Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»
Урок русского языка
«Знакомство с именами прилагательными»
2 класс
Цели: дать представление об имени прилагательном как части речи; показать роль имен прилагательных в речи; обогатить словарный запас учащихся прилагательными; развивать речь и логическое мышление детей.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Минутка чистописания
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в сказочную страну Грамматику. На границе этой страны стоит дворец. В нем живут буквы. Они охраняют вход в страну. Чтобы отправиться в путешествие, мы должны отгадать букву, которая спряталась за воротами дворца.
Ставим ручку выше верхней рабочей строки, выписываем длинную наклонную линию с закруглением вверху слева, спускаемся до нижней рабочей строки и закругляем плавно вправо. Доводим эту линию плавно вверх выше рабочей строки, затем спускаемся вниз до нижней рабочей строки и плавно закругляем вправо, доводя до верхней рабочей строки.
Что это за буква? (Заглавная буква И)
Открываем дверцу дворца. Верно, это заглавная буква и. Напишите половину строчки. Проговорите написание строчной буквы и. Напишите ее на оставшейся половине строки. На следующей строчке соедините строчную букву и со строчной буквой м. Какое это соединение? (Нижнее) Напишите два раза.
Соедините строчную букву и со строчной буквой а. А что здесь за соединение? (Верхнее). Напишите два раза. На этой же строке напишите слова иду, ищу. Найдите в одном из слов ошибкоопасное место. Вспомните рифмовку. (Сочетание чу, щу пишем только с буквой у).
ІІІ. Повторение пройденного
Учитель: К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы)
Что называется глаголом? (Это слова, которые обозначают действия предметов, и отвечают на вопросы что делать? и что сделать?)
Мы направляемся в гости к глаголам. (Учитель открывает дверцы дворца)
Смотрите, ребята, здесь записка. (Один из учеников читает записку)
Ученик: «Ребята, помогите! Мы потерялись среди слов. Глаголы».
Учитель: Слова на слайде. Прочитайте их. Назовите пропущенные орфограммы. Найдите среди этих слов глаголы.
Ученик: Отныне называть слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, именами прилагательными!
Учитель: А обозначают они признаки предметов. Что за предмет виднеется в окошечке дворца? (Ленточка) (Учитель достает ленточки разных цветов, дети называют цвета)
Учитель: Зеленый, красный, желтый – это и есть прилагательные. Найдите прилагательные среди слов на доске. Выпишите их во второй столбик. Прочитайте что получилось в строчках.
Пришла морозная зима
Дует холодный ветер
Летят пушистые снежинки
Светит яркое солнце
Скачет веселый воробей
Теперь предложения красивые? Что помогло предложениям стать красивыми, понятными, точными, выразительными? (Прилагательные)
Что называют прилагательным? (Слова, которые обозначают признак предмета)
Мы прочитали предложения. Теперь они стали распространенными. Эта запись является текстом? Почему? (Является, потому что предложения связаны между собой по смыслу.)
Любой текст имеет заголовок. Придумайте заголовок, который отражает тему текста.
Учитель: Прочитайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто это? (Ворона)
Какие слова помогли отгадать загадку? Выпишите их.
Как называются такие слова?
Что они обозначают?
V. Физкультминутка
Учитель: Помните, ребята, мы учили песенку про слова, которые хотели развеселить существительные? Давайте ее споем.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар.
Вот звонкий колокольчик,
А вот острый кончик.
Как называются слова, которые веселили существительные? Молодцы, пожмите друг другу руки.
VI. Тема урока (продолжение)
Учитель: Как называется часть руки, которой вы соприкасались друг с другом? (Ладонь) Запишите транскрипцию этого слова. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях.)
Найдите это слово в словаре. Прочитайте, это слово орфоэпически. Запишите его правильно.
Учитель: У меня на слайде предложение. Прочитайте его. (На теплую ладонь падал холодный снег.) Найдите опасные места в предложении. Прочитайте еще раз, запишите предложение по памяти. Подчеркните главные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях.)
Учитель: Возьмите ладошки. На них для вас задание. На пальчиках записаны разные части речи. Ваша задача найти среди них имена прилагательные и подчеркнуть их волнистой чертой.