Тема урока: Г-Х.Андерсен . Сказка «Снежная королева» (УМК «Планета знаний» )
Место урока в теме : урок внеклассного чтения после изучения раздела « О добре и красоте»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель : создание условий для работы над понятием «Дружба, верность, любовь» при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
Образовательные: научить выделять главное в произведении , обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания , предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
Развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить , обобщать и оценивать литературный материал ; способствовать развитию речи , памяти , логического мышления , воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки ; развивать у детей чувство радости , успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные: воспитывать уважение к великой силе любви , верности и дружбы , учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников , работать в парах , группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Вид урока: урок с применением ИКТ.
Методы обучения:
словесные: объяснение, беседа, работа с текстом.
Наглядные : презентация, карточки, пазлы
Практические : практическая работа в группах и парах.
Авторский медиапродукт: презентация из слайдов
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран ; презентация к уроку ;книга «Снежная королева»; раздаточный материал.
Организационный момент .Мотивация к деятельности.
- Здравствуйте , ребята. Давайте поиграем в игру «Доброе утро».
- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята!
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке.
- Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из вашего класса. Те , кого я назову ,
помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
- Попробуем?
-Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро всем , кому нравится такая погода , как сейчас за окном.
-Доброе утро всем , кто любит конфеты!
-Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
-Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Самоопределение к деятельности, постановка учебной задачи.
Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
-Давайте вспомним, какой раздел вы заканчиваете изучать?
-С произведениями какого автора вы знакомитесь?
- Чтобы узнать , с каким произведением мы сегодня будем работать, давайте разгадаем ребус. ( слайд1)
- Как называется произведение?
- Кто автор этого произведения?
-Скажите ,пожалуйста, как вы думаете , почему сказка «Снежная королева» помещена именно в этот раздел?
-Сегодня мы отправимся во владения Снежной королевы, историю о которой нам поведал Г-Х.Андерсен. А эпиграфом к нашему уроку, я хочу взять такие слова : « Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти». ( слайд 2 ,приложение 1)
- Как вы понимаете эти слова?
-Какую цель мы сегодня поставим перед собой?(слайд3)
- Давайте сформулируем задачи на наш урок.( слайд 3)
Актуализация полученных знаний.
- Скажите пожалуйста , что вы знаете о Г-Х. Андерсене? ( презентация)
- Какие произведения великого сказочника вам знакомы? (презентация)
- А кто из вас знает , когда была написана сказка «Снежная королева»? (презентация)
Усвоение новых знаний.
Вступительное слово учителя.
Переходим к сказке.
Королевство главной героини – не простое и попасть туда не так-то легко.
Но Герда – смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной Королеве , что дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Автор отправляет её в сказочное государство.
- Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь героини , и если потребуется , помочь ей. Вы готовы?
- Я вижу, что у всех на партах лежат книги , но сегодня нашими помощниками
в работе станут папки , которые я для вас приготовила.
Но у меня есть одно условие.
За работу принято награждать.
Если будет ваш ответ прекрасным,
За работу ты получишь «пять»,
Если ваш ответ чуть-чуть похуже –
Не огорчайтесь , ведь «четверочка» у вас.
Если не преодолел преград-
Не получишь ты наград.
2.Работа с текстом.
Итак , давайте вспомним , с чего все начиналось.
Найдите в своих папках розовую страницу. Давайте прочитаем текст.
( приложение 2)
- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной Королеве? ( Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры)
-Что попало в сердце мальчика? ( В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной Королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лёд)
- Прочитайте про себя текст на красном фоне и найдите в нём : Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы? ( приложение 2)
- Как же Кай оказался во владениях Снежной Королевы? ( Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной Королевы , и она унесла его в свой ледяной дворец).
- Расскажите , пожалуйста, как ведёт себя Герда. Что она делает, предпринимает?
( пересказ)
- А что движет Гердой , когда она решается отправиться на поиски Кая? ( Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла , которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем).
Физкультминутка.
3.Работа в парах.
