kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по окружающему миру " Мы - союз народов!" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели и задачи:

  • Повторение и закрепление.
  • Формирование представления об историческом прошлом России.
  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
  • Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам  нашей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру " Мы - союз народов!" 2 класс»

Открытый урок

по окружающему миру

2 класс

«Россия –

союз народов».





















Открытый урок

по окружающему миру

2 класс

Учитель: Холоденко Л.В.



Цели и задачи:

  • Повторение и закрепление.

  • Формирование представления об историческом прошлом России.

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

  • Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам нашей Родины.



Оборудование:


  • Карта РФ, флаги.

  • Выставка блюд народов России (русская, армянская, молдавская кухня).

  • Выставка детских рисунков «Костюмы народов России».

  • Выставка народных символов России.

  • Шары.

  • Интерактивная доска.

  • Костюмы народов России.
































«Россия – союз народов».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Добрый день, дорогие гости!

















Звенит звонок.

Учитель: Ребята, давайте вспомним главные правила поведения на уроке.

Закончите правило:

Один говорит - все слушают.

Ответить хочешь - не кричи, а только руку подними!

Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Как вы думаете почему?

Дети:

Потому что мы одеты по-особенному, празднично украшен класс и много гостей.

Учитель: Верно. Сегодня мы постараемся вспомнить и рассказать всё, что мы узнали важного и интересного на уроках окружающего мира о нашей замечательной Родине.


Если долго-долго-долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго,
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда -
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая -
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Очень много

Слов на свете,

Как снежинок

У зимы.

Но возьмём,

К примеру, эти:

Слово «Я»

И слово «МЫ».

«Я» на свете

Одиноко,

В «Я» не очень

Много прока.

Одному

Или одной

Трудно справится

С бедой.

Слово «МЫ»

Сильней, чем «Я».

МЫ - СЕМЬЯ,

И МЫ - ДРУЗЬЯ.

МЫ - НАРОД,

И МЫ - ЕДИНЫ.

ВМЕСТЕ МЫ

НЕПОБЕДИМЫ!
















Дети исполняют отрывок из песни « Я, ты, он, она…».

Затем на фоне музыки песни «Широка страна моя родная» читают слова песни «Широка страна моя родная».



















Учитель:

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает, и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна.


Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

- Сегодня каждый из нас попытается найти ответ на вопрос:

« Что такое Россия?»

Далее работа ведётся по презентации

«Россия – союз народов».

Дети отвечают на вопросы:

1. Как называется наша страна?

2. Что означает слово федерация?

3. Назовите государственные символы РФ.

4. Как называется главный закон РФ?

- Конституция.

Все права ребенка на территории России закреплены в Конституции РФ.

  • Ребенок имеет право на семью.

  • Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

  • Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

  • Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.















5. Кто управляет РФ?

-Президент.

6. Назови важные государственные праздники РФ.

Ответы детей:

9 мая – День Победы

12 июня – День России

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

22 августа – День Российского государственного флага

12 декабря – День Конституции России

1 сентября – День Знаний и др.

Учитель:

Во все времена в России очень любили праздники. Большинство народных праздников в России связаны с религиозными датами. Но иногда государственные праздники превращаются в народные.

7. Какие народы населяют Россию?

















Ответы детей:

- Русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и др

.

Учитель:

Россия – многонациональная страна, в которой проживает около 200 национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, ненцы, казахи, узбеки, осетины мордовцы, карелы, якуты, цыгане, ингуши и многие.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

- Давайте, поближе познакомимся с культурой некоторых народов России. (Аварцы, карелы, ненцы).

Слайды презентации с аудиозаписями об аварцах, карелах и ненцах.

Учитель:

Русских около 80% населения России. Былины и сказки русского народа доносят до нас из глубины веков мудрость простых людей. А русская поговорка хранит в себе опыт наших предков. Русская пословица – древний вид народного творчества. Закончите, пожалуйста, особенно популярные и часто употребляемые пословицы и поговорки:

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 В гостях хорошо, а дома лучше.

 Всё тайное становится явным.

 Всему своё время.

 Делу время, а потехе час.

 Два сапога – пара.

 Глаза – зеркало души.

 Лиха беда – начало.

 Знает кошка, чьё мясо съела.

 Как аукнется – так и откликнется.

Учитель: (Религия в культуре народов России)

Правила жизни по совести называют религией. Религия в культуре народов России занимает большое место. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм.

Каждая религия по-своему учит добру и любви друг к другу и к природе, к чудесному дару жизни на земле. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей, религиозные придания из века в век хранят чистейший родной язык.

8. Чем отличаются и что объединяет народы России?

Дети:

- Мы узнали, что народы нашей страны отличаются местом жизни, культурой, религией. У народностей, живущих в России есть свой родной язык, который называется национальным.

- Но чтобы все люди, живущие на территории нашей страны, могли понимать друг друга, существует государственный язык. Государственным языком в России является русский язык.

- Этот общий язык объединяет нас в общем Отечестве. На нём составляются государственные документы, ведут переговоры, учатся в школах и других учебных заведениях.

