kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - литературный портрет в 9  классе

Тема:  Жил, любил и не набрался скверны.

(Портрет поэта в тюремном интерьере)

Цели урока:    развивать интерес к историческому прошлому страны, родного края;

формировать нравственно-ценностные ориентиры;

подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

 

Оборудование:

импровизированная карта СССР  с названиями некоторых объектов ГУЛАГа,  на карте репродукция: камень, обмотанный колючей проволокой.

Рядом фамилии и имена

 Алексей Тихий, учитель

Юрий Литвин, электрогазосварщик

Валерий Марченко, журналист

Анатолий Марченко, буровой мастер

Василь Стус, поэт

Ростислав Евдокимов, поэт

Борис Миркин, фармацевт

 Вячеслав  Долинин, мастер

Слайды : общий вид лагеря политзакюченных д.Кучино (Пермь-36)
портрет В. Стуса., Ю. Литвинова, В. Марченко;   фотографии бараков и камер.

Ход урока

Слово учителя.

Мы живем в бешеном ритме.  Пресса, радио, телевидение, Интернет сообщают нам массу новостей разного толка: светских, церковных, криминальных, политических. Мы воспринимаем их, порой, не переварив до конца. Их так много - свобода слова! И как-то забывается  не такое уж далекое  время, когда о многих событиях  люди говорили шепотом на кухне.

I.Актуализация

  • Ребята, какие ассоциации вызывает у вас это изображение?
  • Слышали вы о людях, чьи  имена  написаны на доске? Как вы думаете, что объединяет людей столь разных профессий?
  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на  уроке?

 Недавно мы были в музее политических репрессий Пермь -36, видели условия, в которых приходилось жить  людям. Страшные условия. Мы видели целую галерею узников лагеря. Сегодня мы  представим, что вновь оказались в этой галерее, и более пристально всмотримся  в лица заключенных.( демонстрация слайдов)

Эскизы

Эти люди – « невольники чести». И невольники родной страны. Их глаза были зорче, чем у других, т.к. видели то, что не замечали или не хотели замечать другие. Они не умели молчать и говорили о том, что видели: о бесправии и несправедливости, о попрании свободы и унижениях, о том, что «человек» звучит в нашей стране совсем не гордо. А наше социалистическое государство позиционируя себя как оплот свободы, равенства и братства, попитрает право человека быть свободным. Они ратовали  за национальное самосознание и права человека.

 В нашей стране была создана целая система тоталитарного подавления личности. «Архипелаг ГУЛАГ»  назовет ее писатель А.И. Солженицын, тоже узник свободы. Бессмысленная жестокость государства по отношению  к своим гражданам, лучшим из лучших.  Но государство постаралось. Взгляните, как обширна география  ГУЛАГа. Наше Кучино – осколок этого архипелага. Но какой! Его называли в мире «лагерем смерти». Здесь  погибли 8 его узников, имена некоторых из них мы видим на доске. Конечно, в лагерях погибли миллионы. Но речь сейчас идет не о сталинских временах, а о 80-х годах 20 века.

 Словарная работа ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) – подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно- трудовых лагерей. В 1934–1960 гг. – важнейший орган системы политических репрессий в СССР. Иногда под этим словом понимают весь аппарат подавления.

ДИССИДЕНТ – 1) лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник; 2) человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.

 СВОБОДА – 1) возможность проявления своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов; 3) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (словарь Ожегова); 4) свобода – осознанная необходимость (Философский словарь.)

РЕПРЕССИИ – карательные меры, наказание со стороны государственных органов. ТОТАЛИТАРИЗМ – политический режим, который стремится к полному контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

Портреты дессидентов

Знакомство  с биографическими  данными узников лагеря.

