Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений: водоросли, лишайники, мхи, папоротники"»
План – конспект урока по окружающему миру,
по системе Л. В. Занкова
Класс: 2
Тема: «Растения. Группы растений: водоросли, лишайники, мхи, папоротники».
Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.
Планируемые УУД:
Предметные УУД: уметь различать растения по их признакам, работать с учебником.
Метапредметные:сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира.
Личностные УУД:способствовать развитию интереса к окружающему миру и бережного отношения к нему, и любви к природе.
Регулятивные УУД: контролировать процесс и результат своей деятельности,
Познавательные:ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию.
Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков в ходе логического мышления, воображения. Умение вступать с диалог с учителем, уметь высказываться, выслушивать мнение одноклассников,
Оборудование: учебник Н. Я. Дмитриева «Окружающий мир» 2 класс, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей!
Любя природу страстью нежной,
Жизнь проживая безмятежно,
В познанье отворяя дверь,
Ты в биологию поверь.
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах водорослях мхах,
Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,
И о растениях, грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог
И утолите жажду знаний
И так начнем скорей урок!
II. Актуализация знаний.
Учитель: - Над какой темой мы работали на прошлом уроке? Какой новый раздел начали изучать? (живая природа)
- На какие царства делят учёные живую природу? (растения, животные, грибы, бактерии)
Учитель: посмотрите на экран (слайд 2) Что вы думаете?
Дети: Здесь бабочка, ландыш, колокольчик, жук, белка, ромашка.
- Что это все такое? (Это природа)
-Какая это природа? (живая)
- Что значит живая природа? (дышит, растет, питается, размножается, погибает)
- Предложите задание.
Дети: разделить на группы по царствам (царство растений и царство животных).
- Докажите, что растения – это живая природа.
Дети:
1)Они растут, дышат.
2) Питаются от земли, берут питательные вещества.
3) Они пьют воду. Размножаются. Засыхают, погибают.
Тема: Учитель: как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (растения, группы растений).
- Какой будет цель нашего урока, ваши предположения? (познакомится с группами растений, их строением, разными условиями обитания и т. д. – их особенностями)
-Что такое растения? (Живые организмы, которые питаются и растут).
-По каким признакам мы узнаем что это растение?(корень, стебель, листья, цветок.)(Слайд 3)
- Правильно мы сегодня познакомимся с разными группами растений. У природы очень много тайн, которые она с удовольствием приоткроет вам. Чтобы заглянуть в ее тайн вам надо быть внимательными, уметь слушать, сравнивать, делать выводы.
III. Введение в урок.
Велик растительный мир земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложным строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни живут на суше, другие обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, питаться насекомыми, помогают человеку своими лечебными свойствами.
IV. Изучение нового материала.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам.
- Сегодня мы с вами совершим путешествия по царству растений.
На экран выводится рисунок водоросли (название закрыто). (слайд 4,5,6)
- Что изображено? (дети высказывают свои предположения).
Ученик: возможно, здесь изображены растения.
Учитель: Объясни свою точку зрения.
Дети на рисунках не могут найти признаков растений. Их нет.
Дети: признаков растений нет, значит это не растения.
На экране появляется название «водоросли»
- Как вы думаете, что такое водоросли? (Растения – живущие в воде)
- Ребята (откройте учебник) сейчас мы прочитаем про водоросли в учебнике на стр.47-48, будьте все внимательны, потом все вместе мы обсудим.
- Сделаем выводы по прочитанному.
- Что такое водоросли? (растения, которые живут в воде).
- Что вы узнали о водорослях? (У них нет органов и нет цветов).
- Что вы еще узнали о водорослях из текста?
На экране появляется название «Мох» (Слайд 7,8,9)
- Ребята откройте свои учебники на странице 49, прочитаем о мхах.
- Что вы узнали о мхах? (У мхов есть стебель, листья, нет корней и цветов).
- Где мы можем встретить мох? (Мох встречается, где сыро. У реки, у пруда, на болотах. Им легко добывать воду из земли, поэтому у них нет корней).
Молодцы, ребята. Очень хорошо!
V. Физкультминутка.
- Ребята, вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнем.
Мы немного отдохнем
Встанем глубоко вздохнем
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали.
VI. Продолжение изучения нового материала.
На экране появляется слайд «Лишайники» (Слайд 10,11,12)
Дети рассматривают и обсуждают.
- Ребята сейчас мы прочитаем текст на странице 49, также затем все вместе обсудим.
- Что вы узнали о лишайниках?
- Где растут лишайники?
- Для чего они служат человеку и животным?
Очень хорошо!
На экране появляется название «Папоротники»(слайд 13)
- знакомо вам это растение?
Появляются рисунки папоротников. (слайд 14,15,16,17)
Рассказ учителя.
Папоротники, растения которые приспособились жить на суше. У них есть корни, всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.
- Ребята что вы узнали из моего рассказа про папоротники? (Ответы детей).
VII. Рефлексия.
- Сейчас мы посмотрим как вы усвоили нашу сегодняшнюю тему, ребята, у вас на партах лежат листочки напишите с обратной стороны свою фамилию, заполните эту таблицу. В каждой строке вам нужно расставить «-» или «+». После каждый из вас проверит на сколько прочно он усвоил сегодня новый материал(результат на экране слайд 18), и сделает выводы над чем еще надо поработать.
корень
листья
стебель
Цветы
Водоросли
Мхи
Папоротники
Лишайники
VIII. Итог урока.
Вспомните начало урока. Я вам говорила, что у природы много тайн. Какую из них мы сегодня с вами узнали? Чем бы вы поделились со своими родителями? О чем бы вы хотели узнать еще? Где можно найти интересующие вас сведенья?
IX. Домашнее задание.
Учебник, страница 47 – 52 читать, ответы на вопросы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
г. Братск
Открытый урок по окружающему миру
Тема: «Растения. Группы растений: водоросли, лишайники, мхи, папоротники»