд «3-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки буквами так, чтобы получились существительные 3-го склонения.
7.Конкурс знатоков.
1. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
4. Кого винить мне видно сразу! Пусть каждый здесь- Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)
5. Творите чем? Творите с кем? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
6. Мне без предлогов свет не мил Пусть будет «в», и «о», и «при» - Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)
Работа в парах.
-Вам надо дописать верные окончания, определить склонение и падеж.
1ряд.
Стоит на стол..
Одет в брон..
Блестит на солнц..
Идет по пустын..
Встанет в рощ..
Увидел ворон..
Рассказал о деревн..
2ряд.
Подошел к пасек..
Доволен рисунк..
Сидели на крыш..
Засыпало снег..
Лежит на крыльц..
Плывет по рек..
Добежал до башн..
3ряд.
Остановился около деревн..
Бежит по тропинк..
Приехал от дедушк..
Играли на площад..
Говорили об учеб..
Мечтал о велосипед..
Рассказал о фасол..
-Проверим, какие окончания вы дописали и почему(1ряд,…)
8.Просклоняйте слова (самостоятельная работа).
1вариант - Капуста, помидоры.
2вариант – Свекла, огурцы.
Взаимопроверка.
9.Игра «Грамматическая эстафета».
-Сильный ветер вдруг подул
И окончания в кучу сдул
Вы по очереди подходите
И порядок наведите.
На доске:
На белой скатерт... снегов видны следы рыс... От елк... к елк... прыгает шустрая белка. На берез... лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл... от такой тяжести.
- Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж и склонение имени существительного. Выделите окончания. ( Дети по очереди выходят к доске вставляют пропущенную букву и доказывают).
10.Морфологический разбор существительного.
-Мы уже с вами многое знаем о существительных. Давайте сделаем морфологический разбор слову…(на скатерти, к елке, шапки) которые вам встретились в данном тексте (3 ученика у доски).
11.Заключительный конкурс. Блиц-опрос.
1) Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?»,«что?» –существительное.2)Какое общее значение объединяет слова радость, ребенок, снег, листва, молоко? – предмет.3) Род имен существительных пламя, солнышко, животное. –средний род.4)Изменение имен существительных по падежам?- склонение. 5) Постоянный грамматический признак имени существительного – род.6) Каким членом предложения чаще всего являются существительные в косвенных падежах? – дополнение.7)Имя существительное, называющее единичный предмет.- имя собственное.
8) Имя существительное, являющееся обобщенным наименованием предметов -нарицательное. 9)Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос «кто?» -одушевленное.10)Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? – подлежащим.11) Число существительных молоко, молодежь, кино?- единственное. 12) Число существительных Карпаты, дрожжи, щипцы – множественное.13)Непостоянный грамматический признак имени существительного?- падеж и число. 14)Склонение имен существительных мышь, дичь, лень?- 3-склонение. 15) Склонение имен существительных юноша, страна, забияка? - 1-склонение. 16) Склонение имен существительных слово, добро, солнце? – 2-склонение.
12.Домашнее задание.
-Из словаря выписать 10 существительных.1 существительное просклонять в единственном и во множественном числе.* Кто желает – составить предложения с разной формой одного и того же слова.