Сейчас поработаем в парах. У пар каждого ряда свое задание. Я предлагаю Вам выполнить задание на жёлтых карточках.
( приложение 3)
Задание для пар 1-2 ряда
Поставьте героев в том порядке , в котором они встречались отважной Герде на её дороге. МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА ВОРОН КОЛДУНЬЯ ПРИНЦ ФИНКА |
|
Задание для пар 3 ряда.
Найдите описание героя и соедините стрелочкой. |
Тролль | «… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…» |
Снежная королева | «… в большой соломенной шляпе , расписанной чудесными цветами…» |
Кай | «… держался он вообще непринуждённо и мило…» |
Герда | « глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные» |
Маленькая разбойница | «… злой-презлой, сущий дьявол…» |
Принц | « она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая» |
Колдунья | «… он не мог хорошо говорить на языке людей , но видимо , желал девочке добра…» |
Ворон | « ах , как ныли её бедные усталые ножки…» |
- Проверим задание 1-2 ряда.( презентация)
Прочитайте свое задание.
- Поднимите руку те , у кого все совпало.
- Поднимите руку, у кого 1 ошибка.
- Поднимите руку , у кого больше 1 ошибки.
- Оцените , как вы справились со своей работой , где испытывали затруднения.
- Проверим работу 3 ряда.( презентация)
- Прочитайте своё задание.
- Поднимите руку , у кого все совпало.
- Поднимите руку , у кого 1 ошибка.
- Поднимите руку ,у кого больше 1 ошибки.
- Оцените свою работу. В чем были затруднения?
- Молодцы! Мы с Вами добрались до Лапландии. А что это за страна? ( презентация)
- рассказ о Лапландии 1 из учеников ( приложение 4)
- К кому привез Герду северный олень ? ( В жалкую избушку к финке)
- 4.Работа в группах.
- Ваша задача : прочитать свиток финки и тогда мы узнаем , что сказала финка о Герде.
( приложение 5)
4361 –
10 25 83698,
721037798 1121341298 421411215122.
Ключ:
1 – а 6 – л 11 – д
2 – е 7 – н 12 – к
3 – и 8 – м 13 – т
4 – с 9 – о 14 – р
5 – ё 10 – в 15 - ч
- Давайте проверим Вашу работу. ( презентация)
( Сила – в её милом , невинном детском сердечке)
-Что вызвало затруднения? Почему?
- А что значат эти слова? Как Вы их понимаете?
- Продолжаем наш путь.
- Где олень оставил Герду? ( Олень оставил Герду у куста с красными ягодами, спустил девочку на снег, поцеловал её в губы и умчался назад)
- Вот мы и добрались до владений Снежной Королевы.(презентация)
5.Работа с текстом.
- Прочитаем текст на зелёном фоне.
( приложение 2)
- Каким Герда увидела Кая? (Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи)
-Почему Кай не узнал Герду? ( У него было ледяное сердце)
- Как смогла Герда возродить его к жизни? ( Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами)
6. Работа в группах.
А теперь предлагаю группам новое задание. Ваша задача : сложите из льдинок слово , которое никак не мог составить Кай.
( пазлы в форме льдинок)
Проверка работы в группах.
- Какое же слово составлял Кай? (ВЕЧНОСТЬ)
- Оцените свою работу.
7.Работа со словарём.
- А кто знает ,что обозначает слово «вечность»?
- Давайте найдем значение этого слова в словаре.(презентация)
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Кай с Гердой вернулись домой. А мы с вами давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая и, которые должны быть у каждого человека. ( Любовь, дружба, верность)
- А есть ли у Вас друзья?
- А Вы за какие качества цените своих друзей?
- Почему человеку нужно , чтобы у него были друзья?
5.Контроль и самопроверка знаний.
- Давайте еще раз вспомним всю сказку и выполним кроссворд. ( презентация)
6. Подведение итогов.
- С какой сказкой работали?
- Кто автор?
- Давайте вспомним , какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока.
- С какими из них мы с Вами справились?
7. Оценка работы учащихся.
-Вы преодолели пока недолгий , но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте их на каждом уроке.
