Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обновленной программе»
Урок познания мира. Тема: Воздух. Свойства воздуха. Цель: познакомить учащихся с воздухом и его свойствами. Задачи: • образовательная - выделить и сформулировать основные свойства воздуха; • воспитательная - воспитывать бережное отношение к окружающей среде; • развивающая - развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.
Ход урока: 1. Мотивационно-целевой этап. 1) Организационный момент. 2) Психологический настрой. 3) Объявление целей и задач урока. 2. Содержательно-познавательный этап. 1) Введение в тему урока. Отгадайте загадку и вы узнаете о чем будем говорить на уроке. (Слайд №1).
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северно-Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. (Слайд №2).
И вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый и не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. (Слайд №3). Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух). Тема нашего урока: Воздух. Свойства воздуха. (Слайд №4).
2) Запись темы и числа в тетрадь. 3) Актуализация знаний. Свободные высказывания детей. - Для чего человеку нужен воздух? - Какой он, воздух? - Может ли человек прожить без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха - несколько минут. - А как мы можем почувствовать воздух (поднять руки вверх и быстро опустить, помахать на себя). (Слайд №5)
- Какое отношение эти предметы (Слайд №6) имеют к теме «Воздух». Высказывания детей.
4) Физминутка. (Слайд №7). 5) Работа по теме урока. Опыт №1 - Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус? Давайте проверим. (Приглашаю ученика, закрой глаза и не открывай, понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?). Даю понюхать разрезанную луковицу. - А сейчас понюхайте и сделайте вывод. (Вывод: воздух не имеет запаха и вкуса). Опыт №2 Демонстрация пустой пробирки. - Что в этой пробирке? (Ничего нет). - Давайте проверим, действительно ли там пусто? (Топлю пробирку в стакане с водой). - Видите из горлышка побежали пузырьки. А вы говорите – пусто. Что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух). - О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Бесцветен, прозрачен). Опыт №3 Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нем воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? (Вывод: воздух упругий). Демонстрация мяча. Опыт №4 Зажигаю свечу и ставлю на стол. Свечу накрываю стаканом. Свеча тухнет. (Вывод: воздух поддерживает горение). 3. Оценочно-рефлексивный этап. - О каких свойствах воздуха вы узнали? (Слайд №8, 9). На столах воздушные шарики. На них нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражения губ. С каким настроением вы уходите с урока? Оценки. Домашнее задание.
Учитель начальных классов: Лейман Ирина Владимировна
Методические приёмы: беседа, рассказ, работа с печатным словом
(учебником, карточками, иллюстрациями), использование информационных технологий, воспроизведение материала.
Цель: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздух.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.
Развивающие:
1Развивать способность к эстетическому восприятию природы.
2. Умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют воздух.
Оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности; для опытов: соломинка, шарики, стакан , духи (для учителя),индивидуальные карточки.
Средства обучения: оборудование для опытов, компьютер, монитор, мультимедиа проектор.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Можно начинать урок, К нам пришел в класс Ветерок. Невидимка-ветерок Посидит у нас урок. Незаметный он на вид. Но на нас всегда глядит.
-Ребята, сегодня у нас на уроке посидит не только ветерок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем( Дети здороваются с гостями)
II. Введение в тему урока.
Ребята, Незнайка хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
( с друзьями )
Он с вами полностью согласен.
звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.
( ответы )
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема сегодняшнего урока.
-Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку.
-Что на глобусе обозначено голубым цветом?
-Как назвать одним словом снег, дождь?
-Время года после осени?
-Что летом бывает грибным?
-Время суток подходящее для завтрака?
-Деревья бывают лиственные и…?
-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово , которое получилось?
1 Вода
2Осадки
3Зима
4Дождь
5.Утро
6.Хвойные
Какое слово получилось?
( воздух )
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”.
Воздух – это то, чем мы дышим.
Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы, а еще вы узнаете:
Что такое воздух.
Какими свойствами обладает воздух?
Как человек использует воздух?
Нужно ли воздух охранять?
IV. Изучение нового материала.
Посмотрите, что у меня в руках? ( Глобус) Какого цвета больше на глобусе? ( Голубого) Что обозначено голубым цветом? ( Вода)
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.
4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.
И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Как вы думаете, о каком океане идет речь? Не догадались? Есть еще одна подсказка.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда, Он без запаха и цвета , Угадайте, что же это.
(воздух)
Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?
Речь шла о воздушном океане.
Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.
Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.
Как вы думаете, из чего состоит воздух?
Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?
Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.
V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
1. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Опыт 1 (учащиеся)
Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
Что появилось?
Появятся пузырьки воздуха.
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Какое было желание?
( Открыть нос). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Опыт 2
А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
(Ничего).
–Сейчас исследуем воздух на запах.
Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Учитель использует духи) – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса . Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, запах еды).
3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
Какое свойства воздуха мы откроем?
( воздух не имеет вкуса )
4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму?
( нет )
Опыт 3 «Надуй меня!»
– Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)
- Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно.
– Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?
(Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг.)
А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:
Цвет воздуха
бесцветный
голубой
душистый
без запаха
круглый
нет формы
газ
жидкий
Запах воздуха
Форма воздуха
Состояние воздуха
- ОБОБЩИМ НАШИ ЗНАНИЯ О ВОЗДУХЕ. (ПО ТАБЛИЦЕ)
Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Воздух поможет вам отдохнуть.
Упр. « Цветочная поляна». А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )
VI. Охрана воздуха.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
( ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
( ответы )
Задание:
Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.
Расскажите, от чего загрязняется воздух?
( ответы )
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?
( ответы )
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
VII. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух.
Давайте спросим у Незнайки, что он запомнил о воздухе?
Я буду задавать Незнайке вопросы, он будет отвечать, а вы, ребята, будите проверять правильность его ответов.
Незнайка, какие свойства воздуха ты запомнил?
( воздух голубой, душистый и жидкий).
Какой газ в воздухе самый важный?
( углекислый газ ).
Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?
( нет – машинам, да – велосипеду ).
Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!
Домашнее задание нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».
VIII. Рефлексия.
-У каждого из вас есть шарик. Если вам было интересно на уроке, то шарик зеленого цвета, если вам не удалось поработать в полную силу, то возьмите шарик желтого цвета. Если на уроке вам было грустно, то возьмите синего цвета. И теперь давайте прикрепим наши шарики к облачку которое к нам пригнал ветерок.
Спасибо за урок! До новых встреч!
Познание мира
Тема: «Воздух. Состав воздуха.»
Цели:
Закрепить знания учащихся по теме «Воздух и его состав». Вспомнить физические свойства воздуха. Познакомить с понятием «атмосфера». Определить значение воздуха для человека, растений и животных.
Развивать познавательные способности, мышление, речь, умение работать в команде, умение слушать.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Воспитывать интерес к предмету.
А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты, чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
Деление на группы.
4 группы – Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера.
3.Сообщение темы и целей урока.
Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Сегодня на уроке мы начинаем изучение раздела «Воздух и погода». Прочтите тему нашего сегодняшнего урока. «Воздух. Состав воздуха».
Актуализация опорных ЗУН.
1 Задание.
Кое - что о воздухе вы уже знаете. Обсудите в группах. Какими свойствами обладает воздух? (на листах А4).
(Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)
Работа по теме урока.
Состав воздуха. Изучение материала в учебнике на стр. 61-62. Разделить круг на процентное соотношение состава воздуха.
Работа по таблице. Свойства воздуха. Дети чертят таблицу в тетрадь.
№
Свойства воздуха
1
2
3
4
5
Задание 2.
1 группа – Опыт.
Помашите рукой у лица, что ощущаете?
А теперь подуйте на руку, что чувствуете? (Сделайте вывод)
Вывод: эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки.
Воздух можно по-разному ощущать, хотя его мы и не видим.
Вывод: Он невидимый, значит он прозрачный.
2 группа-Опыт.
Возьмём пустой стакан и проверим, что там действительно ничего нет. Поднести пустой стакан отверстием вниз к воде и потихоньку опускай его в воду. Ты почувствуешь легкое сопротивление. Вода не входит в стакан: что ей мешает? (Воздух).
- Наклоните стакан в бок ,и воздух вышел из стакана и освободил место для воды. Вывод: воздух есть везде.
3 группа- Опыт.
Зажигаем свечу. Она горит. Накрываем ее стаканом. Наблюдаем. Почему свеча погасла? Вывод: воздух помогает огню гореть.
4 группа – Опыт.
Запах у воздуха есть? Внюхайтесь, что вы чувствуете? А вкус имеет воздух? Попробуем его лизнуть. Разбрызгайте дезодорант. Что вы чувствуете?
Вывод: не имеет запаха и вкуса. Но передает чужие запахи.
Вот мы с вами и заполнили таблицу.
№
Свойства воздуха
1
Невидимый, прозрачный
2
Воздух везде, в любом предмете
3
Упругий, принимает форму резиновых предметов
4
Поддерживает горение.
5
Не имеет запаха и вкуса. Но передает чужие запахи
ФИЗМИНУТКА. серебрянка
3. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера. Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана.
Зачем же нужна атмосфера?
Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
4.Работа с дополнительным материалом.
Задание 3.
1.Воздушная оболочка, атмосфера, состоит из нескольких слоев. У поверхности земли имеются водяные пары. Из них образуются облака. Из этого слоя выпадают осадки. Во втором слое содержание газов уменьшается. Из – за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются. В следующих слоях содержание газов, совсем незначительно. За ними начинается безвоздушное пространство.
2.Воздушный слой – защитник Земли. Он предохраняет ее от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120 градусов, а ночью остывает до -160 градусов. В таком температурном интервале не может существовать ни одно земное существо.
3. Воздушный слой не пропускает различные вредные лучи на Землю. Он предохраняет Землю от метеоритов, большинство которых сгорает в воздухе, не долетев до ее поверхности. Это явление называется звездопадом. Вы, наверное, наблюдали, как падают звезды. Это обломки небесных тел, сгорающих в воздушном слое. Но иногда метеориты все – таки долетают до Земли.
4.Голубизна неба или его облачность зависят от воздушного слоя. Чем толще воздушная оболочка, тем голубея небо. Голубое небо радует и вдохновляет человека, способствует созданию замечательных произведений поэтами и музыкантами. Однако, если небо всегда будет голубым и безоблачным, веселое настроение продлится недолго. Вода с поверхности Земли полностью испарится. Человек без еды может прожить – месяц, без воды – неделю, без воздуха – несколько секунд. (обмен информацией в группах).
Обсуждение и запись информации.
Итог урока:
– На какие вопросы мы искали ответы?
- На все ли ответили?
– Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
Если вам сегодня все было понятно и доступно приклейте стикеры со своим именем на слой тропосферы. Не все понятно – на стратосферу. Совсем не интересно и не понятно – на слой мезосферы.
Домашнее задание. с.70-71 пересказ.
Оценивание. Посчитайте сколько фишек у каждой группы. Посмотрим, какая группа сегодня работала активно и правильно.