Предмет: окружающий мир
УМК: «Школа России» », автор учебника А. А. Плешаков
Класс: 2
Тип урока: урок - исследование
Тема: «Про кошек и собак»
Цель:
- Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- проявление ценностного отношения к природному миру,
- умение объяснять своё отношение к предложенным ситуациям
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
- Умение ориентироваться в учебнике (разворот, левая и правая часть разворота), поиск информации, сопоставление и выделение признаков.
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, выдвигать гипотезу
- При получении новых знаний умение находить информацию, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и дополнительную информацию.
- использование знаково-символических средств
Регулятивные УУД:
- Саморегуляция
- Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
- Умение работать по плану с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, ставить вопросы
- Умение работать в паре (группе), слушать партнеров, оценивать мнение партнеров.
- Умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Обобщить и расширить представление детей о домашних животных; познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; способствовать развитию устной речи обучающихся; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
- Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
- Освоить первичные навыки проведения исследований.
Конспект-сценарий урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Актуализация знаний.
На доске кроссворд:
- Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. А может быть нам это поможет узнать, о теме разговора сегодня.
- Как можно назвать этот кроссворд? («Домашние животные»)
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами и в городе и в деревне.
- Какие слова получились в выделенных строчках? (кошка и собака)
(на доске открывается строчка или слайд, где записана тема урока)
(1 слайд)
- Итак, ТЕМА нашего урока «Про кошек и собак».
- А зачем нам нужно изучать эту тему?
- Значит наша ЦЕЛЬ – как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношения их с человеком, о проблемах их жизни…
(2 слайд)
IY. «Открытие» детьми новых знаний
- Дорогие ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.
- Как вы понимаете, что это такое?
(варианты ответов детей)
(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)
(3 слайд)
- А в толковом словаре Ожегова говориться так:
«Исследование – научный труд.
Исследовать – это значит:
- подвергнуть научному изучению;
- осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
(варианты детей)
- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.
Y. Физкультминутка.
- Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя.
Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.
(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)
(4 слайд)
Сбор информации – дело для вас новое и сложное.
Существует много способов получения необходимых данных.
Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?
(варианты ответов детей)
- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)
(4 слайд, 2 щелчок)
- Каким образом мы можем еще добыть информацию?
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети или появляются слайды)
- из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.
(5 слайд)
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные
имеют краткие, доступные тексты.
- посмотреть по телевизору
(6 слайд)
- найти и прочитать в Интернете
(7 слайд)
- понаблюдать или провести эксперимент, опыт.
(8 слайд)
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
- спросить у другого человека
(9 слайд)
- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.
(открывается последние строчки схемы)
(10 слайд, по щелчкам)
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
Алгоритм, план, программу исследования.
(11 слайд)
YI. Операционно-исполнительский этап.
Практическая работа.
- Я предлагаю исследовать вместе тему «Собаки и кошки » (С ОПРОЙ НА СХЕМУ и карточки со способами сбора информации)
(12 слайд)
Данные мы будем фиксировать на листочках и складывать в папку исследователя в определенные кармашки. (Учитель подобные карточки, только большего размера, помещает на доске)
(17 слайд или показ образца)
Для исследований школьникам понадобиться только «папка исследователя». Она необходима каждому ребенку. Сделать ее нетрудно. Это должно быть приспособление с кармашками, на каждый из которых помещается изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации. Эти листочки вкладываются в кармашки, и таким образом накапливается необходимый материал по данной теме.
YII. Музыкальная пауза.
1. ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о собаках?
- это домашние животные, значит – имеют дом. Все ли собаки имеют дом?
(выполняются схематические рисунки)
- собаки бывают маленькие, средние и большие по размерам.
- разный окрас
- шерсть бывает гладкая, короткая и длинная, не имеют шерсти.
- имеют разный характер: добрые, ласковые и злые, агрессивные.
- Подумайте и пробуйте по образцу схематически изобразить то, что вы уже знаете о кошках.
(работа проводиться в парах, можно использовать те же карточки, затем выполненная работа проверяется коллективно)
-Откуда мы взяли эту информацию?
(подумали и вспомнили, что уже знаем о собаках и кошках)
-Положите эти листочки в нужный кармашек дневника исследователя.
- Что общего у собаки и кошки?
(бывают разных пород)
- Сейчас мы можем воспользоваться способом получения информации
«Спроси у другого человека»
(выступает ученик с сообщением о породах собак,
(13 слайд)
дети рассматривают картинки в атласе-определителе с. 198-201 и на слайде,
затем выступает ученик, который рассказывает о породах кошек, дети рассматривают рисунки в учебнике на с. 84-87 (часть 1) и на слайде)
(14 слайд)
- Каким способом воспользовался выступающий? («Получение информации из книги»)
(12 слайд)
- У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.
(видеосюжет ученицы «Один день из жизни моего кота», в котором Наумова Яна с мамой рассказывают о своем питомце – 7 мин.)
YIII. Игра-физкультминутка на внимание «Кошки - собаки».
(Все дети встают и делятся на 2 группы: кошки и собаки, выбранная учителем группа, по команде быстро выполняет задание.)
IX. Итог урока.
- Любое исследование теряет смысл, если мы не сделаем выводы, и не подведем итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.
(можно вывести 10 слайд)
Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.
- Что мы можем рассказать о кошках и собаках?
- Что нового и интересного узнали об этих животных?
(звучит обращение мудрой черепахи к ребятам о том, как нужно относиться к своим питомцам, голос записан на аудиокассету)
- Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей
схемой исследований.
(11 слайд)
В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!
Х. Рефлексия.
-Я сегодня узнал (а)…….
-Я сегодня научился (лась)….
-После урока мне захотелось….
ХI. Домашнее задание.
(15 слайд)
Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):
- Порода.
- Кличка.
- Возраст.
- Внешний вид.
- Особенности характера.
- Твое отношение к животному.
Группе «сильных» учащихся дается задание выполнить исследовательскую работу по теме «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения».
Дети, у которых нет домашних животных, находят интересную информацию по теме «Кошки и собаки» в различных изданиях и книгах и готовят краткие сообщения.
Следующий урок проводится в форме конференции, на которой ребята:
- Делают сообщения и создается выставка книг и журналов, в которых дети нашли данный материал.
- Читают составленные рассказы о своих питомцах, в это время на экране демонстрируются отсканированные фотографии, организуется выставка рисунков.
(16 слайд)
- Группа учащихся выступает с исследовательской работой на тему «Бездомные собаки в городе. Проблемы и пути их решения».