Всего с 1 марта 1980 до 8 декабря 1987 через учреждение ВС -389\36  прошло 56 узников

( Дату прикрепляем под камень)

Портрет крупным планом.  ВАСИЛЬ СТУС, украинский поэт, узник лагеря политзаключенных Пермь-36.  (демонстрация слайда)              

Чтение стихотворения       « Слева, о слева, от сердца левее…»

  • Каковы ваши впечатления от стихотворения?
  • О чем оно?
  • Каким мы видим  героя стихотворения?
  • Почему у стихотворения нет названия?  Попробуйте его придумать.
  • Как вы понимаете строки стихотворения «пожарища сердца и душ»?
  • Если бы я попросила проиллюстрировать это стихотворение, что бы вы нарисовали? Какую палитру вы использовали бы?

Эти проникающие в душу строки  были написаны в тюрьме. Это стихи Василя Семеновича Стуса, украинского поэта, переводчика, литературного критика,  кандидата на Нобелевскую премию. И политзаключенного, приговоренного сначала к 8, а потом и 15 годам лагерей и ссылки. Его часто называют великомучеником, ибо  своей жизнью и своей смертью он  замаливал беспросветные грехи государства. Он и погиб мученической смертью - и когда! В период  горбачевской перестройки в 1985г.

Зарисовки

Из воспоминаний.

« Первые уроки поэзии – мамины. Знала много песен и умела очень интимно их петь. Самый глубокий след в душе – от маминой колыбельной «Ой, люли-люли, дитя родное» Т. Шевченко. В четвертом классе что-то зарифмовал о собаке…Шутливое. Быстро прошло. Вернулось в старших классах, когда пришла любовь».

Институтские годы - трудные, первая публикация стихотворения. Работа учителем  на Кировоградщине. Затем армия. 1959- первые печатные стихи. 1964- аспирантура в Институте литературы Академии наук в Киеве. Светлые горизонты, казалось, открылись перед ним…НО…

Из воспоминаний В. Стуса

Ненавижу слово «поэзия». Поэтом себя не считаю. Я лишь человек, который пишет стихи. Иные из них,  как на мой взгляд, путёвые.

И мысль такая: поэт должен быть человеком. Полным любви, побеждающим природное чувство ненависти, свободным от нее,  как от скверны. Поэт  –это человек. Прежде всего. А человек – это, прежде всего,  творец добра.

И он творил добро. В 1965г. Выступил  в защиту деятелей украинской культуры, подвергшихся гонениям. Итог  – травля: исключен из института, « заморожен» сборник стихов « Зимние деревья», увольнение с работы.

Но травля не сломила Стуса. В 1969 он пишет открытое письмо в Президиум Союза писателей Украины, затем еще несколько. И грянул гром! 5 лет принудительны лагерей и три года ссылки принес Стусу 1972г.

Из воспоминаний В. Стуса

« Если бы жизнь была лучше, я бы не писал стихов…»   Но стихов им написано более 600. Значит, не легкой была жизнь.

Чтение стихов. « Как сине, как бело, как яро горит»

« Во поле синем, синем, словно лен»

« Как тяжело довериться добру»

  • Стихи, прочитанные вами,   даны в переводе и говорить о  художественных достоинствах  лирики В.Стуса некорректно. Однако автор  перевода постаралась точно передать не только смысл, но   синтаксические построение, пунктуационные особенности, общую тональность  стихов.
  • Что сближает, объединяет эти стихи?
  • Какие особенности наиболее рельефны?
  • Каким видится внутренний мир  лирического  героя?
  • Каким изображается окружающий мир?

1980г.  Стус вновь осужден и приговорен к десяти годам  лагерей  особо строгого режима  и пяти годам ссылки. Рецидивист. Особо опасный преступник. И место ему в тюрьме сверхжестокого режима содержания.  Такая нашлась. В Кучино.

О том, как жилось Стусу  на государственных харчах  вспоминает Василий Овсиенко, лауреат премии имени Стуса.

