kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

очень интересный открытый урок для учащихся и педагогов начальной школы. при проведении таких уроков дети лучше воспринимают материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»







Открытый урок русского языка


по теме

«Что такое корень слова?»


3 класс

УМК «Школа России»










Подготовила учитель

начальных классов

Магомедова Луара Абдусаламовна




















Паспорт урока


КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока

«Что такое корень слова»

Базовый учебник

В.П. Канакина  В.Г. Горецкий «Русский язык»


Цель  урока: уточнить представление обучающихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова»;

пополнять словарный запас.


Задачи:


- образовательная:

 познакомить обучающихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»;

учить образовывать однокоренные слова;

употреблять их в речи; 

анализировать, делать выводы, сравнивать


- развивающая:

развивать умения находить в тексте однокоренные слова;  

развивать речь, наблюдательность орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать


- воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, формировать умения  работать, индивидуально, в парах и группах



Тип урока: «открытие» нового  знания.


Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.


Необходимое техническое оборудование:  мультимедийный проектор,  компьютер, экран.


Паспорт урока


Тема: Что такое корень слова?


Цель: уточнить представление обучающихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова».

Тип урока: «открытие» нового  знания.

Задачи:

  • учить различать однокоренные слова;

  • учить находить однокоренные слова и выделять в них корень;

  • развивать речь обучающихся, орфографическую зоркость при написании однокоренных слов.

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать однокоренные слова;

  • выделять корень в однокоренных словах;

  • подбирать примеры однокоренных слов

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  • группировать однокоренные слова;

  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

  • работать со словарём однокоренных слов.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;

  • развивать интерес к истории языка, происходящим в нём изменениям

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы урока:


Русский язык: 3 класс. Учебник ч.1./ Под ред. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого – М: Просвещение,2013.; рабочая тетрадь;Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы - М: Просвещение, 2013; изображение листочка; осенние листья;

мультимедийный проектор, компьютер, экран.




Формы работы обучающихся:



фронтальная, индивидуальная, парная, самоконтроль, взаимоконтроль.






Этапы урока

(мин)

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

УУД


I.Мотива-ция познавательной деятельно-сти

(2 мин)

Учитель:

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!


“Мы 5 раз в ладоши хлопнем

И 5 раз ногами топнем.

В гости осень позовем

И урок сейчас начнем”.


- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.


“Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят”


Эти листочки не простые, а волшебные. Они хранят частичку летнего тепла и будут нам помогать на уроке.

Мотивация на настрой урока


Подготовка класса к работе


Дети машут листьями, зазывая осень.




Регулятивные - формировать

целеустремлен-ность и настойчивость в достижении целей.



Познаватель-ные-

логические – анализ объектов с целью выделения признаков


II. Актуали-зация знаний

(5 мин)

1. Подготовка к письму

а) Пальчиковая гимнастика


Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

1, 2, 3, 4, 5 – не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработаем немножко

И дадим им отдохнуть.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы писать.


в) запись даты в тетради


- Слово дежурному.


-Я тетрадочку открою

Уголочком положу.

И от вас сейчас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


  1. Индивидуальная работа


1)Выполнить звуко – буквенный

1

разбор слова листья.

____________________




2) Разберите предложение по членам.

Выпишите словосочетания.


3) Прочитайте предложение и разберите его по частям речи.


Разберите слово деревья как часть речи.



3.Чистописание


Нас ждёт минутка чистописани

Отгадайте загадку:


«Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает».


Какой первый звук в слове дерево?


- Дайте характеристику этому звуку.



ПОМНИТЕ:


Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.


- Вспомним написание буквы дэ и соединений с ней.


Дд дд


- Маленькое дерево.

- Образуйте прилагательное от слова дерево.

- Кусочек дерева, деревянный брусок.

- Запишите эти слова каллиграфически правильно.


дерево деревце деревянный

деревяшка


Готовят пальчики к письму

( руки ставят на стол на локти ).


Записывают дату.


/



Двое обучающихся работают у доски, а двое по карточкам за партами.


/ , / , , ,

Листья [л и с т й а ] – 2 слога.

,

л – [ л ] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;

/ /

и –[ и ] – гласн., ударн.;

,

с - [ с ] –согл., глух. парн., мягк. парн.;

,

т –[ т ] – согл., глух. парн., мягк. парн.;

ь - [ - ]

,

я - [ й ] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;

\

[ а ] – гласн., безударн.


6 б., 6зв.



гл. прил. сущ. 4

Радостно светит осеннее солнышко.___

___________________ _______

х

Солнышко (какое?) осеннее,

х

светит (как?) радостно.



п. сущ. сущ. гл. мест. сущ. 4

В октябре деревья теряют свой наряд.



Деревья – имя сущ. (что?), н. ф. – дерево, неодуш., нариц., во мн. ч., подлежащее.


- Дерево.


,

- [д ]


- Согласный, звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой дэ.


Прописывают строчку.


__________________________________ Дд дд__________________________


- Деревце.


- Деревянный.


- Деревяшка.

Записывают слова: дерево, деревце, деревянный, деревяшка. которые коллективно придумали.


дерево деревце деревянный

деревяшка


Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки

Выделять известные знания и умения, определять круг неизвестного.


Коммуникатив-ные – включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться.


III. Органи-зация познава-тельной деятельно-сти

( 10 мин)

  1. Самоопределение к деятельности


- Прочитайте слова, которые мы записали.


- Как называются такие слова?


- Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?


- Как пишутся корни в однокоренных словах?


- Сформулируйте тему урока.


Создает проблемную ситуацию


Предлагает озвучить тему урока, проблемные вопросы, определить, как можно ответить на первый вопрос на с. 74




- Дерево, деревце, деревянный, деревяшка.


- Это однокоренные слова.


- Корень.



- Одинаково.



Формулируют тему урока, учебную задачу на основе проблемных вопросов.

Регулятивные -формулировать и удерживать учебную задачу.



Познаватель-ные - формулирова-ние познавательной цели


Личностные- выдвижение гипотез и их обоснование




  1. Первичное закрепление

  1. Беседа

Прочитайте пословицу.

- Объясните её смысл.

- Объясните лексическое значение слова «корень».

(Толковые словари на столах)

- Откройте словарики на с. 29 и найдите объяснение слову корень.








- Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном.

Смотри в корень” или “зри в корень”.

- Это означает: “Выдели самое главное”.

Слов без корня не бывает. Это центр слова.

Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.


- Прочитайте стихотворение.

- О чём идёт речь в этом стихотворении?

- Назовите слова с одинаковым корнем.



2) Работа по учебнику

- А теперь откройте учебник на

с. 74.


Упр. 130 (с. 74).

- Прочитайте текст.


- Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.


- Чем похожи эти слова?


Таблица 1

Родственные слова

близкие общая

по смыслу часть

корень слова


- Как называется общая часть?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка.)



- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?


- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое корень? (с. 74)

- Приведите примеры однокоренных слов.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.




Первичное обобщение


Организует деятельность по применению новых знаний


Организует самостоятель-ную работу с упр.130 учебника.


Спрашивает, какое определение корня могут предложить на этом этапе.



Читают пословицу, объясняют смысл.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.


Дерево держится корнями за землю, поэтому не падает и живёт долго. Для человека в жизни эту роль играют друзья.

Значит дерево поддерживают корни, а человека – друзья.


Ученик зачитывает выписку из толкового словаря.

Значение слова «корень»:

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

4) «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов»;

5) корень уравнения.




Выполняют задание, тренирующие учебные навыки


Читают стихотворение

( напечатано на карточках),

находят однокоренные слова, выделяют корень.


«Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.


Е. Измайлов


- О корне слова.


Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

(Корень -сад-.)



Читают задание. Планируют действия. Вспоминают определение однокоренных слов, способ их нахождения. Представляют результаты.


Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.



- Имеют общую часть и значение.


Родственные слова

близкие общая

по смыслу часть

корень слова



- Корень.


Предлагают варианты .

Сравнивают со сведениями из учебника.

Корректируют ответы.

Проговаривают окончательный вариант.

- Нет.


Коммуникатив-ные - сотрудничать в поиске информации

Познаватель-ные – проводить сравнение объектов с целью выделения их признаков.

Регулятивные - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Познаватель-ные - использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникатив-ные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач.

IV.Физ-культминут-ка

(2 мин)


- Отдохнём!

Разыгрался ветер

на лесной поляне,

закружил осинку

в красном сарафане

И листок с березы

золотистой пчелкой

вьется и кружится

над колючей елкой.

Облетели листья клена.

Клен от холода дрожит.

На дорожке от балкона

Золотой ковер лежит”



В руках у детей по 2 листика из картона разных цветов.

Выполняют движения по содержанию текста.


Коммуникатив-ные – мотивировать свои действия.


Личностные –

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.


V. Вклю-чение нового знания в систему знаний и повторений


( 15 мин)



1)Коллективная творческая работа


На доске запись: Листья падают.


- Что я записала?


- Нравится мое предложение?


- Распространите его и запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

Один ученик записывает предложение на доске с комментированием.

- Подберите однокоренные слова к слову листья.



- Поставьте к каждому слову вопрос.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Ребята, какое слово лишнее?

- Что общего у этих слов?

- Выделите корень в словах.

- Что такое корень?

- Какие слова называют однокоренными?

- Ребята, как вы думаете – пропадут ли опавшие осенью листья?


  1. Дифференцированная работа

Карточка 4

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень

Суп - …, хлеб - …, сахар - …, мыло - …, тигр - … .


II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.


Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

(Зима, зимний, зимовать.

Зелень, зелёный, зеленеет.)

Проверка.

Самопроверка. Поставить на полях соответствующий кружок.


  1. Работа в парах.

Повторить

«Правило работы в паре»


Текст написан на карточке. Карточка 5


В тайге растет кедр. К…дровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают к…дровые шишки.


Ответить на поставленные вопросы. Вопросы написаны на этой же карточке.


1. Прочитать.

2. Найти однокоренные слова. Поставить ударение в них. Выделить корень.

/ / /

(Кедр, кедровник ,кедрач, кедровые,

/

кедровка.)

3. Одинаково ли звучит гласный в корне?

4. Какие слова являются проверяемыми, а какие проверочными?

5. Сделайте вывод: для чего мы учимся подбирать однокоренные слова?



Организует деятельность по применению новых знаний


Спрашивает о пользе листьев.



Предлагает работу по уровням.


Предлагает подвести предваритель-ные итоги урока


Организует работу в парах.


Показывает иллюстрации кедра и кедровки.


Проверяет правильность написания однокоренных слов.

Поиск решения проблемы


- Предложение.


-Нет.

сущ. гл.

Осенние листья тихо падают на

землю.


Лист, листок, листик, листочек, лиственный.


- Что?, что?, что?, что?, какой?.


- Имена существительные и имя прилагательное.


  1. Лист-1 слог, нельзя перенести.


2) Лиственный – имя прилагательное.

- Корень.


-Лист.


- Это общая часть всех родственных слов.

(Правило)



- Нет: ежик утепляет ими нору; насекомые прячутся под листья…


Выполняют задание, тренирующие учебные навыки


Самостоятельная работа.


Учащиеся сами выбирают задание по силам.


Представляют результаты. Обосновывают свою точку зрения.


Работают в парах.


Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!



Объясняют лексическое значение слов

Коммуникатив-ные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познаватель-ные - осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме.


Регулятивные -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Коммуникативные – работать в паре и оценивать товарища.


Познаватель-ные – выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.


Регулятивные –понимать и принимать учебную задачу.

VI.Подведе-ние итогов урока

(4 мин)


- Что такое корень слова?

Выберите верное утверждение:


Карточка 6


- Назовите признаки однокоренных слов.


- Какие слова мы называем однокоренными?


Возвращается к поставленным вопросам, предлагает ответить на них, определить, чему научились.


Обобщают полученные на уроке сведения.


- Корень – общая часть однокоренных слов.


Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

VII.Реф-лексия

(5 мин)




Продолжите предложения:


Сегодня на уроке было интересно, потому что………

Теперь я могу……..

Мне понравилось…….


Подошел к концу наш урок.

Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Листики Добра согревали наши сердца, дарили взаимопонимание и радость открытий.


Оценка своей работы учащимися.


Перед вами дерево. Украсьте его. Подойдите к нему и прикрепите листок того цвета, который выбрали: красный, жёлтый, оранжевый( один из этих цветов, а не 3) – работал отлично,

зелёный – хорошо,

коричневый –ещё не всё понял.)


Организует рефлексию.


Благодарит детей за работу на уроке.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.


Учащиеся оценивают свою работу, прикрепив соответствующий лист на дерево.


Личностные – проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.


Коммукатив-ные – уметь точно выражать свои мысли.


Регулятивные – контролировать и оценивать учебные действия.

VIII. Домашнее задание

( 2 мин)

1) Творческое задание:

- Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Я знаю, что вы любите фантазировать, сочинять стихи.

Дома вы можете попробовать сочинить сказку про корень (по желанию), выучить правило на с. 74.

или

2) Выполнить упр. 98-100, р\т, с. 41.


Предлагает домашнее задание выбрать по желанию.

Слушают задание. Задают вопросы для уточнения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку

Автор: Магомедова Луара Абдусаламовна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "290664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455010050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок русского языка в 4 классе  «Имя прилагательное» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "172981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423910518"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок русского языка "Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430902821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства