Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Путешествие по сказкам"»
Внеурочное мероприятие «Путешествие по сказкам»
Провела учитель начальных классов Тюменцева А. Л.
Цели:
Создать условия, при которых обучающиеся смогут развивать творческие возможности, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение. Совершенствовать речевую деятельность детей.
Работать над развитием мышления, над умением работать в группах.
Воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: конверты с заданиями, герои сказок, кроссворды с заданиями, телеграммы, лепестки, Туфелька ,Стрела, Зеркало, яичко, рожки, золотой ключик, скорлупа грецкого ореха, репка, яблоко, названия команд.
Класс разбит на 3 команды.
Каждая команда имеет название: «Чипполино», «Буратино», «Колобок».
Каждая команда выбирает себе капитана.
Актуальность. Технология системно – деятельностного подхода во внеурочное время ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология: игровая.
По виду деятельности – интеллектуальная;
по характеру педагогического процесса – обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая;
по предметной области – литературный;
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, практический
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.
Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, схем, изученного ранее материала;
2) формируем умение выявлять сущность;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
5) формируем умение ориентироваться в иллюстративном ряде;
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группах.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5) способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
6) самоконтроль, самооценка.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Технологическая карта.
Этапы урока
Содержание урока
УУД
1. Оргмомент.
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…
Звучит песня «Приходи сказка»
- Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы ещё раз вспомним любимые сказки. Слушая или читая сказку, вы постигаете её неповторимый волшебный мир. Нехоженые тропинки ведут нас на край Земли. Там поднимаются в высь прекрасные дворцы из снега. Дикие лебеди летают над бескрайним морем.
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по страничкам ваших любимых книг. Путешествовать будем командами. У нас их три: Буратино, Чиполлино, Колобок. Обсудите и выберите капитанов своих команд. Обратите внимание, что капитан принимает окончательное решение, он должен хорошим организатором и помощником для своей команды.
Включить музыку
Коммуникативные УУД: общение и сотрудничество
Личностные УУД: «хочу, потому что смогу»
Познавательные УУД: развитие познавательных интересов, логического мышления.
Коммуникативные УУД: учимся работать в группе
2. Мотивация к учебной деятельности.
Кто-то любит читать сказки, кто-то фантастику и приключения, а кто-то книги о животных. Мы же побываем в гостях у ваших любимых героев. Поможет нам в путешествии герой, который зашифрован в кроссворде. Ваша задача обсудить в команде ответ на каждый вопрос и внести его в кроссворд. В выделенных клетках прочитайте имя героя. За каждое выполненное задание этот герой будет давать 1 лепесток для каждой команды. Вы должны собрать их, так как они понадобятся нам в конце занятия.
Первое задание.
Вопросы:
Жилище Бабы-Яги? (избушка)
Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди? (Иванушка)
Второе название скатерти? (самобранка)
Отчество дочери Кащея Бессмертного? (Кащеевна)
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха? (Гусли)
Аппарат, на котором Баба- Яга совершает полёты. (Ступа).
1и
з
б
у
ш
к
а
2и
в
а
н
у
ш
к
а
3с
а
м
о
б
р
а
н
к
а
4к
а
щ
е
е
в
н
а
5л
я
г
у
ш
к
а
6г
у
с
л
и
7с
т
у
п
а
Баба - Яга приготовила следующие задания.
Раздать кроссворды и задания к ним
Дать 1 лепесток
Вывесить бабу Ягу
Регулятивные УУД: – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися.
Личностные УУД: становление позиции ученика, наблюдение за отдельными фактами языка
3. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы будем помогать Бабе Яге выполнять задания. Для этого нам предстоит показать свои знания и умения при выполнении интересных сказочных заданий.
Второе задание.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые нужно дать ответ. Засчитывается только первый ответ. Время на обдумывание - 3 секунды. За каждый правильный ответ дается жетон.
Вопросы для команд.
- Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках)
- Второе название скатерти? (самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича (лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? ( Оленя)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
- Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? ( Балу)
- Весёлый человечек-луковка (Чиполлино)
- Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
- Крокодил, друг Чебурашки? (Гена)
- Сколько желаний исполнила золотая рыбка? (три)
- Шарманщик, смастеривший Буратино? ( Папа Карло)
- Оружие железного дровосека? (Топор)
- Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)
- Кто поймал необыкновенную щуку (Емеля)
- Почтальон деревни Простоквашино (Печкин)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
- Кем стал гадкий утёнок? (лебедем)
- Какой волшебный предмет был у Алладина? (лампа с джином)
Оцените работу своей команды. Цвета смайликов
Посмотрите, как за вас радуется Баба Яга вашим результатам.
Дать 2 лепесток
РУУД: - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок ; - навыки саморегуляции (3 уровень).
КУУД: - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем; - умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
ПУУД: - способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень); - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень); - проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .
4. Работа по теме урока
Внимание, класс! Баба яга же неграмотная, в школе не училась и запуталась. Надо ей помочь. Слушайте внимательно второе задание. Для его выполнения вам нужно в группе обсудить, какой герой пришёл из какой сказки.