Василь Стус прибыл в Кучино  в ноябре 1980г. Здесь за ним следили особо. Разрешалось писать одно письмо в месяц. Предлагали : пишите на русском.А как писать матери или ребенку на неродном языке?.Получать письма можно было от кого угодно, но отдавали не все. Обыски. их проводили три раза в месяц. Но иногда и по нескольку раз в день. В камере можно было держать 5 книг. Стус владел немецким, английским, изучал французский.  Стус  в Кучино получил только одно свидание. Стуса особенно стали прессовать с 1983г.( См. статью  «Гибель В. Стуса»,  газ. «30 октября» № 47,2004г. с.5)

Прессовать-значит унижать человеческое достоинство.Голод, холод, оскорбления,карцер, где нельзя ни присесть, ни прилечь, неоказание медицинской помощи, лишение связи с близкими -таков неполный список приемов, которыми пытались сломить волю человека, превратить его в покорное существо. Но стихи, которые, казалось,  прорастали сквозь тюремные стены, упорно доказывали, что  такого человека  нельзя сломить.

Последние штрихи

Генрих Белль, президент международного ПЭН – клуба,  выдвинул Василя Стуса на соискание Нобелевской премии 1985г.  И вот почему.

Стус писал и там, где писать уже считалось преступлением.Тем более такие вещи,  как «Из лагерной тетради». Эти 16 листочков на тончайшей бумаге в книге заняли 12 страниц, но взрывная их сила была таковой, что погубила самого Стуса. Стихи печатались на многих языках. Мир видел эти стихи не через призму диссидентства, а как художественное явление. Белль был уверен, что 24 октября эта премия Стусу будет присуждена.

Но Москва  думала иначе и разделалась с украинским кандидатом  традиционным способом: « Нет человека – нет проблемы». Ведь Нобелевскую премию присуждают только живым.

По официальной версии Стус умер от сердечного приступа. Но мало кто верил в это.

… «Золотое обручальное кольцо, привязанное на черную нитку,  опоясывает фотографию, лежащую на столе. На снимке - глаза-угли, плотная жесть рта, нервные крылья носа, темные короткие волосы как бы приглажены наспех ладонью, ершатся, будто фотографируемый только что снял осточертевшую шапку-ушанку. Это Василь Стус.

Человек с прикрытыми, как у слепца, веками …чутко улавливает вибрацию кольца. Лицо человека колоссально напряжено, посинело. Он «подключен». Вот радиус вращения уменьшается, кольцо уже не карусель, а маятник, творящий нимбы над портретом. Человек выдыхает: «Вижу узкое пространство. Стус упал на правый бок. Удар нанесен в область  плеча или шеи справа».         

Как хорошо, что не боюсь я смерти,

Не спрашиваю, тяжек ли мой крест,

Что головы не гну, хоть и отмерьте,

Лихие судьи, новый свиток верст.

Что жил – любил и не набрался

 скверны,

что не раскаюсь и не отрекусь.

Народ мой! Я вернусь к тебе,

  поверь мне,

Я даже в смерти к жизни обернусь

Своим лицом, незлым, но полным боли,

Как сын, земным поклоном 

Поклонюсь.

       Копально. Сельское кладбище. Густой и теплый снег. Белыми гусеницами он цепляется за ветви кладбищенских деревьев. А над могилой Стуса снегу цепляться не за что: деревянные столбики с номерами…(демонстрация слайда)

       Киев. 19 ноября 1989г. День перезахоронения  украинского поэта  и его побратимов. Последнее свое пристанище Стус нашел на Байковском кладбище.

 ( Звучит « Аве, Мария »)

        Жизнь Василя Стуса – свидетельство поразительной силы человеческого духа. Его судьба-противостояние политической системе репрессий, это его осознанный нравственный выбор, мужественная борьба за свободу  не на бумаге, а реальную, борьба за человеческое достоинство и социальную защищенность.                        

       Вскоре и лагерь приказал долго жить. Волна перестройки поглотила его.

В музее реки Чусовой  на « Огоньке» установлен Камень памяти всем репрессированным, живым и невыжившим.  Именно он изображен на нашей карте. Камень скорби, камень памяти, камень-предупреждение. (демонстрация слайда)

Рефлексия

Кратко сформулируйте  ваши ощущения после урока.

Нужно ли говорить об этом, ведь прошло столько лет, может, не стоит ворошить прошлое и все забыть?

Домашнее задание:

Письменный ответ  « Мои размышления  о силе человеческого духа».

  Бугрина В.Ю., учитель русского языка и литературыМОУ «Копалинская СОШ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. »


Урок - литературный портрет в 9 классе


Тема: Жил, любил и не набрался скверны.


(Портрет поэта в тюремном интерьере)



Цели урока: развивать интерес к историческому прошлому страны, родного края;

формировать нравственно-ценностные ориентиры;

подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.


Оборудование:

импровизированная карта СССР с названиями некоторых объектов ГУЛАГа, на карте репродукция: камень, обмотанный колючей проволокой.

Рядом фамилии и имена

Алексей Тихий, учитель

Юрий Литвин, электрогазосварщик

Валерий Марченко, журналист

Анатолий Марченко, буровой мастер

Василь Стус, поэт

Ростислав Евдокимов, поэт

Борис Миркин, фармацевт

Вячеслав Долинин, мастер

Слайды : общий вид лагеря политзакюченных д.Кучино (Пермь-36)
портрет В. Стуса., Ю. Литвинова, В. Марченко; фотографии бараков и камер.

.

Ход урока

Слово учителя.


Мы живем в бешеном ритме. Пресса, радио, телевидение, Интернет сообщают нам массу новостей разного толка: светских, церковных, криминальных, политических. Мы воспринимаем их, порой, не переварив до конца. Их так много - свобода слова! И как-то забывается не такое уж далекое время, когда о многих событиях люди говорили шепотом на кухне.


I.Актуализация

  • Ребята, какие ассоциации вызывает у вас это изображение?

  • Слышали вы о людях, чьи имена написаны на доске? Как вы думаете, что объединяет людей столь разных профессий?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?


Недавно мы были в музее политических репрессий Пермь -36, видели условия, в которых приходилось жить людям. Страшные условия. Мы видели целую галерею узников лагеря. Сегодня мы представим, что вновь оказались в этой галерее, и более пристально всмотримся в лица заключенных.( демонстрация слайдов)

Эскизы

Эти люди – « невольники чести». И невольники родной страны. Их глаза были зорче, чем у других, т.к. видели то, что не замечали или не хотели замечать другие. Они не умели молчать и говорили о том, что видели: о бесправии и несправедливости, о неволе и унижениях, о том, что «Человек» звучит в нашей стране совсем не гордо. А наша социалистическое государство не оплот свободы, равенства и братства, а тоталитарное народов, империя зла. Они ратовали за национальное самосознание и права человека.

В нашей стране была создана целая система тоталитарного подавления Личности – «Архипелаг ГУЛАГ» назовет ее писатель А.И. Солженицын, тоже узник свободы. Бессмысленная жестокость государства по отношению к своим гражданам, лучшим из лучших. Но государство постаралось. Взгляните, как обширна география ГУЛАГа. Наше Кучино – осколок этого архипелага. Но какой! Его называли в мире «лагерем смерти». Здесь погибли 8 его узников, имена некоторых из них мы видим на доске. Конечно, в лагерях погибли миллионы. Но речь сейчас идет не о сталинских временах, а о 80-х годах 20 века.

Словарная работа ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) – подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно- трудовых лагерей. В 1934–1960 гг. – важнейший орган системы политических репрессий в СССР. Иногда под этим словом понимают весь аппарат подавления.

ДИССИДЕНТ – 1) лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник; 2) человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.

СВОБОДА – 1) возможность проявления своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества; 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно- политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов; 3) состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (словарь Ожегова); 4) свобода – осознанная необходимость (Философский словарь.)

РЕПРЕССИИ – карательные меры, наказание со стороны государственных органов. ТОТАЛИТАРИЗМ – политический режим, который стремится к полному контролю государства над всеми сторонами жизни общества.


