kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заглавная буква в именах собственных. Закрепление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок  русского языка
2 класс

Тема: Заглавная буква в именах собственных. Закрепление.
 
Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели  урока:
  Образовательные:
- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.
- развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы.
- совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности.
- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.
Воспитательные:
- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения, формировать умения самопроверки  и взаимопроверки.
-поддерживать интерес к изучению родного языка.

Задачи урока:
- развивать умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове.
- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.
- обогащать словарный запас учащихся.
- формировать умения работать  в коллективе.
- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда.

Оборудование к уроку:
    карточки для индивидуальных заданий;
    сигнальные карточки для самоанализа деятельности.

 

Этапы урока
 Формирование УУД Содержание урока
(деятельность учителя) Деятельность обучающихся
 Л. Р. П. К.  
Целеполагание и мотивация     Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.  Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи.
- Сейчас у нас урок русского языка.  Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными. На уроке мы отправимся в путешествие в одну деревню, которая называется Простоквашино.
 Дети обмениваются улыбками.

Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистописания.

 

 

 

 

 

 

2. Письмо слов под диктовку.     - Ребята, каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
   Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений  и запишите число.
    - Скорее в путь, мои друзья.
Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет  и занять свои места, нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашего города. Эта буква обозначает   непарный согласный звонкий твердый  звук.
-Догадались?
- Из скольких элементов она состоит?
- Напишите по 2 раза каждый элемент и 2 раза эту букву.
- Молодцы! Вы получаете билетики в виде березовых и кленовых листочков.
- Но с нами поедут еще несколько пассажиров, мы узнаем, как их зовут, когда напишем слова под диктовку. Все эти слова начинаются с нашей буквы.
(Роман, Рая, Рита, Руслан, Родион.)
- Что вы заметили, когда писали слова?
- Почему они записаны с большой буквы?
 

 

 

Дети записывают число.

 

 

Р
Из двух
Постановка учебной задачи     - Кто назовет тему нашего урока, знания по которой нам потребуются  в путешествии?            
- Что мы узнаем на уроке?
- Итак, друзья в путь. Заглавная буква в именах собственных.

Открытие нового знания     1. Проблемный вопрос.
- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?                
2. Работа над правилом.
- Вспомним правило. В каких словах пишется заглавная буква?
                   Лев – это собственное имя существительное, а лев – нарицательное.
Первичное закрепление

 

 

 

 

 

Письмо с комментированием

 

 


Физкультминутка.     Смотрите, объявление. Давайте его прочитаем.
 «Ищем  учеников 2 класса, которые  помогут отыскать клад.    Жители деревни Простоквашино».
- Какое интересное объявление.  
- Как будто для нас его написали.
-  Может быть, мы откликнемся на это объявление?
- Ведь искать клад это так интересно!
- Я никогда его не искала, а вы?
- Ну что  поможем жителям Простоквашино?
- А вы помните имена всех жителей Простоквашино? Давайте их  запишем в тетрадь.
(кот Матроскин, дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка, почтальон Печкин)
 -А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы?

-Выполнив это задание, какой вывод можно сделать?

 


- Для физкультминутки сегодня я подобрала слова: одни обозначают нарицательные существительные, другие - собственные.
- Если вы услышите нарицательные существительные, –  ставите руки на пояс  и приседаете. Если услышите собственные  – поднимаетесь на носочки и хлопаете в ладоши над головой.
Руслан, мяч,  крокодил, Миша, Таня, лук, карандаш, Алена, Тоня, чашка, диван, Никита, Полина, книга, живот и т.д.
 Читает ученик.

