http://Великий немецкий поэт И.В. Гёте сказал: “Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”. Сегодня нам помогут прочесть одну из удивительных страниц этой книги различные виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство и хореография. Чему посвящена эта страница? Вы сможете узнать об этом, отгадав загадку. Слайд № 2 Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели 12 птиц, И разбились они на 4 стаи. Ученики: (Времена года) Учитель: Догадайтесь, какому времени года посвящён наш урок? (Загадка) Слайд № 3
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 3 классе по теме «Зима»»
Открытый урок в 3 классе по теме «Зима»
Слайд № 1
Учитель: Великий немецкий поэт И.В. Гёте сказал: “Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания”.
Сегодня нам помогут прочесть одну из удивительных страниц этой книги различные виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство и хореография. Чему посвящена эта страница? Вы сможете узнать об этом, отгадав загадку.
Слайд № 2
Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели 12 птиц, И разбились они на 4 стаи.
Ученики: (Времена года)
Учитель: Догадайтесь, какому времени года посвящён наш урок? (Загадка)
Слайд № 3
Сердита мамка, да прикрыла деток До красного дня пуховым одеяльцем.
Ученики: (Зима)
Учитель: Что вы можете рассказать о зиме?
Ученики рассказывают о зимних месяцах, зимней погоде, о зимних праздниках и забавах и т. д.
Учитель: Кто знает приметы зимы? (Ответы детей).
Стало холоднее, чем было осенью, сильный мороз.
Небо почти всегда покрыто облаками.
Идет уже не дождь, а снег.
Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев.
Ручьи, реки, озера скованы льдом.
Иногда зимой ветки деревьев покрываются белым пушистым снегом - изморозью.
Учитель: Назовите пословицы и поговорки о зиме.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Снег глубок – год хорош.
Январь - году начало, зиме – середина.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
У зимы с летом ладу нету.
Сколько лет, столько зим.
Вьюги да метели под февраль налетели.
Учитель: Отгадайте загадку:
“Дел у меня немало: Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня – Зима.
Учитель: Сегодня мы услышим и увидим звуки и краски Зимы!
Слайд № 4
Учитель: Образы природы раскрывали в своих произведениях многие композиторы. Этого композитора называют “самым большим музыкальным талантом современной России”. (Детям предлагается узнать композитора по портрету)
Слайд № 5
Учитель: Сейчас прозвучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. В какое время года происходят настоящие чудеса в этой сказке?
Ученики: Чудеса в сказке совершаются зимой, в Новогоднюю ночь.
Учитель: Вслушайтесь в эту прекрасную музыку. Как она звучит? О чём рассказывает?
Слушание “Танец Феи Драже”
Анализ музыкального произведения
Ученики:
характер – (сказочный, хрустальный, радостный, волшебный)
лад – (мажор и минор – переменный)
динамика – (не очень громкая)
тембр – (симфонический оркестр)
что выражает музыка? – (настроение человека, его чувства: радость, восхищение, изумление)
Что изображает музыка? – (сказочную картину)
Учитель: Перед вами репродукции картин “Февральская лазурь” художника И.Э. Грабаря и “Праздник русской зимы” художника М. Чижова. Рассмотрите их. Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыке П.И. Чайковского?
Слайд № 6
Ответы учеников.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученики анализируют репродукции картин и приходят к следующему выводу: содержание картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь” соответствует звучанию музыки П.И.Чайковского.
Учитель: Художник И.Э. Грабарь сказал о своей картине: “Настали чудесные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
Представьте, что вы – новогодние снежинки! Передайте движениями образ снежинок, летящих в танце под музыку “Вальса” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
Учитель: Ребята, посмотрите фрагмент из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Этот фрагмент называется “Вальс снежинок”. Обратите внимание, какими движениями балерины передают образ снежинок.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс снежинок” из балета “Щелкунчик”
Учитель: А знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие?
(На морозе эхо громкое, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, звучат капели (то тает, то подмерзает в холоде), в лесу и на улице тишина особая, не поют птицы (и холодно и голодно), а с голоду не запоёшь.)
- Многие звери спят, а слышно какую птицу? (Дятла.)
- Но самый характерный зимний звук на Руси – звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили из одного пункта в другой людей, почту (раньше не было машин). Колокольчики весело звенели, и люди слышали их издалека и спешили встретить.
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам...
Ямщики (те, кто правит тройкой) соревновались: у кого лучше и звонче колокольчики. Иногда их вешали по несколько штук.
Слайд №7
У П.И.Чайковского, русского композитора, есть целый цикл произведений, который называется «Времена года».
Вы все катались на тройке – на санях (большие санки), в которые впряжены три лошади. Правда, иногда на зимних праздниках в парках культуры и отдыха можно покататься на тройке, однако не каждому выпадает это удовольствие
- Но слушаешь пьесу П.И.Чайковского, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, льётся песня. Песня без слов. Протяжная, невесёлая. Откуда и взяться веселью? Всю жизнь в дороге. Ямщик видит семью очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне.
Слушание П.Чайковский «На тройке. Ноябрь»
Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывают у путника песня ямщика, его думы, его настроение.
И даже можно услышать тихий звон колокольчиков
(поднять руку там, где услышите колокольчики).
Учитель: Петра Ильича Чайковского называли «музыкальным пейзажистом»! Что такое «пейзаж», кто такой «пейзажист»?
Слайд №8
(Пейзаж- изображение живой природы, пейзажист – это художник, который рисует природу.)
Конечно, и до него звучали в русской музыке страницы, посвященные природе, но никому из русских композиторов не удавалось так талантливо и чутко найти мелодию русского пейзажа.
Учитель зачитывает цитаты из его писем: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина…» «Только …на лоне природы можно испытать минуты действительного счастья. Даже искусство не может дать мне тех моментов восторга, которые дает мне природа». Письма П.И.Чайковского изобилуют признаниями в любви к русской природе, поэтическими зарисовками времен года. Каждое из них, не исключая и «матушки-зимы», таило для него свою прелесть: «Люблю я нашу зиму долгую, упорную…»
В 1866 году П.И.Чайковский пишет свою первую симфонию, которой дает название «Зимние грезы». Что такое симфония?
(Музыка для симфонического оркестра, в ней 4 части, они разные по настроению и темпу.)
А что такое «грезы», кто слышал такое слово? (Легкий сон, дремота, видения.)
Сегодня на уроке мы с вами совершим поездку под музыку П.И.Чайковского, под его «Грезы зимнею дорогой». Послушайте – какие картины возникнут у вас, когда будет звучать музыка, представьте - какими красками будут расписаны ваши мысленные картины. Смотрите вперед, по сторонам, а что будет происходить, вам подскажет музыка и ваша фантазия. Усаживаемся каждый в свои сани, укутываемся потеплее в шубы и… в путь! Закройте глаза. Поехали!
Слайд №9 Слушание П.Чайковский симфония 1 ч.1
У:Музыка была одинаковая? (Нет, начала настроение было задумчивое, спокойное, потом тревожное, взволнованное, была разная громкость, ускорялся темп.)
У.: Что вы представляли под эту музыку, что видели? Настроение? Образы? Цвета?
Дети рассказывают: «Я выехал из дома утром, было голубое небо, светило солнце. Дорога шла через заснеженные поля, было очень красиво – снег блестел и переливался! Пели птицы, вдоль дороги бегали зайцы и лисы. Вдруг началась метель! Стало темно, дорогу замело, и конь начал вязнуть в снегу! Мне было страшно! Снежный ветер бил меня в лицо, стало очень холодно! Но вот ветер стих, стало светло. Конь вышел на дорогу, и мы поехали. Скоро я приехал в Петербург».
« Вечером я выехала из города домой, в деревню. Была тихая морозная погода. На небе было много звезд, светила большая желтая луна. Конь ехал быстро, звенел колокольчик под дугой, но вот дорога свернула в лес, стало все совсем темно. От страха мне начали чудиться разные видения - лешие и всякая нечисть, я хлестнула коня и он побежал быстрее. Мы выехали на большую, заснеженную поляну, она вся искрилась! Я залюбовалась и успокоилась! Скоро я была уже дома».
Слайд № 10
Учитель: У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальдиесть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые, как вы знаете, называются “Времена года”. Каждый концерт имеет своё название. Какие?
“Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”.
Учитель:Правильно, молодцы, ребята! Каждый из концертов состоит из 3-х частей.
В 1-й части концерта А. Вивальди “Зима”, которую вы сейчас услышите, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной!
Слайд №11
Слайд №12
У - Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. А сколько радости она несет в наш дом. Вместе с зимой приходит новый год, долгожданные зимние каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках. Давайте наш урок закончим веселой песней
Пение «Зимняя сказка», «Новый год идёт», «Марш ёлочных игрушек»