Урок - литературный портрет в 9 классе
Тема: Жил, любил и не набрался скверны.
(Портрет поэта в тюремном интерьере)
Цели урока: развивать интерес к историческому прошлому страны, родного края;
формировать нравственно-ценностные ориентиры;
подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Оборудование:
импровизированная карта СССР с названиями некоторых объектов ГУЛАГа, на карте репродукция: камень, обмотанный колючей проволокой.
Рядом фамилии и имена
Алексей Тихий, учитель
Юрий Литвин, электрогазосварщик
Валерий Марченко, журналист
Анатолий Марченко, буровой мастер
Василь Стус, поэт
Ростислав Евдокимов, поэт
Борис Миркин, фармацевт
Вячеслав Долинин, мастер
Слайды : общий вид лагеря политзакюченных д.Кучино (Пермь-36)
портрет В. Стуса., Ю. Литвинова, В. Марченко; фотографии бараков и камер.
Ход урока
Слово учителя.
Мы живем в бешеном ритме. Пресса, радио, телевидение, Интернет сообщают нам массу новостей разного толка: светских, церковных, криминальных, политических. Мы воспринимаем их, порой, не переварив до конца. Их так много - свобода слова! И как-то забывается не такое уж далекое время, когда о многих событиях люди говорили шепотом на кухне.
I.Актуализация
- Ребята, какие ассоциации вызывает у вас это изображение?
- Слышали вы о людях, чьи имена написаны на доске? Как вы думаете, что объединяет людей столь разных профессий?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Недавно мы были в музее политических репрессий Пермь -36, видели условия, в которых приходилось жить людям. Страшные условия. Мы видели целую галерею узников лагеря. Сегодня мы представим, что вновь оказались в этой галерее, и более пристально всмотримся в лица заключенных.( демонстрация слайдов)
Эскизы
Эти люди – « невольники чести». И невольники родной страны. Их глаза были зорче, чем у других, т.к. видели то, что не замечали или не хотели замечать другие. Они не умели молчать и говорили о том, что видели: о бесправии и несправедливости, о попрании свободы и унижениях, о том, что «человек» звучит в нашей стране совсем не гордо. А наше социалистическое государство позиционируя себя как оплот свободы, равенства и братства, попитрает право человека быть свободным. Они ратовали за национальное самосознание и права человека.
В нашей стране была создана целая система тоталитарного подавления личности. «Архипелаг ГУЛАГ» назовет ее писатель А.И. Солженицын, тоже узник свободы. Бессмысленная жестокость государства по отношению к своим гражданам, лучшим из лучших. Но государство постаралось. Взгляните, как обширна география ГУЛАГа. Наше Кучино – осколок этого архипелага. Но какой! Его называли в мире «лагерем смерти». Здесь погибли 8 его узников, имена некоторых из них мы видим на доске. Конечно, в лагерях погибли миллионы. Но речь сейчас идет не о сталинских временах, а о 80-х годах 20 века.
Словарная работа ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) – подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно- трудовых лагерей. В 1934–1960 гг. – важнейший орган системы политических репрессий в СССР. Иногда под этим словом понимают весь аппарат подавления.
ДИССИДЕНТ – 1) лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник; 2) человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.
СВОБОДА – 1) возможность проявления своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов; 3) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (словарь Ожегова); 4) свобода – осознанная необходимость (Философский словарь.)
РЕПРЕССИИ – карательные меры, наказание со стороны государственных органов. ТОТАЛИТАРИЗМ – политический режим, который стремится к полному контролю государства над всеми сторонами жизни общества.
Портреты дессидентов
Знакомство с биографическими данными узников лагеря.
Всего с 1 марта 1980 до 8 декабря 1987 через учреждение ВС -389\36 прошло 56 узников
( Дату прикрепляем под камень)
Портрет крупным планом. ВАСИЛЬ СТУС, украинский поэт, узник лагеря политзаключенных Пермь-36. (демонстрация слайда)
Чтение стихотворения « Слева, о слева, от сердца левее…»
- Каковы ваши впечатления от стихотворения?
- О чем оно?
- Каким мы видим героя стихотворения?
- Почему у стихотворения нет названия? Попробуйте его придумать.
- Как вы понимаете строки стихотворения «пожарища сердца и душ»?
- Если бы я попросила проиллюстрировать это стихотворение, что бы вы нарисовали? Какую палитру вы использовали бы?
Эти проникающие в душу строки были написаны в тюрьме. Это стихи Василя Семеновича Стуса, украинского поэта, переводчика, литературного критика, кандидата на Нобелевскую премию. И политзаключенного, приговоренного сначала к 8, а потом и 15 годам лагерей и ссылки. Его часто называют великомучеником, ибо своей жизнью и своей смертью он замаливал беспросветные грехи государства. Он и погиб мученической смертью - и когда! В период горбачевской перестройки в 1985г.
Зарисовки
Из воспоминаний.
« Первые уроки поэзии – мамины. Знала много песен и умела очень интимно их петь. Самый глубокий след в душе – от маминой колыбельной «Ой, люли-люли, дитя родное» Т. Шевченко. В четвертом классе что-то зарифмовал о собаке…Шутливое. Быстро прошло. Вернулось в старших классах, когда пришла любовь».
Институтские годы - трудные, первая публикация стихотворения. Работа учителем на Кировоградщине. Затем армия. 1959- первые печатные стихи. 1964- аспирантура в Институте литературы Академии наук в Киеве. Светлые горизонты, казалось, открылись перед ним…НО…
Из воспоминаний В. Стуса
Ненавижу слово «поэзия». Поэтом себя не считаю. Я лишь человек, который пишет стихи. Иные из них, как на мой взгляд, путёвые.
И мысль такая: поэт должен быть человеком. Полным любви, побеждающим природное чувство ненависти, свободным от нее, как от скверны. Поэт –это человек. Прежде всего. А человек – это, прежде всего, творец добра.
И он творил добро. В 1965г. Выступил в защиту деятелей украинской культуры, подвергшихся гонениям. Итог – травля: исключен из института, « заморожен» сборник стихов « Зимние деревья», увольнение с работы.
Но травля не сломила Стуса. В 1969 он пишет открытое письмо в Президиум Союза писателей Украины, затем еще несколько. И грянул гром! 5 лет принудительны лагерей и три года ссылки принес Стусу 1972г.
Из воспоминаний В. Стуса
« Если бы жизнь была лучше, я бы не писал стихов…» Но стихов им написано более 600. Значит, не легкой была жизнь.
Чтение стихов. « Как сине, как бело, как яро горит»
« Во поле синем, синем, словно лен»
« Как тяжело довериться добру»
- Стихи, прочитанные вами, даны в переводе и говорить о художественных достоинствах лирики В.Стуса некорректно. Однако автор перевода постаралась точно передать не только смысл, но синтаксические построение, пунктуационные особенности, общую тональность стихов.
- Что сближает, объединяет эти стихи?
- Какие особенности наиболее рельефны?
- Каким видится внутренний мир лирического героя?
- Каким изображается окружающий мир?
1980г. Стус вновь осужден и приговорен к десяти годам лагерей особо строгого режима и пяти годам ссылки. Рецидивист. Особо опасный преступник. И место ему в тюрьме сверхжестокого режима содержания. Такая нашлась. В Кучино.
О том, как жилось Стусу на государственных харчах вспоминает Василий Овсиенко, лауреат премии имени Стуса.
Василь Стус прибыл в Кучино в ноябре 1980г. Здесь за ним следили особо. Разрешалось писать одно письмо в месяц. Предлагали : пишите на русском.А как писать матери или ребенку на неродном языке?.Получать письма можно было от кого угодно, но отдавали не все. Обыски. их проводили три раза в месяц. Но иногда и по нескольку раз в день. В камере можно было держать 5 книг. Стус владел немецким, английским, изучал французский. Стус в Кучино получил только одно свидание. Стуса особенно стали прессовать с 1983г.( См. статью «Гибель В. Стуса», газ. «30 октября» № 47,2004г. с.5)
Прессовать-значит унижать человеческое достоинство.Голод, холод, оскорбления,карцер, где нельзя ни присесть, ни прилечь, неоказание медицинской помощи, лишение связи с близкими -таков неполный список приемов, которыми пытались сломить волю человека, превратить его в покорное существо. Но стихи, которые, казалось, прорастали сквозь тюремные стены, упорно доказывали, что такого человека нельзя сломить.
Последние штрихи
Генрих Белль, президент международного ПЭН – клуба, выдвинул Василя Стуса на соискание Нобелевской премии 1985г. И вот почему.
Стус писал и там, где писать уже считалось преступлением.Тем более такие вещи, как «Из лагерной тетради». Эти 16 листочков на тончайшей бумаге в книге заняли 12 страниц, но взрывная их сила была таковой, что погубила самого Стуса. Стихи печатались на многих языках. Мир видел эти стихи не через призму диссидентства, а как художественное явление. Белль был уверен, что 24 октября эта премия Стусу будет присуждена.
Но Москва думала иначе и разделалась с украинским кандидатом традиционным способом: « Нет человека – нет проблемы». Ведь Нобелевскую премию присуждают только живым.
По официальной версии Стус умер от сердечного приступа. Но мало кто верил в это.
… «Золотое обручальное кольцо, привязанное на черную нитку, опоясывает фотографию, лежащую на столе. На снимке - глаза-угли, плотная жесть рта, нервные крылья носа, темные короткие волосы как бы приглажены наспех ладонью, ершатся, будто фотографируемый только что снял осточертевшую шапку-ушанку. Это Василь Стус.
Человек с прикрытыми, как у слепца, веками …чутко улавливает вибрацию кольца. Лицо человека колоссально напряжено, посинело. Он «подключен». Вот радиус вращения уменьшается, кольцо уже не карусель, а маятник, творящий нимбы над портретом. Человек выдыхает: «Вижу узкое пространство. Стус упал на правый бок. Удар нанесен в область плеча или шеи справа».
Как хорошо, что не боюсь я смерти,
Не спрашиваю, тяжек ли мой крест,
Что головы не гну, хоть и отмерьте,
Лихие судьи, новый свиток верст.
Что жил – любил и не набрался
скверны,
что не раскаюсь и не отрекусь.
Народ мой! Я вернусь к тебе,
поверь мне,
Я даже в смерти к жизни обернусь
Своим лицом, незлым, но полным боли,
Как сын, земным поклоном
Поклонюсь.
Копально. Сельское кладбище. Густой и теплый снег. Белыми гусеницами он цепляется за ветви кладбищенских деревьев. А над могилой Стуса снегу цепляться не за что: деревянные столбики с номерами…(демонстрация слайда)
Киев. 19 ноября 1989г. День перезахоронения украинского поэта и его побратимов. Последнее свое пристанище Стус нашел на Байковском кладбище.
( Звучит « Аве, Мария »)
Жизнь Василя Стуса – свидетельство поразительной силы человеческого духа. Его судьба-противостояние политической системе репрессий, это его осознанный нравственный выбор, мужественная борьба за свободу не на бумаге, а реальную, борьба за человеческое достоинство и социальную защищенность.
Вскоре и лагерь приказал долго жить. Волна перестройки поглотила его.
В музее реки Чусовой на « Огоньке» установлен Камень памяти всем репрессированным, живым и невыжившим. Именно он изображен на нашей карте. Камень скорби, камень памяти, камень-предупреждение. (демонстрация слайда)
Рефлексия
Кратко сформулируйте ваши ощущения после урока.
Нужно ли говорить об этом, ведь прошло столько лет, может, не стоит ворошить прошлое и все забыть?
Домашнее задание:
Письменный ответ « Мои размышления о силе человеческого духа».
Бугрина В.Ю., учитель русского языка и литературыМОУ «Копалинская СОШ»