 

 

 

 

Выходят по одному к доске, записывают с комментированием.
Потому что есть имена собственные и нарицательные…
Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону     А   - А сейчас наш поезд проезжает станцию «Думай-ка».
-На  карточках  вы видите словосочетания, которые нужно списать, раскрыв скобки.  Работать будем в парах. Внимательно  обсудите, какую букву вы будете писать.
- Обменяйтесь тетрадями и проведите  взаимопроверку.
М   
          Карточка 1
        
          море  (Ч,ч)ерное 
  платье (Ч,ч)ерное
 
Карточка 2

гриб(Р, р)ыжик
пес (Р,р)ыжик

  Карточка 3

 
  кот (С,с)нежок
  первый (С,с)нежок

- Почему одни слова написали с большой буквы, а другие с маленькой?
- А теперь сверьте свои записи с эталоном на доске. 
  
Включение нового знания в систему знаний и повторение     – Мы подъехали к тому месту, где находится клад. Нам осталось выкопать этот клад. Я думаю, нам удастся найти клад, если мы выполним следующее задание: на доске у карточки со словами.
 – Что можно составить из слов?
I. – Составьте два предложения.
II. на сосне сидит пушистая белка
III. собака белка сторожит дом
IV. – Какие правила написания предложения вы знаете?

 


V. –Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?

 

VI. – Запишите эти предложения и подчеркните главные члены предложения.
VII. –Давайте проверим, что подчеркнули?
- Вы очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки (достает сундучок).
- Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.)
- Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем).
VIII. - Ребята, здесь лежит книга. Но, почему, же книга?
IX. - А-а, я догадалась!
X. - А поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке были драгоценности, деньги?
XI. - Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного.
XII. -  А-а, я кажется, поняла! Жители Простоквашино специально спрятали этот клад и попросили нас помочь им, чтобы проверить какие мы дружные, отзывчивые и грамотные. А теперь они благодарят нас за помощь и дарят книгу в классную библиотеку.
 

 

Предложения.

 

Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
XIII. 
XIV. 
В 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во  2 предложении это слово собственное.

 

 

 

 

Ответы детей.
Рефлексия
 (итог урока)     - Вот и подошло к концу путешествие.
- Какие задачи нам удалось решить?

 

 

- Все ли научились писать заглавную букву в словах?
- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложение:                       
          - на уроке мне было трудно…
          - на уроке мне было интересно…
          - я научился…
- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, закрасьте листочки зеленым цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – желтым цветом, если на уроке вам было скучно и задания были трудными для вас – не раскрашивайте листочки.
- Все вы были внимательными, активными, проявили смекалку.
-  Спасибо всем, урок окончен.
  
Вспомнили, когда пишется заглавная буква, повторили правописание заглавной буквы, потренировались.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах собственных. Закрепление. »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя общеобразовательная школа»

Михайловский филиал









Открытый урок по русскому языку

на тему:

«Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»


2 класс


Учитель первой категории

Бессонова Людмила Павловна


2013 год




Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цели урока:

Образовательные:

- формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;

- развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;

- совершенствовать устную и письменную речь.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности.

- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.

Воспитательные:

- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения, формировать умения самопроверки и взаимопроверки.

-поддерживать интерес к изучению родного языка.


Задачи урока:

- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы.

- обогащать словарный запас учащихся.

- формировать умения работать в коллективе.

- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда.


Оборудование к уроку:

карточки для индивидуальных заданий; карточки со словами; карточки для работы в парах; рисунки героев мультфильма.




Этапы урока


Формирование УУД

Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Л.

Р.

П.

К.

Целеполагание и мотивация

+















Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи.

- Сейчас у нас урок русского языка. Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными. На уроке мы отправимся в путешествие в одну деревню, которая называется Простоквашино.


Дети обмениваются улыбками.


Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания.














2. Письмо слов под диктовку.


+

+

















+


























- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.

Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите число.

- Скорее в путь, мои друзья.

Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашего города. Эта буква обозначает непарный согласный звонкий твердый звук.

-Догадались?

- Из скольких элементов она состоит?

- Напишите по 2 раза каждый элемент и 2 раза эту букву.

- Молодцы! Вы получаете билетики в виде березовых и кленовых листочков.

