|   Определение темы урока       |     Послушайте стихотворение (отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»): Слайд1   Ехали медведи на велосипеде.   А за ними кот задом наперёд.   А за ним комарики на воздушном шарике.   А за ними раки на хромой собаке.   Волки на кобыле.   Львы в автомобиле.   Зайчики в трамвайчике.   Жаба на метле...   Ребята, что использовали звери для передвижения ?     Обобщите эти слова и назовите их одним словом.     Для чего им нужен был транспорт? Слайд2  Кто догадался, какая тема нашего урока?  Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы будем сегодня говорить.      - Сегодня мы узнаем об истории возникновения транспорта, о его видах.     |    Групповая работа                                  Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай.  Дети:- это транспорт.  Узнать о транспорте как можно больше;  Учиться делать выводы; внимательно слушать учителя.                                       |    Познавательные УУД: способность и умение обучающихся производить простые логические действия.                                                  Способность и умение анализировать, обобщать, прогнозировать           |  
  |       Знакомство с новой темой       |    слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещение». Вначале транспортом называли грузовые морские суда (рисунок).        Они доставляли из страны в страну разные товары: ткани, специи, чаи, кофе, золото.    Первые транспортные средства в России появились в 12 веке: телега и сани. Слайд 4    Телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.  В чем сходство и в чем различие?          В каких сказках вы видели сани? Слайд 5  Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты. Слайд 6   Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.  В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях. Слайд 7, 8, 9  А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы.  Первый, кто догадается, как называется та или иная группа транспорта, будет выходить к доске вешать табличку. Готовы?    Люди ездили по свету,  Усадив себя в карету.  Но пришел двадцатый век –  Сел в машину человек.  Тут пошло такое дело!  В городах затарахтело.  Шум моторов, шорох шин –  Мчатся тысячи машин.       Трамвай, автобус, автомобиль, поезд   -Где передвигается этот вид транспорта? Каким образом они передвигаются?  -Значит как мы назовем первую группу?   Слайд 10, 11          Молодцы! Продолжаем дальше! Переходим ко 2 группе  Слайд 12  Корабли такими были,  Как игрушечные плыли.  Плыли месяц, плыли год...  Появился пароход!  А сегодня в океаны  Выплывают великаны.  Удивляет белый свет  Быстрота морских ракет.           -Где передвигаются Пароходы, теплоходы,?  - Это ВОДНЫЙ вид транспорта, потому что он передвигается по воде. Слайд13              - Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар. Слайд 14  Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Слайд 15. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Слайд 16. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции. Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.        Лишь одним ветрам послушным,  Поднимался шар воздушный.  Человек умел мечтать,  Человек хотел летать!  Миновал за годом год –  Появился самолет!  -Где передвигаются .- Вертолет, самолет, аэроплан?              Это какой транспорт? Слайд17          Следующий вид транспорта вы назовете, если отгадаете загадку :    Под землею с давних пор  Понарыто много нор,  И по ним туда-сюда  Быстро ездят поезда.  Метро находится под землей, значит это …. Слайд 18  Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке.          В нашей стране первым городом, в котором появилось метро, был г. Москва. Управляет таким подземным поездом машинист из головного вагона. Метро служит для перевозки большого количества пассажиров в крупных городах, где на улицах очень много автомобилей.      Вывод: А теперь сформулируйте вывод (на доске вывешивается схема – опора) Слайд 19                      На что мы опирались, когда их делили на группы?      Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?      Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?  Если транспорт перевозит только грузы? Слайд 20  Назовите пассажирский и грузовой вид транспорта.                                Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. О нем мы поговорим после физкультминутки.                 |                                            Они сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья.        «Морозко», «Снегурочка», По щучьему велению», …                                                                                          Ответы детей: На земле.      НАЗЕМНЫЙ.  Один из учеников прикрепляет табличку на доску                                              Ответы детей: по воде. Один из учеников прикрепляет табличку на доску                                                                Ответы детей: по воздуху      Дети- воздушный.    Ученик вывешивает табличку                      Ответы детей : метро  Дети: ПОДЗЕМНЫЙ.    Ученик вывешивает табличку                              Транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным      Мы опирались на способ их передвижения.                                  Ответы детей:  людей и грузы.                          Пассажирский.      Грузовой.      К пассажирскому транспорту относятся автобус, поезд, самолет, трамвай.  К грузовому транспорту относятся различные грузовики       |    Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт); выявление особенностей (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).      Построение логической цепи рассуждений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Синтез, анализ и построение речевого высказывания ( Познавательные УУД)   |  
  |   Работа по теме урока (продолжение)       |    Как вы думаете, какие машины относятся к специальному транспорту?     Хотите узнать?   Нам помогут наши гости.       Слайд 22  *Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают дорогу нам.    Слайд 23  *От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.    Слайд 24  *Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены.                        Может быть кто-то слышал о номере, который объединяет все три вида экстренных служб? Слайд 25  Существует единый номер службы спасения – 112.  Попробуем сделать вывод о видах транспорта.      - Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины? Слайд 26                          Предлагаю поработать в группах.  - У вас на столе лежат конверты.  Первый ряд должен найти НАЗЕМНЫЙ вид транспорта, второй ряд – ВОДНЫЙ, третий- ВОЗДУШНЫЙ      -Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы?              А какой еще бывает транспорт? Слайд 27      Как вы думаете, что относится к личному транспорту?  А к общественному?      Общественный транспорт: Слайд 28  К общественному транспорту относят автобус, троллейбус, трамвай, поезд. На нём каждый может поехать туда, куда ему нужно.         Автобусы, троллейбусы, трамваи используются в городах, где живёт много людей, чтобы добраться из одной части города в другую.   На поездах же можно ездить из одного города в другой. Если эти города находятся недалеко друг от друга, то можно воспользоваться поездом, который называется электричка. Если нужно ехать очень далеко, то люди пользуются поездами дальнего следования.        С чем мы познакомились сегодня? Давайте соберем пазлы и угадаем к кокому виду транспорта можно отнести                          - А сейчас мы поработаем в парах по 2 человек. Я раздам задание в конвертах, вы выполняете его, а потом мы проверим.    Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)   Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,…( грузовой)   К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному, общественному.)   Перечислите три вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина.)   Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный, воздушный. ( Не воздушный, а грузовой.)   Приведите примеры транспортных средств разных видов. ( Воздушный –самолет, водный – лодка…)        Игра «Что у кого?»      – У человека глаза, а у автомобиля? (фары)  – У человека сердце, … (мотор)  – У человека ноги, … (колёса)  – У человека кровь, … (бензин)  – Человек вытирает руками, … (дворниками)  – Человек может заболеть, … (ломается)       |    Ответы детей.          Подготовка сообщений обучающимися      Трое учеников заранее готовят сообщения о пожарной, полицейской машинах и машине скорой помощи. Под звук сирены надевают каждый свою форму и выступают.      Машина службы спасения 01.  Машина полиции 02.  Машина скорой помощи 03.                      Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают. (Учитель помогает фиксировать схемы на доске)      Личный и общественный                                                                                          Дети работают в группах по 6 человек. Каждой группе дается задание. Затем дают ответы на задания)       |    УУД: прогнозировать, обсуждать проблемные вопросы, формирование умения работать в малых группах, владение монологической и диалогической формами речи.          Познавательные УУД: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).      Коммуникативные УУД: владение диалогической и монологической речью, инициативное сотрудничество, управление бесконфликтным взаимодействием.                                                                                                                                                              Коммуникативные УУД: владение диалогической и монологической речью, инициативное сотрудничество, управление бесконфликтным взаимодействием.   |