Портреты дессидентов


Знакомство с биографическими данными узников лагеря.


Всего с 1 марта 1980 до 8 декабря 1987 через учреждение ВС -389\36 прошло 56 узников

( Дату прикрепляем под камень)


Портрет крупным планом. (демонстрация слайда)


Чтение стихотворения « Слева, о слева , от сердца левее…»


  • Каковы ваши впечатления от стихотворения?

  • О чем оно?

  • Каким мы видим героя стихотворения?

  • Почему у стихотворения нет названия? Попробуйте его придумать.

  • Как вы понимаете строки стихотворения «пожарища сердца и душ»?

  • Если бы я попросила проиллюстрировать это стихотворение, что бы вы нарисовали? Какую палитру вы использовали бы?


Эти проникающие в душу строки были написаны в тюрьме. Это стихи Василя Семеновича Стуса, украинского поэта, переводчика, литературного критика, кандидата на Нобелевскую премию. И политзаключенного, приговоренного сначала к 8 , а потом и 15 годам лагерей и ссылки. Его часто называют великомучеником, ибо своей жизнью и своей смертью он замаливал беспросветные грехи государства. Он и погиб мученической смертью - и когда! В период горбачевской перестройки в 1985г.


Зарисовки

Из воспоминаний.

« Первые уроки поэзии – мамины. Знала много песен и умела очень интимно их петь. Самый глубокий след в душе – от маминой колыбельной «Ой, люли-люли, дитя родное» Т. Шевченко. В четвертом классе что-то зарифмовал о собаке…Шутливое. Быстро прошло. Вернулось в старших классах, когда пришла любовь».

Институтские годы - трудные, первая публикация стихотворения. Работа учителем на Кировоградщине. Затем армия. 1959- первые печатные стихи. 1964- аспирантура в Институте литературы Академии наук в Киеве. Светлые горизонты, казалось, открылись перед ним…НО…


Из воспоминаний В. Стуса

Ненавижу слово «поэзия». Поэтом себя не считаю. Я лишь человек, который пишет стихи. Иные из них, как на мой взгляд, путёвые.

И мысль такая: поэт должен быть человеком. Полным любви, побеждающим природное чувство ненависти, свободным от нее, как от скверны. Поэт –это человек. Прежде всего. А человек – это, прежде всего, творец добра.

И он творил добро. В 1965г. Выступил в защиту деятелей украинской культуры, подвергшихся гонениям. Итог – травля: исключен из института, « заморожен» сборник стихов « Зимние деревья», увольнение с работы.

Но травля не сломила Стуса. В 1969 он пишет открытое письмо в Президиум Союза писателей Украины, затем еще несколько. И грянул гром! 5 лет принудительны лагерей и три года ссылки принес Стусу 1972г.



Из воспоминаний.

« Если бы жизнь была лучше, я бы не писал стихов…» Но стихов им написано более 600. Значит, не легкой была жизнь.


Чтение стихов. « Как сине, как бело, как яро горит»

« Во поле синем, синем, словно лен»

« Как тяжело довериться добру»

  • Стихи , прочитанные вами, даны в переводе и говорить о художественных достоинствах лирики В.Стуса некорректно. Однако автор перевода постаралась точно передать не только смысл, но синтаксические построение, пунктуационные особенности, общую тональность стихов.

  • Что сближает, объединяет эти стихи?

  • Какие особенности наиболее рельефны?

  • Каким видится внутренний мир лирического героя?

  • Каким изображается окружающий мир?


  • 1980г. Стус вновь осужден и приговорен к десяти годам лагерей особо строгого режима и пяти годам ссылки. Рецидивист. Особо опасный преступник. И место ему в тюрьме сверхжестокого режима содержания. Такая нашлась. В Кучино.


О том, как жилось Стусу на государственных харчах вспоминает Василий Овсиенко , лауреат премии имени Стуса.

Василь Стус прибыл в Кучино в ноябре 1980г. Здесь за ним следили особо. Разрешалось писать одно письмо в месяц. Предлагали : пишите на русском .А как писать матери или ребенку на неродном языке? .Получать письма можно было от кого угодно, но отдавали не все. Обыски. их проводили три раза в месяц. Но иногда и по нескольку раз в день. В камере можно было держать 5 книг. Стус владел немецким, английским, изучал французский. Стус в Кучино получил только одно свидание. Стуса особенно стали прессовать с 1983г.( См. статью «Гибель В. Стуса», газ. «30 октября» № 47,2004г. с.5)


Последние штрихи

Генрих Белль, президент международного ПЭН – клуба, выдвину Василя Стуса на соискание Нобелевской премии 1985г. И вот почему.

Стус писал и там, где писать уже считалось преступлением.Тем более такие вещи, как «Из лагерной тетради». Эти 16 листочков на тончайшей бумаге в книге заняли 12 страниц, но взрывная их сила была таковой, что погубила самого Стуса. Стихи печатались на многих языках. Мир видел эти стихи не через призму диссидентства, а как художественное явление. Белль был уверен, что 24 октября эта премия Стусу будет присуждена.

Но Москва думала иначе и разделалась с украинским кандидатом традиционным способом: « Нет человека – нет проблемы». Ведь Нобелевскую премию присуждают только живым.

По официальной версии Стус умер от сердечногоприступа. Но мало кто верил в это.

… «Золотое обручальное кольцо, привязанное на черную нитку, опоясывает фотографию, лежащую на столе. На снимке - глаза-угли, плотная жесть рта, нервные крылья носа, темные короткие волосы как бы приглажены наспех ладонью, ершатся, будто фотографируемый только что снял осточертевшую шапку-ушанку. Это Василь Стус.

Человек с прикрытыми, как у слепца, веками …чутко улавливает вибрацию кольца. Лицо человека колоссально напряжено, посинело. Он «подключен». Вот радиус вращения уменьшается, кольцо уже не карусель, а маятник, творящий нимбы над портретом. Человек выдыхает: «Вижу узкое пространство. Стус упал на правый бок. Удар нанесен в область плеча или шеи справа».


Как хорошо, что не боюсь я смерти,

Не спрашиваю, тяжек ли мой крест,

Что головы не гну, хоть и отмерьте,

Лихие судьи, новый свиток верст.

Что жил – любил и не набрался

скверны,

что не раскаюсь и не отрекусь.

Народ мой! Я вернусь к тебе,

поверь мне

Я даже в смерти к жизни обернусь

Своим лицом, незлым, но полным боли,

Как сын, земным поклоном

Поклонюсь.



Копально. Сельское кладбище. Густой и теплый снег. Белыми гусеницами он цепляется за ветви кладбищенских деревьев. А над могилой Стуса снегу цепляться не за что: деревянные столбики с номерами…(демонстрация слайда)

Киев. 19 ноября 1989г. День перезахоронения украинского поэта и его побратимов. Последнее свое пристанище Стус нашел на Байковском кладбище.

( Звучит « Аве, Мария »)

Жизнь Василя Стуса – свидетельство поразительной силы человеческого духа. Его судьба-противостояние политической системе репрессий, это его осознанный нравственный выбор, мужественная борьба за свободу не на бумаге, а реальную, борьба за человеческое достоинство и социальную защищенность.

Вскоре и лагерь приказал долго жить. Волна перестройки поглотила его.

В музее реки Чусовой на « Огоньке» установлен Камень памяти всем репрессированным, живым и невыжившим. Именно он изображен на нашей карте. Камень скорби, камень памяти, камень-предупреждение . (демонстрация слайда)

Рефлексия

Кратко сформулируйте ваши ощущения после урока.

Нужно ли говорить об этом, ведь прошло столько лет, может, не стоит ворошить прошлое и все забыть?

Домашнее задание:

Письменный ответ « Мои размышления о силе человеческого духа».



Бугрина В.Ю. , учитель русского языка и литературы

МОУ «Копалинская СОШ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Бугрина Валентина Юрьевна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства