kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения и употребление их в речи" ( по учебнику М. М. Разумовской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зная, что компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий, то я поставила перед собой задачи, направленные на разные стороны психического развития учащихся (образовательные, развивающие, воспитательные).

        На первое место были поставлены развивающие задачи, а затем воспитательные и образовательные:

1)развивать:

  • ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
  •  умение ставить проблемы, делать выводы, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе;
  •  монологическую речь, память, наблюдательность,  интерес к предмету, самостоятельность.

2)воспитывать:

  • любознательность
  • интерес к творчеству русских писателей
  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе
  • интерес к урокам русского языка и литературы.

3)обобщить знания по теме «Односоставные предложения»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения и употребление их в речи" ( по учебнику М. М. Разумовской)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»




Открытый урок русского языка в 8 классе:



Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Алтухова Марина Ивановна


2014 – 2015 учебный год





Цели и задачи:


  • обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;

  • учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;

Ход урока


I. Организационный момент.

  • На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? ( Здравствуйте!)

  • Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. Садитесь.

  • У нас необычный урок. Поэтому я предлагаю вам для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

  • Какие ассоциации возникают у вас в связи с грецким орехом? (похож на человеческий мозг). А мозг требует тренировки. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.


II. Целеполагание. Постановка учебных задач урока.

  • Запишите в тетрадь приветствие, которое прозвучало в начале урока.

  • Что записано вами? (Предложение)

  • Охарактеризуйте это предложение.

(Это односоставное предложение, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное)

  • Предположите, какова цель нашего урока.

  • Сегодня мы вспомним, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных, закрепим типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, увидим как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, будем учиться употреблять их в собственной речи.

III. Актуализация опорных знаний.

  • На какие группы делятся предложения по наличию в них главных членов?

  • Как вы их различаете?

  • Вспомним, какие виды односоставных предложений существуют, каковы их признаки. Задание «Вопросы на засыпку». Определите вид односоставного предложения по следующим приметам, которые дают известные учёные. Грамотно запишите в тетрадь.

1.Ломоносов так сказал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит». Например: Люблю тебя, Петра творенье!

/Определённо-личные/


2. По мнению Пешковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределённое. Например: Ведут ко мне коня.

/Неопределённо-личные/


3.Лингвист Бенвенист так говорит об этой группе: «В этих предложениях есть отнесённость к координатам «Все-везде-всегда». Например: Цыплят по осени считают.

/Обобщённо-личные/


4. По мнению лингвиста Скобликовой, особенностью данных предложений является то, что в них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные.

Например: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

/Назывные/

5.По мнению Скобликовой, действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица. Например: Подморозило.

/Безличные/


  • Предлагаю вашему вниманию так называемые «тонкие вопросы». Отвечая на них, вы поднимаете сигнальную карточку «ДА» или «НЕТ».

«Тонкие вопросы»

  1. Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

  2. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

  3. Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

  5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

  6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

  8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

  9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

  10. Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)


  • А сейчас определим соответствие главных членов виду односоставных предложений. Работа с интерактивной таблицей.


IY. Работа по теме урока.

  • Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки. Посмотрим, научились ли вы отличать эти предложения друг от друга.

Проведём графический диктант (Интерактивный тренажёр).

  • На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.

  1. С утра морозит.

  2. В избе жарко натопили.

  3. Приготовьтесь к уроку.

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

  5. Иду по дороге.

  6. Мне легко дышится.

  7. Морозное утро.

  8. Дерево зажгло грозою.

  9. У тебя нет книги?

  10. Дни поздней осени бранят обыкновенно…


Проверка графического диктанта:

  1. С утра морозит. б/л

  2. В избе жарко натопили. н/л

  3. Приготовьтесь к уроку. о/л

  4. Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л

  5. Иду по дороге. о/л

  6. Мне легко дышится. б/л

  7. Морозное утро. н

  8. Дерево зажгло грозою. б/л

  9. У тебя нет книги? б/л

  10. Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л


Физминутка.

  • А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

  • Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

  • Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)

  • А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).


Интерактивное упражнение «Закончить пословицу».

  1. От добра….

  1. Сам погибай…

  2. Сделал дело…

  3. Любишь кататься….

  4. Что посеешь…

  5. За двумя зайцами погонишься…

  6. Не имей сто рублей…

  • Односоставные предложения какого вида у вас получились?

  • Помните, ребята, что в пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.


Самостоятельная работа обучающихся. Работа по индивидуальным карточкам.


Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Ради розы терп ...т и шипы.

Под музыку осе(н,нн)его дождя иду во тьме.



Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Т... пло на солнышке.

Бр... жу по набережной снов....



Карточка 1

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Соловьи.

И вот в лицо п...хнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.



Проверка самостоятельной работы.

Ради розы терпят и шипы. (Обобщённо-личное.)

Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (Определённо-личное.)

Тепло на солнышке. (Безличное.)

Брожу по набережной снова. (Определённо-личное.)

Соловьи. (Назывное./)

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. (Безличное.)



Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.


Когда в лунную ночь видишь широкую улицу с ее избами, стогами, ивами, на душе становится тепло.


Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться.


  • Итак, мы с вами вспомнили виды односоставных предложений, продолжили учиться отличать их друг от друга, а теперь обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.


Презентация «Употребление односоставных предложений в речи»


  • Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Послушайте, пожалуйста, образцы художественных поэтических текстов и сделайте свои выводы. (Чтение учителем под музыку образцов художественных поэтических текстов русских поэтов).


1).Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин)

2). В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)

3). Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.А. Фет)

4). Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. (М.Ю.Лермонтов).

5). Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)

6). К кому-то принесли от мастера ларец. ( И.А. Крылов)

7). Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

 8). Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)

9). Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С.А. Есенин)

10). Люблю грозу в начале мая. (А.А. Фет)


  • Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, экспрессивностью. Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.


Творческая работа. Мини-сочинение по картине.


  • И в заключение урока попробуем сами составить рассказ по картине, используя односоставные предложения. (Самостоятельная работа обучающихся и её проверка)


Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.


  • Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Что нужно повторить? Оцените урок и свою работу на уроке с помощью односоставных предложений.


YI. Домашнее задание. Повторить теоретический материал об односоставных предложениях, найти и выписать из газет, из художественных произведений односоставные предложения.(по 3 предложения каждого типа.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алтухова Марина Ивановна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302326

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства