Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Вода и ее значение для живого".»
Урок по окружающему миру. УМК «Гармония». 2 класс.
Учитель высшей категории МАОУ СОШ №33
Тулякова Людмила Григорьевна
Тема урока: «Вода и её значение для живого» (Царица-водица).
1. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, которая представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией.
2. Урок содержит трехфазовую структуру: вызов, осмысление, рефлексия.
3. Тип урока – урок-исследование.
4. Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «водоемы» на Земле;
- познакомить с источниками питьевой воды, убедить в необходимости сохранения их чистоты;
- донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и бережного к ней отношения;
- продолжить формирование логического и экологического мышления, воображения, творческих способностей учащихся.
5. Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
- словесные;
- наглядные;
- гностические;
- методы формирования интереса к учению;
- практические;
- методы самоуправления учебными действиями;
- методы контроля.
6. Учебно-воспитательные задачи:
- развитие личности ребенка;
- формирование целостной естественнонаучной картины мира;
- воспитание бережного отношения ко всему живому, грамотное поведение в природе.
7. Оборудование к уроку: плакаты, карточки, глобус, рисунки, средства обратной связи, учебники и тетради для самостоятельных работ О.Т. Поглазовой.
8. Стадия вызова содержит: актуализацию знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме, формирование учебных мотивов, побуждение учащихся к активной деятельности.
Она начинается с выполнения задания «Верные и неверные утверждения».
Учащиеся заполняют таблицу, отвечая на вопросы «Верите ли вы…», определяют учебную задачу урока и пути ее решения.
9. Стадия осмысления содержит: получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
Это рассказ учителя о количестве воды на Земле, моделирование, выполнение инсерта к ответу на вопрос «Какие водоемы занимает вода?», составление таблиц-кластеров, «Классификация водоемов», «Источники питьевой воды», «Кому нужна вода?», работа по учебнику, загадки о воде, кроссворд «Водица», работа с рисунками.
10. Рефлексия содержит: осмысление и обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.
Повторное обращение к таблице «Верные и неверные утверждения», вывод урока «Вода – это жизнь», самооценка и оценка сверстников.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать в сотрудничестве с учителем или самостоятельно свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;
строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.
Предметныеуниверсальные учебные действия:
- ученики научатся формулировать высказывания о значении воды для человека и других живых существ;
- называть источники питьевой воды, знать важность сохранения их чистоты;
- понимать необходимость экономного расходования воды в быту.
План урока
І.Организация к уроку.
Психологическая подготовка.
Аутотренинг.
Я пришёл на урок с радостью. Со мной мои друзья, моя учительница. Сегодня я много узнаю, многому научусь, буду очень внимателен.
II.Стадия вызова.
Открытие новых знаний
Для открытия новых знаний мы займёмся исследовательской работой
1. Выполним задание «Верные и неверные утверждения»
Вам предстоит подумать над моими вопросами, дать ответ, поставив знаки «+» или «–» в таблицу, в левый столбик, который называется «До начала изучения темы».
Вопросы для таблицы.
Верите ли вы, что…
1) что большая часть земной поверхности покрыта водой?
2) что на Земле множество источников питьевой воды?
3) что всему живому на Земле нужна вода?
4) что, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только чистую, пресную воду?
5) что воду нужно использовать бережно, экономно, не загрязнять, не тратить её напрасно?
Отвечая на мои вопросы, догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке?
2.Тема нашего урока: Царица-водица. Вода и её значение для живого.
Трудно ли вам было отвечать на вопросы? Уверены ли вы в своих ответах? А хотели бы вы больше узнать об этом?
3. Так какую учебную задачу мы ставим перед собой на урок?
(- Где находится вода на Земле?
- Какая вода нужна человеку?
- Какую роль играет вода для всего живого?
- Как нужно расходовать воду?)
Для решения этой задачи мы будем использовать: учебники, карточки, таблицы и ваш личный жизненный опыт.
III. Стадия осмысления.
1.Рассказ учителя:
Для того чтобы узнать, сколько на Земле воды, посмотрите на глобус.
Глобус – модель Земли (раскрутить глобус).
Какого цвета больше на глобусе?
Каким вам кажется глобус?
Это потому, что голубой краски на нём больше, чем жёлтой, коричневой, зелёной и белой.
Догадались ли вы что на глобусе изображено голубой краской?
Да, это вода, которая занимает большую часть Земли.
2. Наглядно представить это можно с помощью простого яблока.
Разрежем его на 4 части. 3/4 - вода; 1/4 - суша.
Вот я смоделировала количество воды на Земле.
3. Как называются большие водоёмы Земли? (океаны, моря) (Словарь: водоёмы – части земной поверхности, которые покрыты водой).
Но и участки суши пронизаны множеством голубых нитей и есть большие углубления на земной поверхности, в которые стекают воды.
Как называются эти водоёмы, хранящие воду, узнаем в учебнике на стр. 56 №5.
Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: Какие водоёмы занимает вода?
4. Читать будем с остановками и выполним инсерт.
После инсерта: - Какую новую информацию о воде вы получили?
А какая вода нужна всему живому? (пресная, чистая)
7.Какие источники - водоёмы хранят пресную воду узнаем, разгадав загадки на стр. 54 №1 (работа в парах).
Прочитайте загадки, напишите отгадки.
Я подобрала ещё 2 загадки, отгадайте их:
а) Клюквы кислой есть охота, приходите на …. (болото).
б) Мы рыбачить едем скоро на глубокие …. (озёра).
Назовите источники питьевой воды.
Составим следующий кластер.
река ледник
родник озеро болото
8. Учитель:
Какое значение имеет вода для жизни на Земле?
Кому и для чего нужна вода?
Кластер:
люди животные
растения
9.Где используют воду люди?
А ещё и организм человека в значительной части состоит из воды (СЛАЙД 9). Потеря воды опаснее, чем голодание, т.к. без пищи можно прожить 1 месяц, а без воды всего несколько дней.
10.Как вода помогает растениям?
В растениях и самих есть вода (огурцы и арбузы состоят на 4/5 из воды).
11.Какую роль играет вода в жизни животных? (по картинкам)
Животные, если лишить их воды, быстро погибают (собака без пищи может прожить до 100 дней, а без воды менее 10).
12. Учитель:
Из всего вышеперечисленного запомним «Добрые дела» воды, ответив на вопросы кроссворда «Водица».
Учитель: - Что значит вода (возит, гасит)?
IV. Физкультминутка.
«Путешествие капельки».
С поверхности океанов, морей, рек и суши капельки воды под воздействием Солнца испаряются, превращаются в пар и поднимаются вверх.
В воздухе пар охлаждается, превращается в капельки воды или льдинки.
Из них образуются облака.
Лёгкие облака ветер переносит на большие расстояния.
Из облаков капельки в виде дождя или снега выпадают на Землю. Они питают растения, почву, пополняют воды рек, морей, океанов.
И всё повторяется сначала. Такой путь капельки называется «Круговорот воды в природе».
13. Рассказ учителя:
Вода – явление волшебное. Она умеет принимать разную форму. То она дождик, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лёд.
Живым организмам нужна пресная чистая вода. А она во многих местах загрязняется.
Отчего загрязняется вода?
Какой приходит вода в наш дом? (грязная или чистая).
Какой становится после стирки, мытья посуды, рук, приёма ванной?
Такую воду можно использовать?
Рассмотрите рисунки. Какую воду пить безопасно? А какая может быть опасной для здоровья?Вывод: Не пей сырой воды!
Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту воды?
14.Сделайте общий вывод о воде (самостоятельная работа).
Прочитайте, кто готов
V. Рефлексия
1. Возврат к таблице «Верные и неверные утверждения»
Учитель читает те же вопросы, а учащиеся работают в колонке: После изучения темы (ставят «+»).
Есть ли у кого-нибудь «–»?
Вы получили новые знания?
Как вы их получили? (использовали учебник, рисунки, загадки, кроссворд)
2. Общий вывод урока:
Вода – это жизнь!
Всегда и везде вечная слава воде!
VI. Домашнее задание.
стр. 55 №4
тетрадь, стр. 26 №41
по желанию составить эссе (сочинение) о красоте воды.
VII. Самооценка.
Какое у вас эмоциональное состояние? (покажите цвет)
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}