Учитель:

Россия - поистине удивительная страна. Она простирается на тысячи километров и занимает третью часть материка Евразия. Россия - самое крупное государство в мире. Население России составляет 144 млн. человек. По количеству граждан Россия занимает первое место в Европе и девятое в мире. Россия имеет богатейшую культуру и великую историю. Россия – многонациональная страна.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Наш класс можно считать моделью России, так как в нашем классе учатся ребята разных народов.

Далее работа ведётся по презентации

«Наш класс – союз народов».

СЛАЙДЫ

Цыгане

Ваня Казаченко рассказывает интересные факты о своём народе.

  • Цыгане живут на всех континентах.

  • Предки цыган вышли из Индии. Цыгане понимают несложные фразы на хинди, поэтому индийские фильмы могут смотреть без перевода.

  • Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет значение «деньги».

  • Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений.

  • Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

  • В наши дни они кочуют намного меньше, лишь 1% российских цыган переезжает с места на место.

  • Особенное национальное блюдо цыган — ёж (жареный или тушёный).

  • 8 апреля — Национальный день цыган.

  • Большая часть цыган исповедует христианство или ислам.

  • Многие цыгане освоили гипноз, и зачастую применяют его не в благих целях. Поэтому старайтесь не смотреть им в глаза во время разговора.

СЛАЙДЫ

Молдаване

Милена Багдасарян и её мама исполняют песню на молдавском языке. Артур рассказывает о Молдавии.

  • Зубр, символизирующий страну, на протяжении трёх веков не водились в краях Молдавии после массового истребления, и лишь недавно этот зверь, украшающий государственный герб, был вновь завезён на его территорию.

  • Национальным блюдом Молдовы принято считать мамалыгу — кашу на кукурузной муке.

  • Эта небольшая страна занимает седьмое место в мире по выращиванию грецкого ореха.

  • Молдавский чернозём входит в список самых плодородных почв в мире.

  • Страну некогда посещал великий русский писатель, «Солнце русской поэзии» — Александр Сергеевич Пушкин. В память об этом событии в Кишиневе установлен постамент с бюстом литературного гения. Памятник был установлен на собственные средства горожан.

  • С вином неразрывно связана история Молдавии, очертания этой страны на карте напоминают гроздь винограда.

  •  Виноградники занимают огромную площадь. Почти 25 % местного населения заняты в производстве Молдавского вина.















СЛАЙДЫ

Узбеки.

Александра Казокова рассказывает интересные факты о своём народе.

  • В столице Узбекистана, Ташкенте, очень красивое метро.

  • Национальная валюта Узбекистана — сум, что в переводе с узбекского означает «рубль».

  • На территории этой страны расположено более двух тысяч мечетей.

  • Узбекистан входит в пятёрку крупнейших в мире производителей хлопка.

  • Некоторым городам Узбекистана более двух тысяч семисот лет. Самарканд — древнейший город страны и один из древнейших городов мира.

  • Узбекистан занимает второе в мире место по добыче золота и четвёртое по его запасам.

  • В Узбекистане есть горнолыжные курорты.

  • Самая высокая точка Узбекистана — Гиссарский хребет, чьи вершины достигают отметки в 4643 метра.



















СЛАЙДЫ

Армяне

Багдасарян Артур и Торосян Гаяне читают стихи на армянском языке. Гиносян Мэри исполняет свадебный танец невесты.



Учитель:

  • Древняя культура Армении привлекает нас своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к ней.

  • Армяне являются народом, который имеет свой язык, свою историю, культуру, большое количество обычаев и традиций. Армяне, в большинстве своем, имеют культ семьи - армянские семьи дружны, многочисленны и в любое время дня и ночи готовы помочь, если это необходимо.

  • К самым популярным армянским национальным блюдам можно отнести шашлык, долму, кюфту.

  • Самым главным хлебобулочным изделием является лаваш. Армяне употребляют его вместо хлеба со всеми блюдами: с мясом, супом, обмакивают в соусы. Современные хозяйки делают различные начинки и заворачивают их в лаваш.

  • Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.

  • Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Но она сохраняет дружеские отношения с Россией.

















СЛАЙДЫ

Русские

Учитель:

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого?

Дети: Конечно, русских!

Далее работа ведётся по презентации

« С чего начинается Родина?».

















СЛАЙД 1 (Учитель)

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница,
И ромашковый бугор…
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

СЛАЙД 2 (Смирнова Маша и Другова Лида)

Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.

Пускай синева всего неба

Пьянит нас и радует глаз

Вкуснее нет русского хлеба

И им угощу я всех Вас.

СЛАЙД 3 ( Парфененко Вадим)

Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза!

СЛАЙД 4 (Парфененко Александра)

Ромашки,  ромашки – цветы  полевые,

Вы  символом стали  российских  полей.

Ромашки,  ромашки –

вы солнца  кусочек,

Вы  светлый  денёчек  России  моей.

СЛАЙД 5 (Савченко Антон)

Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!

