III. Актуализация знаний. 1.Игра «Буквы заблудились». На доске два домика: синий и красный, рядом буквы а, о, у, ы, с, и, н К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика – синий и красный. - Жили – были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали в домики.( дети ставят букву в нужный домик) - Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик? Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему? Какие буквы живут в синем домике? Почему? 2.Прочитать слова и предложения, которые уже научились читать. (коллективное и индивидуальное чтение) На доске. НА НО НУ НЫ НИ СА СО СУ СЫ СИ ОС АС АН ИНС ОНС Нина у осины. Сани у Сони. 3. Открытие нового знания. Формулирование темы урока, постановка цели. Работа над новыми звуками. Знакомство со звуками [к], [к'] – К нам в гости сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто это? Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке… (Колобок) – Произнесём слово хором. Сколько слогов в слове? Почему? Назовите первый звук. Какой он: гласный или согласный? Докажите. Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий? – Сделаем вывод: звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Произнесите звук мягко. – Итак, над какими звуками будем работать, сформулируйте тему нашего урока. – Чему будем учиться? (Называть слова с новыми звуками; узнаем букву, которая обозначает эти звуки; читать слоги, слова, предложения с новой буквой.) Физминутка(Дети встают ,изображают животных и их голоса) – Не сидится на месте Колобку. Покатился он во двор. А во дворе услышал много разных голосов. Узнаем, кого встретил Колобок и изобразим их. – Тут курица закудахтала (кудах-тах-тах!) – Услышал Колобок, как кричит петух. (ку-ка-ре-ку!) – Закрякала уточка (кря-кря!) Продолжение работы над новыми звуками – Какой звук звучал в начале ваших ответов? Он твёрдый или мягкий? Произнесите этот звук мягко. – Покатился Колобок дальше, прибежал на луг. Отгадайте, кто ему там встретился. • Не зверь, не птица, нос, как спица, Летит – кричит, сядет – молчит. (комар) • Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова) • С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова (коза) • На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик) – Кто встретился Колобку? Как сказать одним словом? (животные) Комар и кузнечик – это кто? (насекомые) Коза и корова – это какие животные? (домашние) – С какого звука начинаются все названия животных? – Проголодался колобок и покатился на огород. – Отгадайте загадки. • Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) • Растут на грядке зелёные ветки, а на ней красные детки. (помидоры) • Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста) • Хотя я сахарной зовусь. Но от дождя я не размокла. Кругла, крепка, сладка на вкус. Узнали вы, кто я? Я… (свёкла) – Назовите овощи, в названии которых есть звуки [к], [к'] (капуста, картофель, кабачок, морковь, лук, свёкла, кукуруза, редиска, чеснок) – А теперь нарисуйте на листочках путь, который проделал Колобок. От дома он побежал к лугу. Там побегал – и на огород. Кто догадался, на что похож путь колобка? (на букву К) Эта буква называется КА. – На что похожа буква К? – Найдите новую букву. – Поучимся читать слоги, слова с новой буквой, составлять схемы. – Откройте учебник на странице 48. – Посмотрите на картинку. – Как называется эта сказка? Кто автор? – Знаешь ли ты, чем косят траву? – Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. – А что ещё может обозначать слово «коса»? – Какие многозначные слова вы уже встречали? – Посмотрите на страницу 49. Какой цветок нарисован? (мак). Произнесите последний звук. Дайте ему характеристику. – Что изображено на 2 картинке? (маки) – Назовите последний слог. Какой согласный звук вы слышите? (мягкий) Вывод: Звуки [к], [к'] согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми и мягкими – Какой буквой обозначаются эти звуки? Покажите их в учебнике. Почему их две? Для чего нужна заглавная буква? Вывод: имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Понаблюдайте, какое место в алфавите занимает буква КА. – А сейчас почитаем слова и текст. Прочитайте сначала жужжащим чтением. – Подготовимся к чтению по ролям. – Прочитайте предложения на с.48. – Назовите слова, смысл которых вам не понятен. – Как понимаете эти пословицы? Обсудите в парах. – Вспомните, герой какой сказки помогал нам сегодня на уроке? (Колобок) – А как называется эта сказка? – Назовите животных, которых встречал Колобок в сказке. Вспомним, какую песенку пел Колобок. – В названии какого животного встретился звук [к]? – Чем закончилась сказка? – А на нашем уроке Колобку удалось убежать от лисы, так как вы работали дружно и всем помогали. Итог урока. Рефлексия – Какой буквой обозначаются звуки [к], [к']? – Кто слышит в своём имени новые звуки [к], [к'], похлопайте в ладоши. (Кирилл, Ксения, Виктория,..) – Эти аплодисменты всем вам за урок. |