Открытый урок по русскому языку на тему " Разделительный мягкий знак"
Открытый урок по русскому языку на тему " Разделительный мягкий знак"
Цель урока: уточнить условия употребления мягкого знака в словах, учить проводить наблюдения над словами, совершенствовать умение в употреблении разделительного мягкого знака
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему " Разделительный мягкий знак"»
Открытый урок во 2 классе
Учитель: Клейменова Л.В.
Тема урока: Разделительный мягкий знак.
Цели деятельности учителя: уточнить условия употребления разделительного мягкого знака в словах: замещает ( й ) на письме; учить проводить наблюдение над словами ; совершенствовать умение в употреблении разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: личностные: ориентируются в собственном поведении на общепринятые нормы морали и нравственности; мета предметные: регулятивные- научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные-научатся выделять существенную информацию из учебных текстов; коммуникативные-научатся слышать, точно реагировать на реплики; предметные : научатся применять правила правописания разделительного мягкого знака.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением
. - Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах: Кон – конь, хор — хорь, угол – уголь ,мел — мель ,ест – есть, брат — брать ,ел – ель, пенки-пеньки, банка-банька, шест- шесть, много опят- опять.
- А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
. - Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)
2.Актуализация знаний.
Отгадываем загадки, отгадки записываем в тетрадь.
(Один ученик у доски записывает ответы)
1.В воде купался, а сух остался. (гусь)
2. Красная корова всю солому поела. ( огонь)
3. У двух матерей по пять сыновей.
Одно имя всем. ( пальцы)
4. Растет она вниз головою, не летом растет , а зимою.
Но солнце ее припечет- заплачет она и умрет.( сосулька)
5.Снежная буря.( вьюга)
6.Домики для пчел. (ульи)
7.Мать,отец, дети.( семья)
8. Орудие для охоты. ( ружье)
Проверяют, сравнивают записи на доске и у себя в тетради.(оценивают +, -)
У всех ли так написаны слова, почему ? В чем проблема. Что нужно сделать?
- А почему в этих словах допустили ошибки? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.( берутся слова пальцыполю, полью Выполняем звукобуквенный анализ слов)
- Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный; - Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный. - А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется.
– РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).
- Что он разделяет? Где его место в слове.
- На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.
- Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (таблица на доске) (ТЬЯ, БЬЮ, ВЬЕ, ВЬИ, ЖЬЕ)
- Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)
- Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й –
- Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА) - Повторите МЯ – МЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало) - А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка
4. Физминутка. Ребята я читаю слова , вы внимательно меня слушаете, если в слове мягкий знак –показатель мягкости вы топаете, а если разделительный то вы хлопаете в ладоши.
Соль, перья, пыль, день, муравьи, свинья, угольки, ручьи, мель,соловьи.
5.Закрепление пройденного
Работа в парах на карточке.
Прочитайте слова. Распределите слова, разделив их на две группы .Запишите.
Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт.деньки, соловьи.
6. Итог занятия. - Возьмите перфокарты. - Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».
1) + + + гостья, вьюга, льёт
2) + — - счастье, гость, снег
3) + + + оладьи, платье, семья
4) — - + медведь, голубь, вьюга
5) + + + веселье, житьё, гроздья
- Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».
7. Рефлексия. - Выберите для себя одно из утверждений