- Но с нами поедут еще несколько пассажиров, мы узнаем, как их зовут, когда напишем слова под диктовку. Все эти слова начинаются с нашей буквы.

(Роман, Рая, Рита, Руслан, Родион.)

- Что вы заметили, когда писали слова?

- Почему они записаны с большой буквы?








Дети записывают число.






Р

Из двух

Постановка учебной задачи


+







- Кто назовет тему нашего урока, знания по которой нам потребуются в путешествии?

- Что мы узнаем на уроке?

- Итак, друзья в путь.

Заглавная буква в именах собственных.


Открытие нового знания


+

+









1. Проблемный вопрос.

- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

2. Работа над правилом.

- Вспомним правило. В каких словах пишется заглавная буква?

Лев – это собственное имя существительное, а лев – нарицательное.

Первичное закрепление












Письмо с комментированием







Физкультминутка.

+





















+

+













+








+

+













+






















+

Смотрите, объявление. Давайте его прочитаем.

«Ищем учеников 2 класса, которые помогут отыскать клад. Жители деревни Простоквашино».

- Какое интересное объявление.

- Как будто для нас его написали.

- Может быть, мы откликнемся на это объявление?

- Ведь искать клад это так интересно!

- Я никогда его не искала, а вы?

- Ну что поможем жителям Простоквашино?

- А вы помните имена всех жителей Простоквашино? Давайте их запишем в тетрадь.

(кот Матроскин, дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка, почтальон Печкин)

-А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы?


-Выполнив это задание, какой вывод можно сделать?





- Для физкультминутки сегодня я подобрала слова: одни обозначают нарицательные существительные, другие - собственные.

- Если вы услышите нарицательные существительные, – ставите руки на пояс и приседаете. Если услышите собственные – поднимаетесь на носочки и хлопаете в ладоши над головой.

Руслан, мяч, крокодил, Миша, Таня, лук, карандаш, Алена, Тоня, чашка, диван, Никита, Полина, книга, живот и т.д.


Читает ученик.










Выходят по одному к доске, записывают с комментированием.

Потому что есть имена собственные и нарицательные…

Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону














Работа в парах

+

+

















+

+

















+


















+

А - А сейчас наш поезд проезжает станцию «Думай-ка».

-На доске вы видите словосочетания, которые нужно списать, раскрыв скобки. Работать будем самостоятельно.

- Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.

М

море (Ч,ч)ерное

платье (Ч,ч)ерное

гриб(Р, р)ыжик

пес (Р,р)ыжик

кот (С,с)нежок

первый (С,с)нежок


- Почему одни слова написали с большой буквы, а другие с маленькой?

- А теперь сверьте свои записи с эталоном на доске.


- Ребята, сейчас каждый ряд получит листок, на котором каждая пара запишет имена существительные. Определитесь, кто будет записывать.

1-й ряд запишет нарицательные имена существительные;

2-й ряд – собственные существительные, которые обозначают имена людей;

3-й ряд - собственные существительные, которые обозначают фамилии людей.

- По завершении работы последние обучающиеся выходят к доске и защищают работу своего класса.



























Все слушают. Если слово записано верно, хлопают.

Включение нового знания в систему знаний и повторение


+

+

+

– Мы подъехали к тому месту, где находится клад. Нам осталось выкопать этот клад. Я думаю, нам удастся найти клад, если мы выполним следующее задание: на доске карточки со словами.

– Что можно составить из слов?

  1. – Составьте два предложения.

  2. на сосне сидит пушистая белка

  3. собака белка сторожит дом

  4. – Какие правила написания предложения вы знаете?





  1. –Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?




  1. – Запишите эти предложения и подчеркните главные члены предложения.

  2. –Давайте проверим, что подчеркнули?

- Вы очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки (достает сундучок).

- Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.)

- Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем).

  1. - Ребята, здесь лежит книга. Но, почему же книга?

  2. - А-а, я догадалась!

  3. - А поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке были драгоценности, деньги?

  4. - Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного.

