1.Тренировать навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.
2.Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
3.Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
- научить различать собственные имена существительные и нарицательные имена существительные;
- научить писать собственные имена существительные с заглавной буквы и со строчной нарицательные имена существительные.
_- осуществить меж предметную связь с окружающим миром, с краеведением.
На примере подобранных текстов в групповой работе познакомится с литературным наследием и достопримечательностями города Орла, узнать о героических подвигах специально обученных животных родного города,
компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в парах, индивидуальной работы и в группах.
Этапы учебного занятия, содержание этапов | Содержание технологической карты (вопросы, задания, комментарии, выводы) |
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Педагог предлагает ученикам: - проанализировать ситуацию, - выполнить практическое задание, - ответить на проблемный вопрос, - высказать предположения. На данном этапе происходит: - дети пробуют выполнить задание (индивидуально, в парах); - дети осознают границы «знания» и «незнания». - актуализация знаний, умений, необходимые для выполнения задания (ответа на вопрос). | 1. Организационный момент. - Организация рабочего места. Прописывание числа, классной работы. 2. Минута чистописания. - Какой праздник отмечают в России 23 февраля? Кто знает, как он называется? - В этот день праздник в России поздравляют и женщин – ветеранов Великой Отечественной войны, женщин – военнослужащих. - Какие слова будут писаться с заглавной буквы? - «День» пишется с большой буквы, так как показывает значимость события. Слово «Отечество» пишется с большой буквы, так как обозначает общенародное понятия. 2. Орфографическая минутка. Обучающиеся записывают по вариантам словосочетания: девочка Анна, мальчик Илья, город Псков, река Орлик, улица Пушкина, корова Зорька, озеро Байкал, страна Россия. - Выделите орфограммы; - К какой части речи относятся все записанные слова? - Что такое имя существительное? - Назовите имена существительные, которые отвечают на вопрос что? - Что они обозначают? - На какие вопросы отвечают остальные имена существительные, и что они обозначают? |
1.2. Целевая основа деятельности Педагог: - предлагает ученикам высказать предположение о цели предстоящей деятельности; - помогает сформулировать цель учебной деятельности, - помогает перевести цель в учебную задачу. На данном этапе происходит: - дети знакомятся с темой урока (сообщает учитель, прочитывают в учебнике); - формулируют цель предстоящей деятельности, учебную задачу. | - Почему некоторые имена существительные вы записали с заглавной буквы? - Как называются такие имена существительные? - Как называются остальные имена существительные, которые вы записали со строчной буквы? |
2. Поисковый этап (планирование деятельности) |
2.1. Планирование деятельности Педагог предлагает ученикам основу для планирования своих действий на уроке (возможно частично готовый план), организует обмен мнениями: «Что и в какой последовательности будем делать для решения задачи?» На данном этапе осуществляется: - прогнозирование деятельности, совместный поиск способов решения учебной задачи; - коллективное составление плана (фиксация в устой, письменной, знаково-символической форме); - планирование совместной деятельности в группах (парах) (если она предусмотрена на следующем этапе). | 3.Работа по теме урока. Групповая работа. - Прочтите текст, раскройте скобки, выпишите собственные имена существительные вместе с нарицательными, которые к ним относятся. 1 группа знакомится с текстом, выписывает собственные имена существительные, обозначающие клички животных. 2группа, знакомясь с текстом, выписывает собственные имена существительные, обозначающие название рек и городов. 3группа, знакомясь с текстом, выписывает собственные имена существительные, обозначающие фамилии, имена, отчества людей. 4группа,знакомясь с текстом, выписывают собственные имена существительные, обозначающие названия улиц и скверов. ( Тексты подобраны на материале сведений об Орле и Орловской области). |
3. Практический этап (реализация плана, контроль его выполнения) |
3.1. Открытие «нового» знания. Педагог предлагает учащимся выполнить задания (коллективно, в парах, группах), зафиксировать результаты выполнения задания в виде схемы, вывода, алгоритма, сообщения и др., сравнить полученные результаты с эталоном (данным в учебнике). На данном этапе осуществляется: - совместный поиск способов выхода из затруднения, решения учебно-практической, учебно-познавательной задачи; - практические действия по решению предложенных задач, наблюдения, исследования, работа с разными источниками информации; - составление схемы, алгоритма, формулирование выводов; | Взаимопроверка работ. Исправление ошибок. Фронтальная проверка. |
3.2. Воспроизведение и применение знаний Педагог предлагает учащимся выполнить задания, применить составленный алгоритм, использовать новые знания для решения задач. На данном этапе осуществляется: - применение знаний учащимися в стандартной ситуации, формирование умений, предметных способов действий, - проверка алгоритма, - самоконтроль, взаимоконтроль, уточнение и внесение корректив. | 4.Закрепление изученного материала. - Исправьте ошибки в тексте. Летом мы решыли съездить кбабушке тане в деревню зубровка. Она стаит набирегу речьки ливенки. У моей бабушки есть кот мурзик и собака лайма. |
3.3. Применение знаний и умений в нестандартной ситуации Педагог предлагает учащимся выполнить творческие задания, учебно-познавательные и учебно-практические задачи. На данном этапе осуществляется: - включение «нового» знания в систему имеющихся у детей знаний и умений; - самостоятельное применение или конструирование новых способов действий. - обобщение и систематизация знаний. | 5.Работа с омонимами. - Раскройте скобки. Спишите предложения. 1. Котенок (П,п)ушок грелся на весеннем солнышке. Спинку щенка покрывал нежный, мягкий (П,п) ушок. 2. В этот день (Н,н)адежда поздно вернулась из школы. У меня появилась (Н,н)адежда попасть в сборную команду по футболу. 3, (О,о)рел - красивый город. Красивый (О,о)рел кружил над степью. - Как в русском языке называются слова, которые звучат одинаково, пишутся одинаково, но имеют разные значения? |
4. Рефлексивно-оценочный этап (оценка своих достижений, осмысление результатов и способов деятельности) |
4.1. Рефлексия результатов деятельности, обсуждение их практического применения в жизненных ситуациях, прогнозирование дальнейшего развития темы (в т.ч. во внеурочной деятельности). | -Какие правила повторяли на уроке? - На какие группы делятся собственные имена существительные? - Как пишутся собственные имена существительные? - Как пишутся нарицательные имена существительные? - Что нового узнали на уроке? |
4.2. Рефлексия способов деятельности, выбор эффективных способов, выявление причин неудач, возникновения ошибок и т.п. | -Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение. Сегодня на уроке…. -я открыл для себя… -научился….. - оцениваю свою работу…. - считаю, что мои товарищи… |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. | Поднимите смайлик зеленого цвета, если считаете, что усвоили правописание собственных имен существительных. Желтого, если не совсем активно участвовали в обсуждении темы урока и не до конца освоили правописание собственных имен существительных. Красный смайлик, если ничего не удалось на уроке, и тема урока совсем не усвоена. |
4.4. Домашнее задание на основе оценки результатов деятельности. | 1. Написать мини-сочинение с использованием собственных имен существительных. 2. Дописать предложения собственными двумя примерами. Кошка…. Собака….. Мальчик….. Девочка…… Город……. Село…….. Река……… Страна……. 3. Выполнить упражнение 103 страница 60. |