Просмотр содержимого документа
«Открытый урок С.Я. Маршак»
Тема урока: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Цель: создать условия дляразвития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные:умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знание основ смыслового чтения художественного произведения.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных, аудиозапись стихотворения в исполнении С.Я.Маршака
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
В классе все мы собрались.
На друг другу поглядели,
Улыбнулись, присмирели.
И за парты тихо сели.
Речевая разминка
Сейчас вы подарили друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам.
Начинаем урок с дыхательной разминки.
“Свеча”.
Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.
“Звукоподражание”.
Вспомните и воспроизведите:
Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)
Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя правильное дыхание.
– Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны темы “ Жили-были буквы..” (с презентацией) - С чем мы знакомились на прошлых уроках? (с рассказами, сказками, стихотворениями о буквах)
- О чем размышляли? (о том кто и как может “оживить буквы”)
- Чему будем учиться? (Красиво и правильно читать, но главное понимать прочитанное)
Все это мы можем усвоить, если будем работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Решение кроссворда
Сейчас мы отгадаем загадки, заполним отгадками клеточки кроссворда. И в цветных квадратиках будет спрятано ключевое слово.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
Узнать его и просто и легко:
Высокого он роста и видит далеко.(жираф)
Я сорвать цветок хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Кто первый землю пашет? (червяк)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я.....( осьминог)
Я – хозяин во дворе
И бужу всех на заре. ( петух)
- Какое ключевое слово получилось? ( на доске) АЛФАВИТ. Слайд
Ключевое слово АЛФАВИТ.
- Как одним словом назвать все отгадки? ( животные)
Работа в паре.
Решите примеры. Запиши ответы в порядке возрастания. 3+5=8 (Ш) 7+3=10 К
9-7=2 М 10-1=9 А 3+3=6 А 17-10=7 Р - Кто такой Маршак? ( поэт)
–Что пишут поэты? (стихи)
Проблемный вопрос.
У нас появилось 3 слова МАРШАК ЖИВОТНЫЕ АЛФАВИТ
- Мы должны связать эти 3 слова и узнаем, чему будет посвящен наш урок.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Итак, сегодня мы познакомимся с С.Я. Маршаком, будем читать его стихотворение, в котором он спрятал алфавит, а героями - будут животные, подумаем о том, как вести себя в транспорте.
III. Изучение нового материала.
Работа над темой урока
Знакомство с С.Я.Маршаком (презентация)
Вывеска С. МАРШАК. Слайд
Самуил Яковлевич - русский советский поэт, переводчик, драматург,
литературный критик, редактор.
Родился 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя.
Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки.
Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Потом Маршак учился в университете в Англии. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые его потом прославили. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Учил любить Родину, родное слово. Говорил, что настоящие герои скромны и за подвиг не требуют наград. Он бывает строгим, но чаще весёлым, насмешливым. Много написал для детей стихотворений, сказок, загадок, пьес.
Сейчас некоторые произведения его мы и представим. Слайд
2. Знакомство со стихотворением С.Я.Маршака.
- Сейчас мы с вами познакомимся с одним из произведений Маршака. (учебник стр. 19)
- Прочитайте его название.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Предположите, о чем или о ком будет это стихотворение.
3. Физкультминутка
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да скок, прыг да скок!(прыжки)
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!(бег)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.(ходьба)
Мишка по лесу идет:
“Где здесь пчелы, где здесь мед?”
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивание – руки вверх)
И вокруг запели птицы!
Ну а нам пора учиться!
(садятся за парты)
4. Чтение стихотворения учителем. Слайд (параллельно чтению стихотворения на экране появляются – животные)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
Первичное понимание прочитанного.
- О ком это стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения?
- Что необычного в этом автобусе?
6. – Прочтите самостоятельно стихотворение.
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
- Прочитайте обращение автора к читателям.
- Какой совет скрывается в последнем четверостишье? (как надо правильно вести себя в транспорте) говорят дети (не толкаться, не наступать на ноги, уступать место старшим, не грубить, не ругаться, не спорить, не драться...) Вывод. Я думаю, что эти правила вы не только знаете, но и выполняете.
4. Закрепление нового материала.
Повторное чтение цепочкой.
Сейчас мы устроим игру в Алфавит - прочитайте стихотворение по строчкам! Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь срывается секрет.
Чтение детьми.
- Кто догадался, какой секрет скрывается?
Если вы назовете первые буквы каждой строки, то вы отгадаете секрет.
- Какой секрет вы открыли? (в стихотворении спрятался алфавит)
- Что такое алфавит? (буквы, расположенные в строго определенном порядке)
- Сколько букв в алфавите?
- Как удалось поэту спрятать в стихотворении алфавит? ( расположил название животных в алфавитном порядке.)
Найди в стихотворении строчку:
Выпь говорит, что ей темно
- Почему слово “выпь” попало не в начало, а в конец стихотворения?
- Какой пассажир мог бы попасть в строчку на букву “Ё”?
- Проверь - может быть, он уже едет в автобусе?
- Какие буквы алфавита не использовал автор? Почему?
- В каких случаях нам пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке? (словарь, найти свою фамилию, найти книжку в библиотеке,
3. Игра «Назовите буквы».
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
Рефлексия. - С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто был героями стихотворения?
- Какой секрет скрывался в этом стихотворении?
- Как вы думаете, подтвердилось ли ваше предположение о том, чему будет посвящен урок?
Итог. - Оценивание своей работы детьми. Красный круг - доволен своей работой на уроке, зеленый – не совсем доволен работой, мог работать лучше.