| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивация | Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационно-го настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность. Работа с разными источниками информации (словарем). | Фронталь-ная | Создает эмоциональный настрой на урок. - Повернитесь друг к другу, и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Чистоговорка: Ва-ва-ва- выросла трава. Ву-ву-ву- соберу траву. Ву-ву-ву- я сниму сову. Вы-вы-вы – нет травы Ви-ви-ви-Верочку зови, Ве-ве-ве- Вера на траве. Задания: -собери пословицу (С книгой жить –век не тужить.); -найди значение непонятных слов в словаре. | Принимают учебную задачу. Включаются в работу. Улыбаются друг другу. Собирают пословицу. Работают со словарями. Тужить - горевать по ком-чем,о ком-чем, тосковать.скорбеть, печалиться. (Не тужи , всё образуеся.) | Включаются в деятельность. Собирают пословицу, объясняют ее значение. Нашли значение слова в словаре. | Правильность выполнения задания, найдены и объяснены значения непонятных слов с помощью словаря. |
2 | Постановка темы и цели урока | В совместной деятельности сформулиро-вать цель и задачи урока. | Фронталь-ная | На доске портреты писателей М Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, подписи к портретам, названия произведений этих авторов – расположены в неправильном порядке. -Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели портреты знакомых писателей. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся? Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе «Великие русские писатели». - Давайте сформулируем тему урока. Обозначение этапов урока (Маршрутный лист). Вводятся критерии оценивания. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока. Обобщение знаний по разделу «Великие русские писатели». Цели: обобщение и систематизация знаний по разделу. Знакомятся с маршрутными листами и критериями самооценки. | Определение к деятельности, принятие критериев оценки. | Поставлены цели и задачи на урок обучающимся, понятны критерии оценки. |
3 | Актуализа-ция, обобщение и систематиза-ция знаний. Фиксирова-ние индивидуального затруднения. | Выявить затруднения у обучающихся в усвоении пройденной темы. | Групповая Работа в парах | Проводит работу по активизации знаний обучающихся. - Вам необходимо поставить под портретом фамилию писателя и название его произведений. Организация деятельности по проверке усвоения изученного материала: работа с биографией писателей, их творчеством, литературными жанрами. - Послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь. 1)Поэт, когда был маленький, часто говорил в рифму. Маленького звали Мишелем. Жил он вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. 2)Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и знал французский язык. Была у него няня. Звали её Арина Родионовна. Кто этот писатель? 3) С ранних лет мы знакомы с его баснями. Он без помощи учителя овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки 4) Имя следующего великого писателя знает весь мир. Родился и провёл детство в деревне Ясная Поляна. Игра «Доскажи словечко» Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждёт: Пусть найдут меня ребята, ну – кто меня найдёт? 1)Ужнебо осенью дышало, Уж реже солнышко… 2)Под голубыми небесами Великолептными… 3)Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова … 4) Один корабль обошёл вокруг света и возвращался… 5)Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на… Найди лишнее: - О каких сказочных героях не шла речь в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной Царевне Лебеди»: Три девицы, Русалка, Царица, Кощей, Салтан, Богатыри, Бабариха, Лебедь птица, Леший, Белоснежка, Кот учёный, Баба Яга. Игра «Отгадай произведение» 1)Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. На корабле с нами было два мальчика. 2)Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. 3)Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть. -А сейчас вспомним и послушаем басни И.А.Крылова, которые учили наизусть. | Включаются в работу. Активизируют память. Обсуждают в группах. Соотносят автора и произведение. Соотносят биографию, жанр и литературные произведения. Оценивают результаты собственной деятельности. Михаил Юрьевич Лермонтов Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Лев Николаевич Толстой 1.Блистало Коврами Буяна 4. Домой 5.Лапу Ответы обучающихся. Л.Н.Толстой «Акула» Л.Н.Толстой «Прыжок» Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Дети повторяют басни и читают наизусть. | Соотнесение писателя, литературных произведений. Прочтение произведения, определение, совпадение результатов прогнозирова-ния. Включаются в деятельность. Включаются в деятельность. Включаются в деятельность. Включаются в деятельность. | Правильность выполнения задания. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. Отмечают свой результат на листе самооценки. |
| Контроль усвоения | Выявить затруднения у обучающихся в усвоении пройденной темы, осуществить контроль. | Индиви-дуальная | Проверяет умение применять знания на практике (литературные жанры). Письменная проверочная работа из 7 вопросов. Организует деятельность обучающихся по самопроверке. | Выполняют проверочную работу, определяют по отрывку произведения его жанр. Проверяют себя. | Называют признаки сказки, рассказа, басни. Определяют жанр произведения. Выявлены затруднения обучающихся. | Выполнение проверочной работы. |
6 | Включение изученного в систему знаний | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Групповая | Ставит проектную задачу обучающимся (в виде творческого мини-проекта «Письмо другу», в котором поделитесь впечатлениями о понравившемся произведении) Выделяет критерии: - О чем произведение? - Чему учит данное литературное произведение? Оказывает помощь в комментировании учебных действий. Проводит организацию защиты проектов. | Работают в группе над предложенным заданием. Фиксируют письмо другу. Защищают свою работу. Анализируют представленные результаты. | Презентация работы каждой группы. Взаимооценка проектов. | Проверяется соответствие продукта поставленным целям и задачам. Формирова-ние оценочного действия. |
7 | Рефлексия деятельности. | Контроль процесса и результата учебной деятельности. | Индивидуальная и фронтальная | 12.Рефлексия. На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Организует работу с оценочными листами. Подведение общего итога оценивания. Осуществляет работу по оцениванию меры продвижения к цели и успехи личные и класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение. Мотивирует обучающихся на дальнейший успех. (Каждый стал сегодня чуточку мудрее!) | Работают с оценочными листами, оценивают результаты своей деятельности по заранее выделенным критериям. Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. | Заполняют оценочные листы, выявляют границы знаю/не знаю, умею/ не умею. В совместной деятельности с учителем выстраивают дальнейшую траекторию развития. | Сформированность навыков самооценива-ния по заданным критериям, рефлексивных умений. |