Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 класс»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме:
«Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические –владеют основами смыслового чтения учебного текста.
Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы.
Ход урока
I Организационный момент
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам и нашим гостям. Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение? Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!
В природе есть солнце и у нас с вами тоже есть солнце (показать солнышко). Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II Минутка чистописания
Откроем тетради, запишем число, классная работа (слайд 1)
Отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Что же это? (весна) слайд 2
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в]) слайд 2
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).
Пропишем заглавную букву вэ в соединении со строчной
В роще свистит весёлый соловей.
Прочитайте. Что записано у меня на доске? (предложение). Запишите его.
Подчеркните основу предложения и разберите по частям речи, определите падеж имен существительных.
III Словарная работа
Давайте вспомним, какие словарные слова начинаются на букву В. Я вам буду говорить лексическое значение слова, а вы должны сказать, что это за слово (запишите одним словом). В каждом слове поставьте ударение и подчеркните ту букву, которую нужно запомнить (слайд 3)
Внезапно, неожиданно (вдруг)
О наличии веселья, о радостном настроении, о чувстве веселья (весело)
Движение потока воздуха в горизонтальном положении (ветер)
Маленькая птичка с коричневато – серым оперением, живущая обычно близ жилых строений (воробей)
Птица с черно – серым оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах (ворона)
IV Актуализация знаний
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?
Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания (слайд 4)
Последний …….,тёплое …….., зелёная ……
Слова для справок: снег, солнышко, трава
У прилагательных выделите окончание, укажите род
Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. (Слайд 5)
Найди лишнее слово (веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета)
Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам. (Слайд 7)
VI Работа по теме урока
Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам
Посмотрите на картинку. Что вы видите? шар, обозначает, сколько предметов? (один) а на другой – несколько таких же предметов. Составим словосочетания и запишем.
Воздушный шар – воздушные шары
- Какие части речи вы использовали при записи?
- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?
- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
- Какой вывод можно сделать? (имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)
2. Работа по учебнику
Упр. 135 стр. 78
- Прочитайте.
- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?
- Объясните значение слов, данных в задании
Голубой - цвет
голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.
голубой и темно-голубой (оттенки цветов)
сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)
- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова, Алексея Константиновича Толстого
- Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78
- Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано)
- Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)
Упр. 136 стр. 78
- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?
- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? - Запишите в тетради два любых словосочетания.
- Прочитайте сведения о языке на с. 79
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
VII Физминутка
Мы работаем отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
VIII Закрепление
1.Работа в парах. Откройте рабочую тетрадь на стр. 50 упр. 113 Проверка
2. Работа в группах
1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа
Прежде, чем мы перейдем к работе, посмотрите на слайд 11. Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
День теплый - дни теплые
Каждой группе раздаются карточки.
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Берёза кудрявая ………… какие? ……..
Облако пушистое ………… какие? ……...
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Река быстрая ………… какие? ……..
Пруд мелкий …………. какие?........
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Бабочка красивая ………… какие? …………
Облако белое ………… какие? ………….
Проверка
IX Рефлексия
«Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого, голубого, красного цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, получили много интересной информации; голубого цвета – если, я, старался, но у меня не всё получилось, красный - мне нужна помощь
X Итог урока
- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно» слайд 12
Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (неверно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (верно)
Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (неверно)