Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
№ Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Начинаем наш урок. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. | |
II.Мотивация. | Речевая разминка: -Посмотрите на доску, постарайтесь собрать предложение: здорово, сегодня, у, будет, нас, все. (У нас сегодня все будет здорово!) Минутка чистописания. -пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность. | Обучающиеся составляют предложение. Самостоятельно выполняют задание. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Актуализация знаний. | Какие части растения вы знаете? (Корень, ствол, ветви) Отгадайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -О каких значениях корня говорится в загадке? Какой вывод можно сделать? (Слово корень-многозначное) | Аргументируют свои ответы. Ребята отвечают отгадку. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. |
IV.Выявление места и причины затруднения. | Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне? | Фиксируют, где возникло затруднение. | Личностные: -показать стремление взаимодействовать с учителем. |
V.Построение проекта выхода из затруднения. | -Назовите тему сегодняшнего урока. Обозначим проблемные вопросы: 1.Что такое корень? 2.Роль корня в слове. 3.Как выделить в слове корень? 4.Однокоренные слова. 5.Признаки однокоренных слов. -Какие цели мы поставим перед собой? | Выдвигают предположения о теме урока и целях. | Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. |
VI.Реализация построенного проекта. | Как мы должны построить свою работу? | Предлагают различные варианты: -обратиться к учебнику, -обсудить с учителем, -самостоятельно разобраться в данном вопросе, -выполнить различные упражнения. | Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать. Личностные: проявлять уверенность. |
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | На доске дерево) Много лет назад появилось слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит :«Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево» ,. Люди так и сделали. Стало это слово расти. Давайте и мы с вами поможем дереву. – Выбирайте родственные слова Как – то много лет назад Посадили странный сад, Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов Вот из сада Вам рассада Вот ещё посадка рядом, А вот садовод С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном. - Что общего в родственных словах? ( корень ) Вывод: в корне заключается смысл слова. - Запишите родственные слова в тетрадь. | Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. https://uchi.ru/teachers/groups/6581757/subjects/2/course_programs/3/cards/199724 https://uchi.ru/teachers/groups/6581757/subjects/2/course_programs/3/cards/199723 | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Выполним упражнение 133. | Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивная: - планировать свои действия, самоконтроль Личностные: - воспитывать прилежание, ответственность. |
IX. Физкультминутка. | | Обучающиеся выполняют физические упражнения. | |
X. Включение в систему знаний и повторение. | Послушайте текст и отвечайте на вопросы. Кто же оказался чужаком среди своих? Собрались у воды родственники. Подводник с водой беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. – Кто здесь чужак? Упражнение 140. -Назовите два признака однокоренных слов.(1.Иметь общую часть-корень. 2.Иметь общее лексическое значение.) | Отвечают на вопросы, находят однокоренные слова. | Познавательные: повторить и расширить сведения о корне и однокоренных словах. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - воспринимать текст, -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать. |
XI. Рефлексия. | Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, В дневнике я и в журнале. (оценка) Сегодня мы говорили об однокоренных словах. Они как осень бывают разные – весёлые, грустные. - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? -Кому было интересно и понятно на уроке. (встали) -У кого есть сомнения? -Кто ничего не понял? - Оцени свою работу на уроке. | Находят части слова, составляют получившееся слово «оценка». https://uchi.ru/teachers/groups/6581757/subjects/2/course_programs/3/cards/199725 | Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. |
XII. Домашнее задание. | Записать однокоренные слова с корнем «лес». | https://uchi.ru/teachers/groups/6581757/subjects/2/course_programs/3/cards/199724 | |