- доказать личную гипотезу и сделать вывод самостоятельно;
- находить ответы на вопросы с помощью видеоматериала.
Критерия оценивания
- Называет космическое тело.
- Описывает космическое тело.
Языковые цели:
Учащиеся будут развивать речевые навыки; называть космические тела и знать их особенности.
Предметная лексика и терминология: астрономия, космос, созвездия, планета, звезда.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Космос – это пространство у которого нет границ, с планетами и звёздами, которое находится за пределами планеты Земля.
Астрономия – древняя наука о небесных телах, их строении и движении.
Космические тела – это планеты, звёзды, спутники, спутники, астероиды.
Созвездие – это группа звёзд, из которых формируется на звёздном небе узор или фигура.
Привитие ценностей
Общенациональная идея «Мәңгілік Ел» (уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость). Воспитание интереса к профессии «космонавт», формирование знаний о науке «астрономия», о космосе и космических телах.
Межпредметные связи
Литературное чтение – связь вопроизводится через чтение большого текста и разъяснения
Навыки использованияИКТ
На данном уроке ИКТ не используется
Предварительные знания
Учащиеся используют личный опыт для ответа на вопрос при наблюдении.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Деятенльность детей
Ресурсы
Начало урока
3 мин
Стартер
Деление на группы. Метод «Мозайка».Детям выдаются части изображения планет, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения. Название каждой группы будет под этими планетами.
Наводящие вопросы, чтобы выйти на тему и цели урока:
-Дети, а вот ответьте на вопрос «что такое планета?»
- А чем еще ассоциируется слово планета?
-Молодцы! Как Вы думаете, какая у нас сегодня тема?
- А какие цели перед нами стоят?
Цели урока:
- узнать, что такое космические тела;
- научиться характеризовать отдельные космические тела (созвездия, планета, звезда).
- узнать, что такое космос, планеты, звезды, солнечная система;
- уточнить, как люди узнали о космосе, что изучает наука астрономия.
Делятся на группы (Венера, Земля, Юпитер, Уран, Нептун)
-Планета – это небесное тело, которое вращается по орбите вокруг звезды или ее остатков.
-Космос
-Тема «Космос»
Картинки с планетами, разделенные на разные части.
Середина урока
4 - 35 минут
(Г) Исследуй и создай «Постер»
Цель:Научиться самостоятельно изучать темы, создавать постер и обьяснять темы по постеру.
Задание. Каждой группе даны приложения с разным текстом. Дети самостоятельно извучив темы, создают постер и обьясняют его.
Приложение №1
ФО. Аплодисменты
-Молодцы ребята! Ну а теперь чтобы все это закрепить мы выполним следущее задание.
(П) Отгадай и проверь
Цель:развить мышление и память, закрепить новый материал
Задание.Давайте узнаем, как называются люди, которые изучают космос, для этого вам будет нужно разгадать кроссворд в парах.
1.Небесное тело, которое само светится.
2.Шестая по удаленности от Солнца планета?
3.Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4.Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
5.Звезда, вокруг которой вращается Земля.
6.Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
7.Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.
Космонавт – это человек, проводящий эксплутацию косметической техники в космическом полете. Космонавтв космосе не сидит на месте, а двигаются – делают зарядку и физические упражнения.
Не зевай по сторонам, (Повороты в стороны.) Ты сегодня – космонавт. Начинаем тренировку, (Наклоны вперед.) Чтобы сильным стать и ловким. Ждет нас быстрая ракета (Приседают.) Для полета на планету. Отправляемся на Марс. (Кружатся.) Звезды в гости ждите нас
(Г)Исследуй.
Цель: изучить созвездия
Задание:Разделите школьников на группы. Желательно, чтобы в каждой были учащиеся с разными способностями. Для работы будут необходимы цветная бумага, картон, листы белой бумаги формата А4, клей, цветные карандаши, книги с мифами о созвездиях. Для того чтобы помочь детям выполнить работу быстро, подготовьте шаблоны звездочек.
Ученики в группе смогут выбрать рисунки нескольких созвездий. Организуйте их работу таким образом, чтобы не было повторов в группах и каждая из них смогла представить
отдельное созвездие.
Зачитайте мифы или отрывки из них о выбранных созвездиях. Это должны быть короткие тексты. В целях дифференциации предложите учащимся, которые хорошо читают, выполнить это самостоятельно.
Попросите учащихся записать с помощью опорных слов найденную информацию. Организуйте распределение обязанностей в группах: часть учащихся сможет рисовать созвездие, другая часть — описывать созвездие несколькими словами или предложениями, остальные — красочно оформить обложку для книги, используя шаблоны. После выполнения задания каждая группа представит свою работу на всеобщее обсуждение.
В ходе исследования спросите:
Почему было выбрано именно это созвездие?
– Чем оно интересно?
– Зачем нужны были созвездия? (Чтобы лучше ориентироваться в звездном небе.)
Представленная работа поможет развить умение
определять и понимать проблему. В ее процессе дети смогут узнать больше о созвездиях, понять, что астрономия изучает небесные тела.
– Какие созвездия вы знаете? Покажите их на звездном небе.
– На что похоже созвездие Большой Медведицы? (Оно по форме напоминает ковш.)
Но если провести воображаемые линии через все звезды, то можно представить себе фигуру медведицы. По созвездию Большой Медведицы можно легко найти Полярную звезду. Если мысленно соединить правые крайние звезды этого «ковша» прямой линией и продолжить ее на пять таких же расстояний вверх, то эта линия закончится уяркой звезды в созвездии Малой Медведицы. Это и есть Полярная звезда. По Полярной звезде ночью можно определить стороны горизонта: если вы станете к Полярной звезде лицом, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад.
-Читают текст;
-Создают постер по теме;
-Выдерживают регламент (1 мин) для обьяснения своей темы
В паре выполняют задание, отгадывают крассворды
Физкультминутка
Проводят исследование, выполняют задание и отвечают на задания.
Учащиеся отвечают на вопросы
Листы с заданным текстом для каждой группы
Крассворды
Цветные карты для самооценивания «Светофор»
Приложение №2
Критерии успеха
Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия — это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними. Учащиеся усвоят, что Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда.
Конец урока
Рефлексия:
«Волшебная лестница успеха»
Приклейте на звёздную карту неба звёзды:
Красная – усвоил новое задание и научился применять его на практике.
Жёлтая - усвоил новое задание, но ему еще нужна помощь.
Зелёная - расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
(Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом).
Домашнее задание:
Творческое Задание “Какой я увидел Солнечную систему”
Дети клеют стикеры на звездное небо оценивания свои знания за урок.
Стикеры: красные, желтые и зеленые звездочки.
Критерии успеха
Учащиеся знают, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, составлять собственную книгу о созвездиях.
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Венера
Земля
Уран
Юпитер
Нептун
Приложение № 1
1 группа
В ясную безоблачную ночь на небе видны многочисленные звезды. Это небесные тела, такие же большие, горячие и светлые как наше солнце. Они только кажутся нам маленькими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. Самые крупные звезды больше Солнца в десятки, а то и сотни раз.
Невооруженным глазом на небе видны около 3000 звезд. После изобрет ения современных телескопов ученные увидели миллионы звезд.
Древние наблюдатели считали звезды неподвижными – прикрепленными к небосводу. исключением были только пять особых "Звезд«, которые двигались среди остальных. Подвижные светила греки называли планетами. В переводе это означает блуждающие звезды. Но планеты – не звезды. Эти небесные тела находятся сравнительно недалеко от нас. Ближе,чем звезды.
Планеты, так же как и Земля, обращаются вокруг Солнца. Они не испускают собственного света, хотя на ночном небе смотрятся как Звезды. Это связано с тем что солнечные лучи отражаются от их поверхности. Планеты различаются по размерам, но все они во много раз меньше Солнца. Вместе с Солнцем они образуют Солнечную систему.