  5. - Я кажется, поняла! Жители Простоквашино специально спрятали этот клад и попросили нас помочь им, чтобы проверить какие мы дружные, отзывчивые и грамотные. А теперь они благодарят нас за помощь и дарят книгу в классную библиотеку.






Предложения.




Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

В 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во 2 предложении это слово собственное.










Ответы детей.

Рефлексия

(итог урока)

+

+



- Вот и подошло к концу путешествие.

- Какие задачи нам удалось решить?






- Все ли научились писать заглавную букву в словах?

- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложение:

- на уроке мне было трудно…

- на уроке мне было интересно…

- я научился…

- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, закрасьте листочки зеленым цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – желтым цветом, если на уроке вам было скучно, и задания были трудными для вас – не раскрашивайте листочки.

- Все вы были внимательными, активными, проявили смекалку.

- Спасибо всем, урок окончен.


Вспомнили, когда пишется заглавная буква, повторили правописание заглавной буквы, потренировались.



























Таблица варианта самоанализа урока

Класс:________________________
Тема урока:___________________
Тип урока и его структура:____________________

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…)
    Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

  3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

  4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

  5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

  6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

  7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

  8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.

  9. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

  10. Наметить перспективы своей деятельности.

    1. Самоанализ урока учителем

( по Шамовой Т.И. )

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

  2. Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

  3. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.

  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.

  5. Показать , как другие этапы работали на главный этап.

  6. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

    1. Самоанализ урока

( по Куриленко Т.М.)

  1. Была ли достигнута цель урока?

  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

  4. Как использовалось время на урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?

  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

1.4. Памятка для самоанализа занятия

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?



Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?



В. Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?


Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?



Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.



1.5. Самоанализ урока


Класс:_____________________________

Тема урока:________________________

Тип урока и его структура:___________

      1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

      2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

      1. Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

      2. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

      3. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

      4. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

      5. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

      6. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

      7. Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

      8. Наметить перспективы своей деятельности.


    1. Самоанализ урока

(Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)

Вариант первый

  1. Какие планировались учебно-воспитательные задачи? Почему?

  2. Как они были реализованы?

  3. Как вы оцениваете избранный план урока? (по структуре, форме, методам и содержанию)

  4. В какой степени удалось его реализовать?

  5. Как учли и реализовали возможности класса и отдельных учащихся? Индивидуальная работа и дифференцированный подход на уроке.

  6. Как в целом реализован план урока? Что удалось? Что нет? Чем руководствовался учитель при подготовке к уроку (программа, литература, рекомендации, передовой опыт)?

  7. Самооценка урока в целом.

Вариант второй

  1. Дать характеристику класса.

  2. Указать тему урока, охарактеризовать ее положение в общей системе других уроков и тем.

  3. Указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данного класса.

  4. Охарактеризовать триединую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока (привести аргументы)

  5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствие дидактической цели.

  6. Определить этапы урока и показать решение на каждом этапе его дидактической задачи.

  7. Кратко охарактеризовать использованные в начале урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученными результатами - качеством знаний учащихся.

  8. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке.

  9. Общий вывод и оценка его.



1.7.Памятка для самоанализа урока учителем

(по Поташнику М. М.)

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке:

      • образовательные;

      • воспитательные;

      • задачи развития;

      • была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников.

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

  5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

  7. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

  8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

  10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?

  11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?

  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного.


Возможная структура анализа урока (по Поташнику М. М.)

1. Оценка реализации основных принципов обучения с точки зрения соблюдения оптимальной меры в каждом из них и в их сочетании (именно в этом новизна).

Комментарий. Раньше было принято констатировать, реализованы ли были на уроке основные принципы дидактики. Теперь же, с позиций идей оптимизации, конечно же, нужно оценивать, насколько корректно обеспечено сочетание и соотношение принципа научности с принципом доступности, принципа наглядности с принципом абстрактности и т. д. Любая чрезмерность приводит к противоположности самой меры. Гипертрофия принципа научности приведет к тому, что новый материал будет недоступен для понимания многим детям; а гипертрофия принципа доступности непременно приведет к непозволительному упрощению основ наук, к профанации научного знания.