- Закончить урок я хотела бы словами великого сказочника Г-Х. Андерсена : «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека , сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил , чтобы воспитать в себе человечность , отзывчивость и доброту!» Помните , что «Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти» ( прочтение хором)
8.Рефлексия.
У вас на партах лежат сердечки.
Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
Кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.
9. Информация о домашнем задании , инструктаж по его выполнению
- Дома Вы будете выполнять задание по выбору : (презентация)
1. Иллюстрация к сказке
2. Составьте картинный план произведения.
- Спасибо всем за работу на уроке , было очень приятно с Вами познакомиться.( презентация)
Приложение 1.
Приложение 2.
№1. Чтение отрывка вслух.
Давным –давно жили по-соседству двое детей : мальчик Кай и девочка Герда.
Однажды зимой они сидели у окна и смотрели , как на улице кружатся снежинки.
- Интересно, - задумчиво протянул Кай , - а у них есть королева?
- Конечно, - кивнула бабушка. – Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры.
На другой день , когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул.
- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце !
Бедный мальчик ещё не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной Королевы , который должен был превратить его сердце в лёд
№2.
Чтение про себя.
Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть , как Кай привязал к ним свои саночки.
Сидевшая в санях Снежная Королева , а это была она, усмехнулась – и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.
Околдованный Кай забыл и Герду , и бабушку : ведь его сердце превратилось в лёд.
№3.
Чтение отрывка вслух.
Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у неё ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло – ведь оно было ледяным!
Тогда Герда обняла его и заплакала. Её слёзы были такими горячими , что растопили ледяное сердце Кая.
- Герда! – окликнул он, словно проснувшись.
- Кай, мой милый Кай! – ахнула Герда. – Ты узнал меня! Конец колдовству!
Приложение 3.
Поставьте героев в том порядке , в котором они встречались отважной Герде на её дороге.
МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА
ВОРОН
КОЛДУНЬЯ
ПРИНЦ
ФИНКА
Поставьте героев сказки в том порядке , в котором они встречались отважной Герде на её пути.
Найдите описание героя и соедините стрелочкой.
тролль | «… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…» |
Снежная королева | «…в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…» |
Кай | «…держался он он вообще непринуждённо и мило…» |
Герда | «Глаза у неё были совсем чёрные , но какие-то печальные» |
Маленькая разбойница | «…злой-презлой, сущий дьявол…» |
Принц | « Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая.» |
Колдунья | « .. Он не мог хорошо говорить на языке людей, но видимо, желал девочке добра…» |
Ворон | « Ах, как ныли её бедные усталые ножки…» |
| |
| |
Приложение 4.
МАГИЯ И ВОЛШЕБСТВО ЛАПЛАНДИИ
Финская Лапландия – это страна чудес и приключений. Жизнь здесь полна контрастов: зимней полярной ночью все погружается во тьму, а летом солнце светит круглые сутки. Всего в нескольких километрах от городов и шумных горнолыжных курортов – свобода и бескрайние просторы дикой природы.
Во время традиционных прогулок на снегоступах или лыжах, поездок на снегоходе или собачьей упряжке можно полюбоваться северным сиянием.
Две трети людей, живущих в регионах, где наблюдается полярный день, – это жители Финляндии. За Полярным кругом, в самых северных районах финской Лапландии, летом солнце не заходит за горизонт в течение 70 дней.На севере золотая осень – это настоящее чудо природы, окрашивающее финский ландшафт в мягкие и глубокие оттенки желтого, красного и коричневого цветов. Финляндия – страна лесов и идеальное место для наблюдения за осенним буйством красок. Руска красива на всей территории Финляндии, но чем дальше к северу, тем более насыщенно и ярко она себя проявляет. Финская Лапландия — это рай и для любителей зимних видов спорта. А ещё Финляндия – родина Санта Клауса.
Приложение 5.
4361 –
10 25 83698,
721037798 1121341298 421411215122.
Ключ:
1-а 6-л 11-д
2-е 7-н 12-к
3-и 8-м 13-т
4-с 9-о 14-р
5-ё 10-в 15-ч