Известны 8 планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Кроме планет в Солнечную систему входят их спутнпики малые планеты (астероиды) кометы и метеорные тела.
У Земли один спутник - Луна.
2 группа
Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. Системы объединяются в галактику. Наша Солнечная системавходит в Галактику Млечный путь. Галактики образуют Вселенную, или космос. Вселенной называется весь окружающий Землю мир.
Солнечная система – часть необьятной Вселенной. Место Земли во Вселенной можно представить в виде схемы:
Земля Солненая система Галактика (Млечный путь)Вселенная
Расстояния между космическими телами невозможно измерить земными величинами, например километрами. Это все равно, что расстояние между городами измеряли бы миллиметрами. Поэтому за еденицу измерения берется световой год – расстояние, которое свет проходит за год. Это самая большая скорость.
От Земли до Луны свет проходит за 1 секунду, до Солнца он идет чуть больше 8 минут. До самой близкой звезды Проксима Центавра – свет проходит за 4 года. До центра нашей Галактики – десятки тысяч световых лет. А дальние галактики находятся от Земли на расстоянии миллиардов световых лет.
Исследуй. Разделите школьников на группы. Желательно, чтобы в каждой были учащиеся с разными способностями. Для работы будут необходимы цветная бумага, картон, листы белой бумаги формата А4, клей, цветные карандаши, книги с мифами о созвездиях. Для того чтобы помочь детям выполнить работу быстро, подготовьте шаблоны звездочек.
Ученики в группе смогут выбрать рисунки нескольких созвездий. Организуйте их работу таким образом, чтобы не было повторов в группах и каждая из них смогла представить отдельное созвездие.
Зачитайте мифы или отрывки из них о выбранных созвездиях. Это должны быть короткие тексты. В целях дифференциации предложите учащимся, которые хорошо читают, выполнить это самостоятельно.
Попросите первоклассников записать с помощью опорных слов найденную информацию. Организуйте распределение обязанностей в группах: часть учащихся сможет рисовать созвездие, другая часть — описывать созвездие несколькими словами или предложениями, остальные — красочно оформить обложку для книги, используя шаблоны. После выполнения задания каждая группа представит свою работу на всеобщее обсуждение.
В ходе исследования спросите:
– Почему было выбрано именно это созвездие?
– Чем оно интересно?
– Зачем нужны были созвездия? (Чтобы лучше ориентироваться в звездном небе.)
Представленная работа поможет развить умение
определять и понимать проблему. В ее процессе дети смогут узнать больше о созвездиях, понять, что астрономия изучает небесные тела.
Знаешь ли ты?
– Как представляли небо в далекие времена? (В далекие времена считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Солнце служит лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представляли твердой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.)
– Какая наука изучает небо? (Астрономия.)–Астрономия – первая и старейшая из всех других наук. «Астрон» – в переводе с греческого звезда, «номос» – закон.
– Как называются ученые, которые изучают небесные тела?
– А сейчас закройте глаза и представьте все то, что я сейчас буду говорить.
…Лунная ночь. Сияет луна. Ее мягкий серебристый свет заливает землю, но не так ярко, как свет солнца. Далекие предметы еле видны в туманной дымке. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна постепенно спускается все ниже и наконец исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся еще ярче. Быстро проходит ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится слабее. Небо светлеет, теперь звезд не видно совсем. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день.
Для более наглядного восприятия можно показать диафильм или фотографии с моментами захода солнца, звездное небо, луну, восход солнца.
– Что вам больше понравилось? Что вы представили?
Приложение №2
БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦЫ.
О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота её была столь необыкновенной ,что она рискнула соперничать с Герой — богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, однажды возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс — он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие - Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать.
ТЕЛЕЦ.
Легенда о Тельце, прекрасном быке, похитившем красавицу Европу, легла в основу лирической поэмы сиракузского поэта III века до н.э. Мосха «Идиллия». Великий олимпиец Зевс Громовержец был большим поклонником прекрасного пола. Стараясь оградить возлюбленных от ревности и гнева своей венценосной жены Геры, он пускался во всевозможные ухищрения. Однажды, пролетая над городом Сидона , он идиллическую картину: молодые девушки гуляли по весеннему лугу, водили хороводы и плели венки из ярких цветов. Прекраснее всех была девушка в одежде из пурпурной тка ни с вытканным по ней золотым узором. Это была Европа — юная дочь сидонского царя. Зевс спустился на землю и появился на лугу в виде чудесного белого быка, шерсть которого отливала золотом, а на лбу красовалось серебряное пятно, по форме напоминавшее месяц. Девушки окружили его, принялись гладить и кормить свежей травой и сластями. А бык, опустившись на траву у ног Европы, начал лизать ее руки и ноги. Смеясь, Европа, поцеловала его в лоб и села на его широкую спину. В тот же миг бык вскочил, бросился в море и быстро поплыл, рассекая лазурные волны. Сначала Европа очень испугалась, но, увидев, что волны расступаются перед ее быком, а рядом с ними плывут прекрасные нереиды, дельфины и другие обитатели моря, успокоилась, прижавшись в мягкой шерсти быка. Вскоре появился на горизонте родной остров Зевса Крит. Там Европа стала женой Зевса и родила ему двух сыновей — Миноса и Радаманта. Со временем она стала царицей Крита, выйдя замуж за критского царя Астериона, престол которого позже унаследовал Минос. А Зевс поместил на небо божественного быка — Тельца — как напоминание Европе о его великой любви к ней. Самая яркая звезда созвездия Тельца, называется Альдебаран. Альдебаран расположен в глазу Тельца, означает «преследователь». Имеется в виду, что Телец преследует Плеяд, дочерей Атласа и Плейтоны.
СКОРПИОН
Самым красивым южным созвездием, которое можно видеть и в наших широтах зимой, является созвездие Ориона. Орион, сын бога морей Посейдона, был отличным охотником. Как-то по поручению богов он очистил остров Хиос от диких зверей. Благодарные жители острова устроили ему триумф - праздник, во время которого его увенчали лавровым венком и преподнесли дорогие дары. Праздник сопровождался исполнением гимнов и танцами девушек. Среди них Орион увидел красавицу Меропу, дочь местного царя. Молодые люди понравились друг другу, и Орион стал просить у царя руки его дочери. Однако у отца на уме были другие планы, и он отказал герою. Тогда с согласия Меропы Орион похитил красавицу. Царь пошел на хитрость. Догнав беглецов, он сделал вид, что дает согласие на брак. Но ночью, опоив героя, он ослепил его. Посейдон, узнав об этом, страшно разгневался, и попросил Гелиоса вернуть сыну зрение. Казалось, вопрос о свадьбе, после всех злоключений будет решен положительно, но в дело вмешалась Гера. Когда-то Орион по незнанию убил любимого сына богини. Зная, что Орион храбрый и ловкий охотник, которому нет равного в поимке зверя, она напустила на него Скорпиона, укус которого был смертельным. Орион погиб, но по просьбе Посейдона, Зевс поместил его на небо и даже сделал так, что — бы он не мог встретиться с ужасным Скорпионом. И действительно эти созвездия никогда не видны вместе.
Самая яркая звезда созвездия Скорпион называется Антарес, и является красным гигантом, превосходящим Солнце по массе в 10-15 раз и в тысячи раз по размерам. Римляне называли Антарес «сердцем Скорпиона», китайцы — сердцем великого Дракона - бога.
Задание.Давайте узнаем, как называются люди, которые изучают космос, для этого вам будет нужно разгадать кроссворд в парах.
1.Небесное тело, которое само светится.
2.Шестая по удаленности от Солнца планета?
3.Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4.Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
5.Звезда, вокруг которой вращается Земля.
6.Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
7.Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.