2. Оценка сочетания точного и одновременно творческого (личностного) выполнения программно-методических требований к уроку.

3. Оценка грамотности определения типа урока.

4. В какой мере реализован учет обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов и классов при проектировании и проведении урока. Учтены ли были интересы, склонности, потребности и запросы учащихся.

5. Оценка полноты проектирования целей (задач) урока:

I. Постановка педагогических целей: обучения, воспитания, развития, социализации и др.

II. Постановка целей развития образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.

III. Постановка целей саморазвития учителя:

а) профессионального;

б) личностного.

Комментарий. При анализе урока особо ценятся:

постановка задач не только обучения, но и воспитания, развития, социализации личности;

постановка исследовательских задач;

постановка задач урока перед учащимися (для 1—6 классов преимущественно в увлекательной форме).

6. Конкретизированы ли были (уточнены, изменены) задачи, содержание учебного материала на основе выводов педагогического или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического, или даже педологического консилиума.

Комментарий. Этот пункт, по сути, повторяет п. 4. Этот повтор мы сделали намеренно, чтобы учитель не ушел от необходимости выполнения соответствующего требования к уроку.

7. Оценка умения поставить задачи урока перед учащимися (в классах I и II ступени желательно в увлекательной форме).

8. Прослеживается ли понимание учителем (или хотя бы формулирование для себя) ценностных оснований содержания учебного материала.

9. Помог ли учитель раскрыть детям (каждому для себя) личностный смысл изучаемого на уроке учебного материала.

10. Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала. Выделение объекта прочного усвоения (главного существенного). Способы выделения главного существенного (заимствованные или изобретенные самим, осознаны ли они учителем).

11. Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового учебного материала.

12. Обеспечена ли практическая направленность учебного материала, его связь с личным жизненным опытом учащихся.

13. Включены ли были в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в измененных обстоятельствах, в новых ситуациях.

14. Опирался ли учитель на межпредметные связи в содержании учебного материала (если в этом была необходимость) и осуществлялась ли межпредметная координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного представления о мире, системе знаний с целью развития их эрудиции.

Комментарий. Сам факт опоры на межпредметные связи и межпредметная координация учебного материала говорят об эрудиции учителя, а их отсутствие, когда это нужно, говорит о незнании учителем содержания учебных программ общего среднего образования, то есть о его слабой личной эрудированности, что плохо.

15. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам новых знаний.

Комментарий. Оценивается не сам выбор, а обоснованность этого выбора именно в этом новизна.

16. Оптимальность выбора методов обучения, их сочетания и соотношения.

Комментарий. Оценивается именно обоснованность этого выбора. Тут необходимо понять, что сами методы оценивать бессмысленно, ибо нет ни хороших, ни плохих вообще. Оценить мы можем только грамотность обоснования выбора.

17. Использовались ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы).

18. Использование различных приемов учебной работы.

Комментарий. Оценивается их целесообразность.

19. Насколько использованные технологии обучения были психосберегающими и в целом — здоровьесберегающими.

20. Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы или же оценка обоснованности выбора одной из них.

21. Имела ли место специально продуманная деятельность учителя по воспитанию интереса к предмету.

Комментарий. Это необходимый повтор пп. 11 и 17, ибо фактор воспитания в процессе обучения нередко упускается, а методы развития познавательного интереса требуют от учителя выдумки, творчества, чего тоже много не бывает.

22. Знаком ли учитель с теми или иными технологиями развивающего обучения. Применял ли их или опирался на какие-то из них в случае необходимости (особенно в 5—11 классах).

23. Уровень сформированности у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, то есть общеучебных умений.

24. Имела ли место работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений), если таковая была необходима и запланирована в целях.

25. Характеристика использования дифференцированного подхода к детям: использовал ли учитель разные виды дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению или же дифференцировал только объем и степень сложности учебного материала (в пределах требований программы или необоснованно снизил эти требования).

26. Оценка культуры труда учителя и учеников.

Комментарий. Мы не знаем какого-то одного общепринятого научного толкования того, что есть «культура педагогического (или учебного) труда», но убеждены, что читатель понимает, о чем идет речь.

27. Как осуществлялся контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся: оценка содержания вопросов и заданий, обоснованности разнообразных форм контроля; соответствие оценок уровню знаний учащихся.

28. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания для разных групп учащихся. Оценка примерных затрат времени на его выполнение. Учет в расписании дня других предметов.

29. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах (насколько экономно использовалось время урока).

30. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.

31. Оценка личностного отношения учителя к проектированию урока, к самому уроку, к работе и прежде всего — к детям.

32. Оценка воспитательного влияния личности учителя на детей (во всех аспектах — от внешнего вида, наличия артистических умений до отношения к труду).

33. Оценка использования возможностей учебного кабинета.

Комментарий. Оценивается целесообразность и обоснованность использования тех или иных средств обучения.

34. Оценка использования новых информационных и комму­никационных технологий обучения:

I. Использование компьютера как ТСО:

а) владеет ли учитель компьютерными технологиями;

б) использовал ли учитель возможности компьютеров;

в) имеет ли он электронные версии учебников, обучающие и контролирующие программы;

г) обоснованно ли использовались компьютеры;

д) насколько органично использование компьютеров включено в педагогические технологии (последнее — самое важное).

II. Использование компьютера в качестве интеллектуального помощника учителя при подготовке урока.

Комментарий. Мы пока не встречали в России учителей, которые бы могли быть положительно оценены по этому параметру II. А сформулировали мы этот пункт исключительно с целью стимулирования учителей к более широкому использованию возможностей компьютеров (программный материал по этому аспекту имеется в продаже).

35. Соблюдение школьно-гигиенических требований на уроке:

а) освещение рабочего места каждого ученика;

б) температурный режим;

в) воздушный режим;

г) посадка учащихся.

36. Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения (обеспечение не только эстетики формы, но и эстетики идей, прозвучавших на уроке и представленных наглядно в учебном кабинете).

37. Оценка способности учителя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при изменении учебных ситуаций; умение переходить к реализации запасных методических вариантов (были ли они продуманы учителем заранее или же являются следствием импровизационных возможностей учителя — и то, и другое необходимо, а потому и хорошо).

38. Оценка учета ранее высказанных замечаний и рекомендаций.

39. Выводы.

40. Рекомендации и предложения.

Напоминаем еще раз, что приведенная структура является примерной и в зависимости от стоящих перед руководителем задач должна быть сокращена вчетверо. Необходимо помнить, что во время часовой беседы с учителем после посещенного урока директор или его заместители успевают обсудить с педагогом не более семи-восьми пунктов. Поэтому приведенная схема является только основой, на базе которой руководитель, посещающий урок, должен продумать реальную программу анализа того урока, который он собирается посетить.

Если рекомендованная схема анализа будет принята за основу и ее бланки будут тиражированы в необходимом количестве, то идущему на урок полезно отметить те пункты, по которым будет осуществлен анализ (оставив необходимый минимум из схемы), и добавить вопросы, которые важны и которых в схеме нет.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Заглавная буква в именах собственных. Закрепление.

Автор: Бессонова Людмила Павловна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Заглавная буква в собственных именах существительных""
    ["seo_title"] => string(58) "zaglavnaia_bukva_v_sobstvennykh_imenakh_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "594201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639166305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "163452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422474751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание заглавной буквы в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(55) "pravopisaniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "130126"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415819903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока русского языка  по теме "Правописание заглавной буквы в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "105410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402849336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kakiie-slova-pishutsia-s-zaghlavnoi-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "141481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418131131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства