уметь: определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам существительных.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя. | 14:30-14:31 | Фронтальная работа -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу. - Добрый день, ребята! Меня зовут Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствовать учителя. | Р.: личностное включение в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация. Словес.: эвристическая беседа.. Практический: письменное орфографическое упражнение,проговаривание правила. | 14:31-14:35 | Словарная работа -Откроем тетради, запишем число, классная работа. -Не забываем про посадку. -Итак, ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами слова:т..варищ, т..варищу, т..варищеский, т..варища. Какую букву поставим на месте пропусков?Почему? - Посмотрите внимательно, какое слово здесь лишнее? Почему? -Записываем остальные слова в тетрадь, первое слово с большой буквы, остальные через запятую с маленькой. -Молодцы,ребята. Назовите лишнее слово среди оставшихся. -К какому правилу относится это слово? -Хорошо, молодцы. -Что общего у всех слов?
-Чем они отличаются? Что мы можем определить у существительных? Какие морфологические признаки? | Открывать тетради. Записывать число. Отвечать на вопросы: Ответ:Безударная гласная в корне слова,не проверяемая ударением. Вставляем букву о. Ответ:товарищеский, потому что это прилагательное. -Записывать слова в тетрадь. Отвечать на вопрос: Ответ: товарищ, потому что оканчивается на согласный,шипящий. Ответ: правописание существительных с шипящими на конце слова. Ответ:это формы слова. Ответ: окончаниями. Ответ:Нач. форма, собств. или нариц., одуш. или неодуш. , род, форму числа и падежа. | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. П.: выполнение действий по алгоритму. |
III. Постановка учебной задачи Практический: диктант с грамматическим анализом . Словес.: эвристическая беседа. Наглядный: презентация. | 14:35-14:41 | Индивидуальная работа - А сейчас предлагаю поработать со словосочетаниями. -Кто хочет поработать у доски? -Итак, записываем словосочетания через запятую, первое слово с большой буквы. Нужно определить падеж существительных. -Хорошо, молодцы, отлично справились. -..., слушаем тебя, записываешь и комментируешь. - Ребята, чем мы сейчас занимались? -Верно. -Сколько падежей знаете? -Хорошо, можете ли вы мне назвать тему сегодняшнего урока. -Молодцы, какие цели мы перед собой сегодня поставим? | -Работать у доски. -Записывать словосочетания. Ответ:Плыть (по чему?) по реке (Д.п.); говорить (о ком?) о гостях (П.п.);сварить(кого?что?)компот (В.п);играть(с кем?) с другом (Т.п) ,спрятаться( от чего?) от мороза (Р.п.). Отвечать на вопросы: Ответ: определяли падеж имен существительных. Отвечать на вопрос. Ответ:закрепить умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
IV.«Открытие» нового знания Практич.: устное задание с объяснением, составление словосочетаний. | 14:41-14:46 | Фронтальная работа -Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 57, найдите упражнение 102. -Скажите, что нам нужно сделать в этом упражнении? -Хорошо, рассмотрите таблицу. -Скажите, какой падеж с предлогами никогда не употребляется? -Приведите примеры. -Назовите предлоги, которые употребляются в родительном(дательном,винительном, творительном,предложном) падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры. -Как же определить падеж существительного? Расскажите по плану . | -Открывать учебник на нужной странице. Отвечать на вопросы: Ответ: рассказать по таблице признаки падежей. Ответ: именительный падеж. -Приводить примеры. -Работать по таблице, называть примеры Ответ:чтобы определить падеж имён существительных надо: -найти слова с которым это имя существительное связано по смыслу и поставить от него падежный вопрос по подвижному вопросу. -определить падеж имени существительного. | П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Словес.: рассказ правила. Словес.:эвристическая беседа. | 14:46-14:50 | Фронтальная работа -Прочитайте сведения о языке на странице 58. -О какой форме имени существительного вы узнали? (карточка на доске) Падежи, число?(карточка карточка на доске). -Какие падежи называются косвенными?(на доске карточка ). | -Ознакомиться с правилом. Отвечать на вопросы: Ответ:о начальной. Ответ:именительный падеж единственного числа. Ответ:все падежи, кроме именительного. | П.:чтение правила. К.: построение речевого высказывания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический:объяснительный диктант. Практич.: самопроверка. | 14:50-14:57 | Диктант -Я буду вам диктовать словосочетания, ваша задача их записать, и указать падеж имен существительных. -Кто желает поработать у доски? -Итак, давайте проверим что у нас получилось. -Посмотрите все ли верно у вас ? -Если все верно нарисуйте зеленый кружочек на полях тетради. Если есть хоть одна ошибка-красный. - Поднимите руки те, у кого все правильно?У кого есть ошибки поднимите руки? -Молодцы, ребята, хорошо поработали. | -Записывать словосочетания, указывать падеж имен существительных. Ответ:подъехал(к чему?) к городу(Д.п, косвенный);сделано (из чего?) из дерева(Р.п,косвенный);красивое (кто? Что?)дерево(И.п.;н.ф); стоит(перед чем?) перед домом(Т.п.; косвенный);переплыл (через кого? Что?) через реку(В.п, косвенный),говорить (о чем?) о степи(П.п,косвенный). -Оценивать свою работу. | П.: выполнение действий по алгоритму. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. |
| 14:57-14:58 | Физминутка Чтобы выполнить заданья, Чуть-чуть надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки в стороны, вперед, Вверх, назад прогнулись, К солнцу потянулись. На носочки встали, Лучики достали. На корточки сели, Вокруг посмотрели. А теперь за парты Тихо-тихо сели. | -Выполнение действий. -Встать. -Развести руки в стороны, вперед. -Прогнуться вперед, назад . -Встать на носочки, руки вверх. -Присесть. -Сесть на свои места. | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практич.: списывание с грам.заданием , самопроверка. Словес.: рассказ правила. | 14:58-15:03 | Фронтальная и индивидуальная работа -Молодцы,следующее упражнение №103. Прочитайте задание к упражнению. -Хорошо,...прочитай пожалуйста словосочетания. -Как определить падеж имени существительного? -Прочитайте задание под первой красной точкой. -Что нам нужно сделать? -Запишите в тетрадях упражнение 103. -...начинай, пожалуйста выполнять. Выполняешь с места, записываешь в тетради и объясняешь. -Теперь попробуйте сделать сами. Первый вариант делает вторую строчку., второй вариант делает третью строчку. -Давайте проверим, что у вас получилось. -Прочитайте задание под второй красной точкой. -Хорошо, начинаем выполнять. -..., прочитай, пожалуйста, свое предложение. -Ребята, что вы заметили в этом упражнении? -Давайте прочитаем памятку под упражнением. -Умница, какой мы вывод можем сделать из этого упражнения? -Хорошо. | -Читать задание. Отвечать на вопрос. Ответ:объяснить как определить падеж Ответ:Жил( в чем?) в деревне П.п.-приехал(во кого? Что?) в деревню В.п.;вышел (на что?)на берег В.п.-отдыхал (на чем?) на берегу П.п.;ударился (обо что?) о камень В.п-рассказал (о чем?) о камне П.п.. -Отвечать на вопрос. -Читать памятку. Ответ: что при определении нужно смотреть не только на предлог, но и на вопрос . | П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. П.: выполнение действий по алгоритму . К.: полно и точно выражают свои мысли. |
VII. Включение в систему знаний Практ.: анализ памятки . | 15:03-15:08 | Фронтальная и индивидуальная работа -Работаем с упражнением 105. -Что нам нужно сделать? -Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора? -Хорошо, открываем страницу 144. -Давайте узнаем, как же выполняется разбор имени существительного на примерах, которые представлены у вас в учебнике. -Давайте рассмотрим устный разбор(письменный). Домашнее задание -Ребята, именно этим вы и будете заниматься дома. Откройте дневники, запишите домашнее задание: -Упражнение под №106. | Отвечать на вопрос: Ответ: цифра 3. -Разобрать письменный и устный разбор имени существительного. Записывать домашнее задание. | К.: умение полно и точно выражать своё мнение. |
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: ответы на вопросы, самооценка. | 15:08-15:10 | Фронтальная работа -Ребята, давайте подведем итог нашего урока. -Напомните как определить падеж имени существительного? -Какой падеж с предлогом никогда не употребляется? -Назовите косвенные падежи. -Какая тема нашего занятия была сегодня? -Какие цели мы поставили? -Достигли ли мы их? -Что вам понравилось в своей работе на уроке? -Что запомнилось? -Вы огромные молодцы! Урок окончен! -Выберите одну фразу и оцените себя: - Молодцы! Спасибо за урок! | Подводить итог урока. Отвечать на поставленные вопросы. Ответ:Именительный падеж. -Падежи имени существительного. Отвечать на вопросы. Выбирать фразу, оценивать свою работу на уроке. | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
-Ребята, с упражнением № 104 вы будете работать самостоятельно.
-Давайте посмотрим, что нам нужно сделать.
-Хорошо, приступаем к выполнению работы.
-Если вы затрудняетесь, можете работать в парах. жужжали (над чем?) над столом Т.п.,спасали (из чего?) из миска Р.п.;спасали (чем?) ложкой Т.п;села (на что?) на мед В.п;прилипла (чем?) лапками Т.п; прилетела (кто?) оса И.п.;вечером(на чем?)на террасе П.п; пили (кого? Что?) чай В.п;пили (с чем?) с медом Т.п
-Очень хорошо, назовите мне падежи выделенных существительных. Третий ряд начинает работать по цепочке.
-Обратите внимание на слово пчелы. Что означает цифра 1? звуко-буквенный разбор слова
-Может кто-то хочет поработать у доски?:пчелы;пче-лы;,ударение на первый слог;букв 5, звуков 5