СЛАЙД 6 (Лебедева Даша)

Русская красавица
И повсюду славится.
У матрешки говорят —
Самый красочный наряд.
Сарафанчик расписной
Весь блистает красотой!

СЛАЙД 7 (Другова Лида)

В молоке яйцо, муку
Размешаю, испеку.
Плюх на сковородку ложкой,
Станет тонкою лепёшкой.
В убеждении весомом
Говорят, что первый – комом.
А другие так вкусны -
На тарелочке блины.

СЛАЙД 8 (Романенко Александр)

Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.

СЛАЙД 9 (Смирнова Маша и Качура Анжелика)

Русая коса до пят,
Алый сарафанчик.
Мне с восторгом вслед глядят
И старик, и мальчик.
Не во сне, а наяву,
Как лебёдушка, плыву!
Всем на свете нравится
Русская красавица!

СЛАЙД 10 (Учитель)

Кто сложил такие байки?

Кто частушки сочинил?

Ты, поди, теперь узнай-ка,

Кто он был и где он жил?

Кто сказал — частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Учитель:

Частушка  — это рифмованная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони или балалайки. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века и продолжают жить в наши дни. Я попрошу гостей исполнить с нами некоторые частушки.

Я в Россию нашу верю!

В матушку — родимую!

Пропою я ей частушку,

Самую красивую!



Ах, Россия, ты краса!

Голубых озёр — глаза…

Пропоём мы громко вслух:

У России — русский дух!



Русский дух, он Русью пахнет,

Русь — то, сильная страна!

Мы теплом сердца обнимем,

Чтоб нас помнили всегда!



Лапти мы давно сменили,

Туфельки красивые!

Мы душой не унываем,

Самые счастливые!



Процветай, Россия, наша,

С нами ты не пропадёшь!

А с весёлою частушкой —

Веселее заживёшь.



Эх, Россия, ты – Россия,

До чего же, хороша!

Все вокруг поют частушки,

Веселись и пой душа!



Спеть еще мы были б рады,

Да заканчивать нам надо.

Приглашаем в гости вас,

Приходите, в добрый час!





















СЛАЙД 11 (Учитель)

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют -
Одним широким словом – Русь.

Учитель:

Много народов в России живет,

К новым вершинам Отчизну ведет.

В единстве народов сила страны.

Дети России дружбой сильны!

Язык порой разный и разная вера.

Мы станем для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, ваш главный секрет.

Общие игры у вас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живёте,

Учитесь вместе и вместе растёте!



Дети хором исполняют песню « Россия – Родина моя».

























Учитель:

И чтобы Россия могла процветать

Душою и сердцем должны вы понять,

Что мир от отцов вам достался в наследство,

А дружба для мира надежное средство!

Все дети России, давайте дружить

И Землю родную беречь и любить,

Чтоб мир для потомков своих сохранить!

***

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем Россию

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи и дым,

В обиду её

Никому не дадим!



Дети исполняют танец «Большой хоровод».



























Учитель:



Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт,
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаемый,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Учитель: Ребята, я благодарю вас за активную работу и хорошие знания, которые вы продемонстрировали на уроке. За интерес к истории и многонациональной культуре нашей великой Родины.

В конце урока дети угощаются блюдами: блинчики, каравай, пельмени, манты, пахвала, парварда, гата, пленчите.







































Источники:

http://www.hobobo.ru/stihi/stihotvorenie/luchshe-net-rodnogo-kraya-p-voron-ko

http://licey19.ru/index.php?catid=34%3Aq-q&id=170%3A2013-10-27-08-35-37&Itemid=118&option=com_content&view=article

http://www.stihi.ru/2011/05/12/8636

https://pikabu.ru/story/interesnyie_faktyi_o_tsyiganakh_1860620

https://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекский_национальный_костюм

http://стофактов.рф/15-интересных-фактов-о-молдавии/

http://стофактов.рф/20-интересных-фактов-о-армении/

https://inima.org/2015/11/01/interesnye-fakty-o-russkom-narode/

http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post200588741/

http://privetvse.narod.ru/poeziaorosii.html

(http://www.rosbalt.ru/)



25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по окружающему миру " Мы - союз народов!" 2 класс

Автор: Холоденко Людмила Владимировна

Дата: 15.01.2018

Номер свидетельства: 450173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "388145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486311775"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Уроки литературы по творчеству В.Хлебникова "
    ["seo_title"] => string(48) "uroki-litieratury-po-tvorchiestvu-v-khliebnikova"
    ["file_id"] => string(6) "225712"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439831094"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Основной закон России. Права человека в обществе"
    ["seo_title"] => string(55) "osnovnoi-zakon-rossii-prava-chielovieka-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "288421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454614471"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. "
    ["seo_title"] => string(98) "urok-portriet-zhil-liubil-i-nie-nabralsia-skvierny-sud-ba-chielovieka-v-totalitarnom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "220647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434720159"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Исследовательская работа "История мебели""
    ["seo_title"] => string(41) "issliedovatielskaiarabotaistoriiamiebieli"
    ["file_id"] => string(6) "312771"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459400032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства