Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру по теме: " Кто такие насекомые?"»
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе на тему:
«Кто такие насекомые?»
Учитель: Тихонова Вероника Юрьевна
МАОУ «СОШ № 118»
Конспект интегрированного урока по окружающему миру в 1 классе
на тему: «Кто такие насекомые».
Программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.
Цель урока:
- познакомить учащихся с признаками насекомых.
- развивать навыки внимания, логики.
- воспитать любовь к окружающей среде
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое», - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций,
- развивать умение работать с информацией, работу в парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других.
Оборудование:
Экран, мультимедийная презентация «Насекомые»
План урока:
Актуализация знаний.
Раскрытие темы урока, цель урока
Работа с учебником
Физкультминутка
Выполнение аппликации
Итог
Ход урока.
1. Актуализация знаний. (Слайд 1,2)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.
3. Раскрытие темы урока, цель урока (3-4 слайд)
Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка.
Главное отличие насекомых – шесть ног. Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются.
(слайд 5-6) У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука.
Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками!
Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)
4.Работа с учебником(с.20),раскраска. Работа в парах.
Откройте свои учебники на странице 20.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
- Сколько мы видим? (Два) Почему?
- Сколько ног у бабочки? (Шесть)
- Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)
Учитель показывает на доске соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)
- Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?
- Сосчитайте ножки у насекомых.
ВЫВОД: (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.
- Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)?
(У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)
Межпредметная связь с уроком математики:
- Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).
- Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)
- Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)
- Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску.
- Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом
Физкультминутка. ( слайд 7-8)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Бабочка (презентация)
(слайд9) Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву.
Богомол— насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.
Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.
- Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).
(слайд 10) Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит;
Сядет - молчит;
Кто его убьет
Свою кровь прольет. (Комар)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? (Муха)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот, как пчела.
Вот только меду не дает
Как пчела. (Оса)
Дети работают по учебнику (с.21)
- Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)
Работа в парах. - Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?
- А для шмеля?
- Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
- Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.
Дети раскрашивают рисунок
6 Физкультминутка (слайд 11)
Муха
Как передвигаются насекомые? (слайд 12)
Многие из них летают -для этого у них есть крылья. Стрекоза может развить скорость 40 км/час. Некоторые насекомые ходят, прыгают, ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя ещё дальше.
Как питаются насекомые? (слайд 13) Одни едят растения, другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые питаются кровью.
(слайд 14) Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действуют, как кусачки.
(слайд 16) Окраска и форма тела многих насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом.
(слайд 17) По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Размеры насекомых различны. Самый крупный в мире жук обитает в Южной Америке. Это жук-геркулес. Его длина 16 см.
(слайд 18) Самый крупный жук в нашей стране -уссурийский дровосек, гигант длиной до 11 см.
(слайд19) Перед вами жук- олень и паук. Сравните их. Чем они отличаются?
Выполнение аппликации
А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка.
Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой. Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.
Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.
7. Итог урока. Рефлексия
(слайд 20) Кто же такие насекомые? Как их отличить от других животных? Назовите известных вам насекомых. Паук- это насекомое? Почему?