Развитие речи
Тема С.Я. Маршак. «Друзья-товарищи»
Цель: познакомить с произведением о дружбе.
Задачи:
• Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».
• Закрепление представлений школьников о способах передачи чувств и настроений автора в тексте.
• формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне;
• отрабатывать навыки выразительного чтения, умение находить ответы на вопросы, учить анализировать поступки и характер героев, развивать умение находить главную мысль в произведении.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, аудиозапись песен о дружбе.
Ход урока:
№ слайда Название слайда Содержание урока
1 Титульный лист Организационный момент.
2 Полянка с ребятами Прослушивание песни о дружбе.
- О чем эта песня?
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке?
3 Портрет Маршака - Кто узнал этого детского поэта и писателя? Его произведения вы уже читали. Это - Самуи?л Я?ковлевич Марша?к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Живя в г. Екатеринодаре (Краснодар), Маршак организует комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Книги Маршака переведены на многие языки мира.
4 Сообщение темы и цели урока. - Когда вы пришли в школу, у вас, конечно, появились новые друзья или хотя бы один друг. А может быть, не появились? Почему? Всем ведь понятно, что быть одному очень плохо.
- Многие поэты и писатели писали о друзьях и дружбе. В том числе писал о дружбе и Маршак. Сегодня мы с вами будем говорить и читать произведения о дружбе.
- Откройте учебники на странице 59. Стихотворение «Друзья-товарищи». Подумайте над его названием.
5 Словарная работа - Кто такой друг? А кого можно назвать другом?
«Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией».
«Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов.
- А что такое дружба?
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов.
- А кто такой товарищ?
«Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь».
- А чем же отличаются друг от товарища?
Друг – близкие доверительные отношения, а товарищ – человек, к которому хорошо относишься.
Физминутка
5 Портрет Маршака и обнявшиеся ребята 1. Работа с текстом. Чтение стихотворения учителем. Стр. 59.
2. Анализ стихотворения.
- Какое настроение у героев стихотворения? Почему вы так решили?
- Можно ли героев назвать друзьями? Почему вы так решили? (Шли куда попало, было вдвоем хорошо и интересно)
- А товарищами? (еще нет доверительных отношений, они только зарождались, все еще впереди!)
3. Предварительное чтение.
Стр. 59. Буква А. Хоровое чтение.
Объяснение значения выражения «куда попало» - не важно куда.
4. Самостоятельное чтение.
5. Беседа по содержанию.
- Какое чувство испытали герои?
- Автор называет его или вы сами догадались?
6. Чтение хором за учителем.
7. Работа с рисунком учебника.
- Какие строчки стихотворения подходят к рисунку?
8. Итог.
- О чем это стихотворение?
6 Внеклассное чтение. Физминутка
7 Проверка домашнего задания. - Какое домашнее задание было задано по внеклассному чтению?
8 Работа с пословицами. - С чего начинается дружба между людьми? Между кем бывает дружба?
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
9 Прослушивание песни. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…
10 Домашнее задание. Мы продолжаем читать произведения о дружбе. Стихи и рассказы о дружбе.
11 Релаксация. - О чем мы сегодня беседовали?
- Чем понравился урок? А чем не понравился?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: С.Маршак "Друзья-товарищи"»