3.Воспитательная:воспитывать любовь к природе родного края.
Текст для чтения: Г. Скребицкий. Весна.
Оборудование: компьютер, экран, текст
Ход урока.
Организационный момент.
1. Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Сегодня к нам на урок чтения пришел гость. Кто это? Мудрая сова принесла трудные загадки и вопросы. Она хочет послушать, как вы читаете, и посмотреть, что вы знаете. Тот, кто правильно будет отвечать, получит вот такие фишки. В конце урока ребята, у которых будет больше всего фишек, получат хорошие отметки. Ребята, а как вы думаете, какое настроение у нашей гостьи? Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у совы.
2.Речевая разминка.
Каждое утро мудрая сова со своими друзьями делают зарядку, но непростую.
Это зарядка для языка. Давайте попробуем сделать такую гимнастику.
а) «играем в футбол»,
б) «чистим зубки»,
в) «сладкие губки».
Молодцы! Сове очень понравилось, как вы делали зарядку, но особенно
ей понравились…., они получают первые фишки.
Наш гость очень любит трудные скороговорки.
Одну из них она принесла вам.
Но вот беда: все слова в этой скороговорке перепутались, да еще появились
откуда – то лишние. Помогите сове справиться с этой бедой.
Давайте сначала прочитаем все слова вслух.
Проворонила на дворе вороненка трава ворона.
Какую же скороговорку можно составить?
Проворонила ворона вороненка.
А какие слова лишние? А у совы к вам есть вопрос: что означает
слово «проворонила»? Давайте посмотрим в словарике синонимов.
Ребята, а какой звук повторяется в нашей скороговорке чаще других?
Почему? Сколько раз встречается буква «Р» в этой скороговорке?
(чтение с убыстрением темпа).
Подготовка к восприятию текста.
А теперь давайте познакомимся с темой нашего урока. Кто прочитает нам название темы вслух?
Произведения
о красоте
родной
природе.
Какие произведения о природе вы уже читали?
Мы сегодня с вами прочитаем рассказ, а вот какой вы узнаете, если отгадаете загадки мудрой совы.
1. На шесте - дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… (Скворец).
2. Чик – чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (Воробей).
3. Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь).
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона).
5. Всех перелетных птиц
черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне
вскачь,
А зовется птица… (Грач).
СКВОРЕЦ
ВОРОБЕЙ
ГУСЬ
ВОРОНА
ГРАЧ
Ребята, сова хочет узнать: а как героев этих загадок назвать одним словом? А на какие две группы можно разделить этих птиц? А когда перелетные птицы возвращаются в наши края?
А теперь сова предлагает сделать зарядку для глаз, ведь впереди
их ждет много работы.
Физминутка для глаз.
Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо.
Закройте и сосчитайте до 10.
Представить себе большой круг. Обвести его глазами сначала
по часовой стрелке, потом против часовой.
Ребята, посмотрите, внимательно на наши слова. Что интересного вы заметили? Верно, получилось еще одно слово: весна.
А почему именно это слово мы сегодня взяли? Верно, героиней нашего произведения является весна. И сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне,.
Автор этого произведения - Георгий Алексеевич Скребицкий.
Георгий Алексеевич рос в небольшом городке под названием Чернь.
С детства он любил природу, часто ходил гулять в лес, собирал коллекцию насекомых. Очень рано Г. А. Скребицкий стал пытаться писать стихи и рассказы. Он прожил всего 61 год, но за это время написал множество произведений. Посмотрите на выставку его книг. Это лишь малая часть того, что написал Георгий Алексеевич. Давайте прочитаем названия этих книг. Как вы думаете: о чем они? Все эти книги о природе. Посмотрите внимательно на портрет Георгия Алексеевича. Что вы можете сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? (добрый, внимательный, он очень много знает)
Сегодня мы прочитаем с вами рассказ этого автора, который называется «Весна» Как вы думаете, о чем это произведение? Сейчас мы проверим: верны ли ваши предположения.
Первичное восприятие текста.
А сейчас послушайте рассказ «Весна». Следите по тексту за мной.
Почему автор назвал весну художником?
Определите жанр этого произведения.
Среди предложенных заместителей выберите подходящий.
- сказка, - стихотворение
- рассказ, - басня.
А какого цвета он должен быть? Почему?
- о животных, - о Родине,
- о детях, - о природе.
5. Вторичное восприятие текста.
А теперь прочитайте это произведение еще раз шепотом.
Что означает фраза « Весна Красна»? Прочитайте об этом в словарике синонимов.
Далее идет работа с отрывками.
1 отрывок – читает один ученик вслух.
2 отрывок – жужжащее чтение.
3 отрывок – читает один ученик вслух.
4 отрывок – прочитать по цепочке по одному предложению.
Вопросы к отрывкам.
Каким был лес, поляна до того, как весна решила его разукрасить?
Какие она взяла кисточки? Почему?
Как изменила весна лес? Найдите и прочитайте в тексте.
Как изменилась поляна? Какие здесь взяла краски весна?
Сейчас мы с совой проверим, как вы умеете изображать то, о чем
вам рассказывают.
Физминутка.
Игра «Скульптор».
- изобразите весну, которая разукрашивает лес,
- покажите, как летает бабочка,
- покажите, как качается лес, когда дует легкий ветерок, сильный ветер.
А теперь поиграем в «Прятки».
Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы стараетесь меня найти. Кто нашел, начинает читать вслух вместе со мной (2-3 раза). Молодцы!
Ребята, прочитайте пословицы, которые написаны на доске:
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Матушка – весна всем красна.
Зеленый наряд радует взгляд.
Лес да вода поля красят.
Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Как вы ее понимаете?
6. Домашнее задание.
Нарисовать картину весеннего леса.
7. Итог урока.
Мудрая сова хочет вам на прощание задать еще несколько вопросов. Какая тема у нас сегодня была на уроке? С каким произведением сегодня познакомились? Как вы думаете, для чего Г. А. Скребицкий написал такой рассказ? А как вы можете сберечь красоту родной природы?
А теперь давайте посмотрим, у кого, сколько фишек (оценивается работа детей, выставляются отметки). Ребята, а теперь еще раз поднимите руку те, у кого настроение такое же, как у нашей совы. А давайте подберем синонимы к слову «веселый». Снова обратимся к нашему волшебному словарику.