Формирует общее понятие об имени существительном как части речи,развивает умение различатьпредмет и слово как часть речи.Учит соотносить вопрсы кто? и что?.Развивает познавательный интерес,умение сравнивать,обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- А написание какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.
- Посмотрите на доску. Что там написано?
Проворонила ворона воронёнка.
Скороговорка, предложение.
- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке? (Согласный звук [р].)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий , непарный согласный )
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
-- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.
- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.
- Прочитайте скороговорку.
- Что можно сказать о словах в этом предложении?
Это однокоренные слова.
- Спишите, выделите корень.
- Найдите грамматическую основу предложения.
Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях.
- Такие имена существительные называются одушевлённые.
- Поставьте вопрос к последним трем словам столбика.
Что?
- Такие имена существительные называются неодушевлённые. Запишите в тетради вместе с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные .
- Кто сформулирует правило?
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые , отвечают на вопросы кто? и что?
5) Слушание сообщения Самоварова (с электронного приложения анимация на доске), чтение правила в учебнике (с. 77)
-Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике.
(Индивидуальная работа – карточки со словарными словами слабым ученикам.)
- Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите орфограмму, поставьте знак ударения, разделите на слоги.
- Проверим.
- Что общего в этих словах?
Обозначают предмет. Имена существительные.)
- Чем различаются?
Одушевленные и неодушевленные. Птицы и растения.)
2) Развитие речи.
- Какое новое словарное слово написали?
Ворона.
- Откройте словари (с. 17), прочитайте, что обозначает это слово.
Ворона-всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная.
- Как произошло слово? (Происхождение слова неясно. Скорее всего от того же звукоподражания, которое содержится в слове «воробей». )
- Запишите предложения со словом «ворона» в тетрадь, укажите часть речи:
имя существительное.
Вороны часто кричат – к дождю. (Примета.)
Вот ворона сидит на заборе…(Н. Рубцов)
3) Работа с текстом.
- Прочитайте стихотворение А. Фета
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне.)
- Как догадались?
- Выпишите имена существительные.
Взаимопроверка работы. Работа в парах. Сверка с доской.
- Назовите одушевленное имя существительное. - А остальные слова к какой группе существительных относятся?
- Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
4) Групповая работа.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.
- Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
- Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).
5. Обобщение знаний об имени существительном.
Самостоятельная работа:
Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)
Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.
Проверка работы в тетради:
– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).
6. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какие группы имен существительных знаем?
Оценки за работу на уроке.
7. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Я вспомнил….
- Мне удалось…
- Мне понравилось…
- Я могу похвалить себя за….
8. Домашнее задание: стр. 77- правило, упр.93, Словарные слова- с.17