Третье задание.
На доске вы видите героев сказок. У вас в конвертах карточки с названиями сказок. Распределите в группе карточки с названиями сказок. Построились команды в 3 колонны. Командиры первые. Ваша задача: найти героя сказки по своей карточке и прикрепить эту карточку рядом с героем. Командиры групп следят за дисциплиной и порядком в группе. Количество жетонов будет зависеть от правильности выполнения задания.
Русская народная сказка «Колобок», Русская народная сказка «Царевна-лягушка», П. П. Ершов «Конёк-горбунок», Русская народная сказка «Курочка-Ряба», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», А. Н. Толстой«Золотой ключик», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Ш. Перро «Красная Шапочка», Дж. Родари «Чиполлино», Ш. Перро «Кот в сапогах», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Группы сели на места. Теперь проверим правильность выполнения задания. Я называю автора и название сказки, которое вы прикрепили, а вы если согласны, поднимите сигнальную карточку. А кто думает иначе?
Молодцы. На какие группы можно разделить эти сказки? (народные и авторские)
Посчитаем, сколько правильных ответов у каждой группы.
Все группы справились с заданием получите жетоны.
Оцените свою работу в группах. Баба Яга говорит вам «Спасибо!»
Развесить картинки героев
Дать 3 лепесток
5.Работа по теме урока (продолжение)
Четвертое задание.
Внимание. У Бабы Яги в избушке стоит волшебный сундук. Надо помочь ей разобраться, какому сказочному герою принадлежат вещи из этого сундука. Капитаны команд подходят к сундуку, вытаскивают по 3 предмета и идут к своей команде и обсуждают, из каких они сказок?
1. Туфелька («Золушка»)
2. Стрела («Царевна – лягушка»)
3. Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4. Золотое яичко («Курочка Ряба»)
5. Рожки («Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
6. Золотой ключик («Золотой ключик»)
7. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
8. Репка («Репка»)
9. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
За каждый правильный ответ, команда получает по жетону.
Подведение итогов. Оцените свою работу в группах.
Перед тем как приступить к следующему заданию, давайте отдохнем и сделаем зарядку. (Динамическая физкультминутка)
Дать 4 лепесток
6.Физминутка
Включить
7. Работа по теме урока (продолжение)
Пятое задание.
В гости к Бабе Яге пришёл почтальон Печкин. Он принёс телеграммы. Ей нужно помочь отгадать, кто бы мог прислать ей эти телеграммы.
1. «Простое яичко уже снесла». (Курочка Ряба)
2. «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл».(Колобок)
3. «Репка выросла, приходится тянуть». (Дед)
4. «Я на крыше у Карлсона» (Малыш)
5. «От меня убежала посуда» (Федора)
6. «Спасите, за мной гонится Карабас Барабас» (Буратино)
Обсудите в группах и скажите от кого телеграммы. Говорят ответы по группам.
Все ли согласны с ответом 1 группы? 2 группы? 3 группы?
Оцените свою работу в группе. Молодцы! Все группы справились с заданием.
Дать 5 лепесток
Шестое задание.
Ребята, баба Яга летая на своей ступе нашла интересные иллюстрации из разных сказок. Она старенькая, память у нее плохая, ей захотелось вспомнить некоторые сказки. Давайте ей поможем увидеть эти сказки. Внимание задание! На листочках написаны названия сказок. Каждый командир вытягивает один листочек и не показывает другим командам, идет и обсуждает с группой, как они могут показать фрагмент своей сказки. Одна группа показывает, а другие отгадывают её. Можно использовать предметы из волшебного сундука. За это задание баба Яга даст вам сразу 2 лепестка.
Дети показывают предложенные фрагменты к сказке.
Оценка в группе.
Раздать листочки с названиями сказок
Дать 6, 7 лепесток
8.Практическая работа
Ребята, посчитайте, сколько лепестков вам дала баба Яга.(7)
Одинаковые ли все лепестки? (разные)
Как вы думаете, что можно сделать из этих лепестков? (цветок)
Ваша задача: сделать цветок на листе.
Это цветок из какой сказки, как вы думаете? (цветик-семицветик)
А кто знает кто автор этой сказки? (Катаев)
Кто читал эту сказку? Где вы можете ее найти? Если вы не читали, баба Яга вам рекомендует прочитать ее. Она многому вас научит.
Раздать листы.
РУУД: контроль и коррекция выполненных действий.
КУУД: общение и сотрудничество, работа в группах
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку!
Давайте мы с вами напишем на лепестках цветика-семицветика, что вам больше всего понравилось на занятии.
Зачитайте нам.
И отдайте свои цветики-семицветики бабе Яге. Ей будет приятно
В гостях мы были у друзей сердечных,
в чудесной сказке каждый побывал.
Мой юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
-Теперь каждая команда посчитает свои жетоны.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите своей группе «Спасибо за работу».
- Покажите смайликом, с каким настроением вы уходите с урока.
Мне очень приятно было с вами работать. Большое спасибо за занятие. До свидания.