Определение темы урока | Послушайте стихотворение (отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»): Слайд1 Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперёд. А за ним комарики на воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле... Ребята, что использовали звери для передвижения ? Обобщите эти слова и назовите их одним словом. Для чего им нужен был транспорт? Слайд2 Кто догадался, какая тема нашего урока? Именно о транспорте и его значении в жизни человека мы будем сегодня говорить. - Сегодня мы узнаем об истории возникновения транспорта, о его видах. | Групповая работа Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай. Дети:- это транспорт. Узнать о транспорте как можно больше; Учиться делать выводы; внимательно слушать учителя. | Познавательные УУД: способность и умение обучающихся производить простые логические действия. Способность и умение анализировать, обобщать, прогнозировать |
Знакомство с новой темой | слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещение». Вначале транспортом называли грузовые морские суда (рисунок). Они доставляли из страны в страну разные товары: ткани, специи, чаи, кофе, золото. Первые транспортные средства в России появились в 12 веке: телега и сани. Слайд 4 Телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой. В чем сходство и в чем различие? В каких сказках вы видели сани? Слайд 5 Затем в конце 17-начале 18 века появились кареты. Слайд 6 Карета - это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых. В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях. Слайд 7, 8, 9 А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы. Первый, кто догадается, как называется та или иная группа транспорта, будет выходить к доске вешать табличку. Готовы? Люди ездили по свету, Усадив себя в карету. Но пришел двадцатый век – Сел в машину человек. Тут пошло такое дело! В городах затарахтело. Шум моторов, шорох шин – Мчатся тысячи машин. Трамвай, автобус, автомобиль, поезд -Где передвигается этот вид транспорта? Каким образом они передвигаются? -Значит как мы назовем первую группу? Слайд 10, 11 Молодцы! Продолжаем дальше! Переходим ко 2 группе Слайд 12 Корабли такими были, Как игрушечные плыли. Плыли месяц, плыли год... Появился пароход! А сегодня в океаны Выплывают великаны. Удивляет белый свет Быстрота морских ракет. -Где передвигаются Пароходы, теплоходы,? - Это ВОДНЫЙ вид транспорта, потому что он передвигается по воде. Слайд13 - Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар. Слайд 14 Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Слайд 15. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Слайд 16. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции. Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре. Лишь одним ветрам послушным, Поднимался шар воздушный. Человек умел мечтать, Человек хотел летать! Миновал за годом год – Появился самолет! -Где передвигаются .- Вертолет, самолет, аэроплан? Это какой транспорт? Слайд17 Следующий вид транспорта вы назовете, если отгадаете загадку : Под землею с давних пор Понарыто много нор, И по ним туда-сюда Быстро ездят поезда. Метро находится под землей, значит это …. Слайд 18 Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке. В нашей стране первым городом, в котором появилось метро, был г. Москва. Управляет таким подземным поездом машинист из головного вагона. Метро служит для перевозки большого количества пассажиров в крупных городах, где на улицах очень много автомобилей. Вывод: А теперь сформулируйте вывод (на доске вывешивается схема – опора) Слайд 19 На что мы опирались, когда их делили на группы? Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят? Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей? Если транспорт перевозит только грузы? Слайд 20 Назовите пассажирский и грузовой вид транспорта. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. О нем мы поговорим после физкультминутки. | Они сделаны из дерева, у телеги –колеса, у саней- полозья. «Морозко», «Снегурочка», По щучьему велению», … Ответы детей: На земле. НАЗЕМНЫЙ. Один из учеников прикрепляет табличку на доску Ответы детей: по воде. Один из учеников прикрепляет табличку на доску Ответы детей: по воздуху Дети- воздушный. Ученик вывешивает табличку Ответы детей : метро Дети: ПОДЗЕМНЫЙ. Ученик вывешивает табличку Транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным Мы опирались на способ их передвижения. Ответы детей: людей и грузы. Пассажирский. Грузовой. К пассажирскому транспорту относятся автобус, поезд, самолет, трамвай. К грузовому транспорту относятся различные грузовики | Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт); выявление особенностей (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). Построение логической цепи рассуждений. Синтез, анализ и построение речевого высказывания ( Познавательные УУД) |
Работа по теме урока (продолжение) | Как вы думаете, какие машины относятся к специальному транспорту? Хотите узнать? Нам помогут наши гости. Слайд 22 *Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают дорогу нам. Слайд 23 *От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины. Слайд 24 *Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены. Может быть кто-то слышал о номере, который объединяет все три вида экстренных служб? Слайд 25 Существует единый номер службы спасения – 112. Попробуем сделать вывод о видах транспорта. - Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины? Слайд 26 Предлагаю поработать в группах. - У вас на столе лежат конверты. Первый ряд должен найти НАЗЕМНЫЙ вид транспорта, второй ряд – ВОДНЫЙ, третий- ВОЗДУШНЫЙ -Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы? А какой еще бывает транспорт? Слайд 27 Как вы думаете, что относится к личному транспорту? А к общественному? Общественный транспорт: Слайд 28 К общественному транспорту относят автобус, троллейбус, трамвай, поезд. На нём каждый может поехать туда, куда ему нужно. Автобусы, троллейбусы, трамваи используются в городах, где живёт много людей, чтобы добраться из одной части города в другую. На поездах же можно ездить из одного города в другой. Если эти города находятся недалеко друг от друга, то можно воспользоваться поездом, который называется электричка. Если нужно ехать очень далеко, то люди пользуются поездами дальнего следования. С чем мы познакомились сегодня? Давайте соберем пазлы и угадаем к кокому виду транспорта можно отнести - А сейчас мы поработаем в парах по 2 человек. Я раздам задание в конвертах, вы выполняете его, а потом мы проверим. Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.) Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,…( грузовой) К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному, общественному.) Перечислите три вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина.) Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный, воздушный. ( Не воздушный, а грузовой.) Приведите примеры транспортных средств разных видов. ( Воздушный –самолет, водный – лодка…) Игра «Что у кого?» – У человека глаза, а у автомобиля? (фары) – У человека сердце, … (мотор) – У человека ноги, … (колёса) – У человека кровь, … (бензин) – Человек вытирает руками, … (дворниками) – Человек может заболеть, … (ломается) | Ответы детей. Подготовка сообщений обучающимися Трое учеников заранее готовят сообщения о пожарной, полицейской машинах и машине скорой помощи. Под звук сирены надевают каждый свою форму и выступают. Машина службы спасения 01. Машина полиции 02. Машина скорой помощи 03. Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают. (Учитель помогает фиксировать схемы на доске) Личный и общественный Дети работают в группах по 6 человек. Каждой группе дается задание. Затем дают ответы на задания) | УУД: прогнозировать, обсуждать проблемные вопросы, формирование умения работать в малых группах, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду). Коммуникативные УУД: владение диалогической и монологической речью, инициативное сотрудничество, управление бесконфликтным взаимодействием. Коммуникативные УУД: владение диалогической и монологической речью, инициативное сотрудничество, управление бесконфликтным взаимодействием. |