Просмотр содержимого документа
«Открытый урок По окружающему миру (2 класс) "Про кошек и собак"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
на тему:
202-21 уч.год
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, карточки с тестовыми заданиями, выставка творческих работ обучающихся на тему: «Мой домашний питомиц», компьютер и мультимедийный проектор.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся: определять породы кошек и собак; рассказывать о правилах ухода за домашними животными; получат возможность научиться: приводить примеры пород собак из атласа-определителя; характеризовать условия жизни собак и кошек; объяснять необходимость ответственного отношения к братьям нашим меньшим; составлять словесный портрет своего питомца; использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные(компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш начинаем.
II.Проверка ранее усвоенных знаний.
- Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
- Закончите предложения:
1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами строят себе жилище, заботятся о потомстве, называются …
2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о домашних животных, которые живут с нами в квартирах.
- О каких животных мы говорили? ( Канарейки, хомячки, попугаи, рыбки)
- Зачем люди держат животных дома? (ответы детей)
- При этом следует помнить о том, что это живое существо, нуждающееся в заботе, постоянном уходе и внимании.
- Дома вы рисовали своих питомцев. Посмотрите, какая у нас получилась выставка из ваших работ. А кто хочет рассказать о своем маленьком друге?
( заслушиваются несколько рассказов)
III.Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных. А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки:
Мордочка усатая, Собой не птица,
Шубка полосатая, Петь не поёт.
Часто умывается, Кто к хозяину идёт,
А с водой не знается. (Кошка) Она знать даёт. (Собака)
- Кто догадался и может назвать тему нашего урока? (ответы детей)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами, про кошек и собак.
- А зачем нужно изучать эту тему? (ответы детей)
- Правильно. Мы постараемся сегодня как можно больше узнать о кошках и собаках, познакомимся с некоторыми их породами, узнаем об их взаимоотношениях с человеком.
IV.Изучение нового материала.
. Игра «Верите ли вы?»
- (Работа в парах) Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на которой записаны утверждения, с которыми вы можете быть согласны, а может и нет. Вы обсуждаете в группе ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Вопросы:
Кошки и собаки бывают только черного окраса.
В мире около 60 разных пород кошек.
Собак в мире примерно 400 пород.
Собаки и кошки не нуждаются в заботе и добром отношении человека.
Приручили кошек много лет назад.
Одна кошка, охотясь на мышей, спасает урожаи зерна.
Собака - самый первый друг, приобретенный человеком еще в каменном веке.
Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
- Сначала мы поговорим о кошках. Это самые распространенные домашние животные. А приручили кошек 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки ловят мышей. Почему бы не приручить полезных животных? Вскоре кошки настолько привыкли к человеку, что стали жить с ним в одном доме.
- А в дикой природе у этих животных остались грозные и могучие родственники. Как вы думаете, кто это? (лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь)
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
- А какие еще «профессии» кошек вы знаете?(ответы детей)
- Кошки известны еще и тем, что предсказывают землетрясения и извержения вулканов. По поведению кошки можно предсказать погоду. Кошки проявляют необыкновенную чуткость к своим заболевшим хозяевам. Они часто устраиваются рядом с больным, урчат, позволяют себя погладить, и тогда больному становится легче.
В наше время кошки выступают в цирковых номерах, например, в театре Юрия Куклачева, снимаются в кино.
- Действительно, кошки могут быть охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, и даже живым «будильником» может стать для вас кошка.
- А какие вы знаете породы этих животных?(ответы детей)
Ученик 1: Персидские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. (слайд)
Ученик 2: Сибирских кошек природа одарила длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью, чтобы они смогли выжить в суровых условиях сибирской жизни. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. (слайд )
Ученик 3: Голые кошки - горячие на ощупь, нежные, но сильные и элегантные животные с длинным телом, длинными конечностями и длинным хвостом, но с крепким костяком. Лапы овальные. Пальцы длинные, подвижные. Хвост длинный, прямой. Стремление к постоянному общению с хозяином, исключительная ласковость и привязчивость, а также неземная внешность этих созданий, называемых иногда "лунные кошки" сделали эту породу одной из самых изысканных и престижных. Отсутствие шерсти дает возможность завести себе любимца даже тем, кто не может себе это позволить из-за аллергии.
Ученик 4: Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Их отличает темная «маска» на мордочке и голубые глаза. (слайд )
Ученик 5: Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Прикоснуться рукой к их плюшевой шерстке – одно удовольствие. (слайд )
Работа по учебнику.
- Как вы думаете, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (предположения детей)
- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, если прочитаете второй абзац текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)
- Так сколько пород? (Всего 60 разных пород)
Физкультминутка.
- Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление:
- А теперь давайте поговорим о собаках, самых верных и преданных друзьях, с которыми человек подружился ещё в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, он приручил волка.
- А в дикой природе у этих животных остались родственники. Как вы думаете, кто это? (серый волк, рыжая лиса, голубой песец и др.)
- Постепенно волк превратился в собаку, которая помогала на охоте. А для чего еще нужны собаки? Рассмотрите рисунки на с.85 учебника. (коллективная работа по учебнику)
- Действительно, у собак очень много профессий. Они нужны для охраны и охоты, для службы в армии и милиции; собаки – спасатели и пастухи, ищейки и поводыри, и просто для души.
- Какие породы собак вы знаете?
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника. (слайд )
Ротвейлер великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. (слайд )
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. (слайд )
Ученик 1: А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах. (слайд ) (Полина)
Ученик 2: Умные, активные и выносливые колли – отличные пастухи в горах Шотландии. (слайд )
Ученик 3: Пудель – одна из самых популярных пород собак в мире. Существует распространенное мнение, что это – женская собака. Но это в корне не верно. На самом деле пудель – очень крепкая и спортивная собака, а также стильная и горделивая. Эта собака обязательно привлекает внимание. У этой породы собак есть красота и ум. Эти избалованные собаки занимают 2-е место по смышлености после колли.
Ученик 4: Хаски произошли от северных ездовых собак эскимосов, и само название породы – это видоизмененное «эски». Быстроходные упряжки использовались эскимосами для поездок по стойбищам и перевозки грузов, и с освоением Аляски все больше собак этой породы приобреталось приезжими людьми для работы. Некоторые особи были увезены в Америку, где и были получены изумительной красоты голубоглазые щенки с выразительной маской. Шоу-собаки сразу завоевали признание во всем мире, и хаски стали использоваться как компаньоны. В настоящее время существует негласное внутрипородное разделение хаски на выставочных или шоу-собак, рабочих и гоночных, однако стандарт по-прежнему описывает рабочую хаски.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают ее не такой серой и однообразной. (слайд )
Работа по учебнику.
- Как вы думаете, сколько всего существует пород собак? (предположения детей)
- Ответ на этот вопрос вы узнаете из последнего абзаца текста на с.84 учебника. (самостоятельное чтение)
- Так сколько пород? (около 400 пород)
V.Закрепление изученного материала.
- А сейчас выполним работу за компьютерами. (Работа в паре)
А сейчас давайте выполним тест и проверим, внимательны ли вы были на уроке.
( Тестовые задания на карточках. Работа в группе) Резерв
1. Укажи домашнее животное.
2. Ветеринар напомнил хозяину: «Не забывайте, что в течение всего дня в миске у вашего животного…» Закончи фразу ветеринара.
должна быть вода
должно быть молоко
должно быть мясо
3. Учительница спросила: «Что должны есть домашние животные?» Первоклассники дали такие ответы.
Аня: «Продукты с общего стола»
Вероника: «То, что сами смогут найти»
Серёжа: «Специальный корм для животных»
4. Укажи, как нельзя обращаться с собакой.
гулять с собакой
дёргать собаку за хвост
играть с собакой
5. Укажи, к кому ты обращаешься, если кошка заболела.
к тем, у кого есть такая же кошка
к педиатру
к ветеринару
VI.Рефлексия.Итог урока.
- Давайте вернёмся к таблице «Верные – неверные утверждения» и ещё раз проверим, изменилось ли ваше мнение или нет, посмотрим, насколько были правы.
- Удалось ли вам получить ответы на интересующие вас вопросы?
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали.
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- О чем еще захотелось узнать?
- Так о чем же надо подумать прежде, чем заводить домашнего питомца?
VII.Домашнее задание.
Подготовить рассказ о какой-нибудь породе кошек или собак.