- воспитывать нравственно эстетические качества личности.
Описание исходных уровней знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.
Учащиеся знают, какие слова называют родственными, знают, как называется общая часть родственных слов. Умеют выделять корень.
Умеют практически построить простое предложение. Ставить знаки препинания в конце предложения. Выделять главные члены предложения не называя их подлежащим и сказуемым.
Умеют выполнять письменные упражнения по учебнику в соответствии с заданием.
Прогнозируемые результаты.
У детей возникнут затруднения при подборе родственных слов т. к. словарный запас детей ограничен.
Сумеют правильно найти лишнее слово среди родственных слов.
При составлении предложения по схеме возможно понадобиться дать детям несколько или одно опорное слово, задать наводящие вопросы.
Структура урока:
1. Оргмомент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 2 мин.
3. Физкультминутка для рук 1,5 мин.
4. Чистописание 5 мин.
5. Закрепление пройденного 26 мин.
а ) Упражнения в подборе и образовании
родственных слов. 7 мин.
6. физкультминутка 1,5 мин.
б ) Исключение лишнего слова из группы
родственных слов. 4 мин.
в ) Работа с учебником (с.130 № 2.) 10 мин.
г ) Составление предложения по схеме. 5 мин.
7. Подведение итогов урока. 2 мин.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Поприветствуем их, подарим им свои улыбки.
- Начнём наш урок.
- Вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке?
(О родственных словах.)
- Какие слова мы называем родственными?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с родственными словами.
Будем тренироваться в подборе и образовании родственных слов, выделять в них корень.
- Сегодня наш урок пройдёт в саду. В саду не обычном, а словесном.(На доске четыре силуэта деревьев.)
- Посмотрите, какой некрасивый и невзрачный этот сад.
-Мы должны сегодня с вами так потрудиться, чтобы он стал зелёным и цветущим.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- В домашнем задании вы как раз и подбирали родственные слова к слову труд.
- Назовите эти слова.
-Какой в этих словах корень?
- А ещё, что в них общего?
- В домашнем упражнении вам предлагалось ответить на вопрос: «Почему труд называют корнем жизни?».
- Как, вы, на него ответили?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ РУК.
- С какого звука начинаются все эти слова?
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Сегодня мы повторим написание этой буквы.
- Но сначала подготовим наши руки.
- Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не бояться.
(выполняются упражнения для рук).
ЧИСТОПИСАНИЕ.
(записывается число и классная работа).
Т, т – Как называется эта буква?
- Какие звуки она обозначает?
- Это звуки гласные или согласные?
- Глухие или звонкие?
- Вспомним, как пишутся эти буквы.
(буквы анализируются и записываются).
- Придумайте слова, в которых встречаются эти звуки.
- Прочитаем пословицу в которой встречаются слова с этой буквой.
«Труд кормит, а лень портит».
- Как, вы понимаете смысл этой пословицы?
- В каких словах встретилась буква «т»?
- В каких словах она обозначает твёрдый звук?
- В каких словах она обозначает мягкий звук?
- Прочитайте пословицу про себя, прочитаем её хором.
- Напишите её по памяти.
(пословица записывается детьми по памяти, потом проверяется).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
а ) Упражнения в подборе и образовании однокоренных слов.
- Вот и пришла пора потрудиться в нашем саду.
- Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым, был он просто словом.
Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло:
Стало много новых слов.
- Придумайте родственные слова с корнем сад
(слова записываются на доске и в тетрадях).
Сад, садовник, садовод, рассада, посадка.
- Докажите, что это родственные слова. Выделите корень в этих словах.
- Посмотрите, наше первое дерево стало зелёным.
(на дереве появляются плоды с листьями и с написанными на них словами, которые подобрали дети).
- А сейчас попробуйте самостоятельно подобрать родственные слова к тем словам, которые я вам раздам.
(детям раздаются слова, написанные на зелёных листочках).
Лес
Снег
Час
(Учащиеся записывают слова в тетрадях, потом зачитывают их, листочки приклеиваются ко второму дереву).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
(выполняются физические упражнения).
б ) Исключение лишнего слова из группы родственных слов.
- Попробуем и другие деревья сделать красивыми.
- Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее. Если мы правильно выполним это задание, то наше дерево станет цветущим.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корешок, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носит, носик и носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга и друзья.
в ) Работа с учебником.
- Чтобы красивым стало последнее дерево нам надо выполнить упражнение в учебнике. Стр. 130. упр. № 2.
(Упражнение выполняется по вариантам: 3 человека работают у доски, остальные в тетрадях, потом осуществляется проверка, к дереву прикрепляются листочки).
г ) Составление предложения по схеме.
- Посмотрите, каким красивым стал наш сад.
- Что с ним произошло?
- В какое время года начинают цвести и зеленеть сады?
- Давайте составим про наш сад предложение по схеме.
_________ __________ _________ _________ .
- Сколько слов будет в нашем предложении?
- Как, вы, догадались?
- Кто уже придумал предложение?
(Выслушиваются ответы детей, лучшее предложение записывается).