Средняя школа № 47
Открытый урок по русскому языку и литературе в 5 Ә классе
Тема:
” Струны Великой степи”
Учитель І категории
Абдыгожаева Жанна Жуатхановна
22.01.2018 г.
Этапы урока:
І. Эмоциональный настрой , кюй “Көңіл ашар” .Оргмомент (приветствие).
ІІ. Проверка домашнего задания. Синквейн. Опрос “Золотая домбра”.
ІІІ. Словарная работа на трех языках.
ІҮ. Изучение новой темы. Вывод.
- “Заполнение слепой таблицы”.
- - Работа с текстом.
- Ү. Первичное закрепление знания.
- - Чтение.
- - Говорение.
- - Письмо (индивидуальная (карточки), парная, групповая работа);
- - Творческая работа (синквейн, кластер).
- Ү. Рефлексия.
- ҮІ. Закрепление. Оценивание.
- ҮІІ. Домашнее задание.
Эмоциональный настрой (Психологическое расположение к уроку)
Кюй Курмангазы «Көңіл ашар».
Оргмомент (организация внимания).
Учитель:
Армысыздар баршаңыз!
Hello everyone !
Здравствуйте всем!
Дети:
Привет ,солнышко,
Привет, холодок,
Привет, дружок,
Начинаем урок!
Домашнее задание
Синквейн
1.Слово (что?)
2 Два признака (Какой?).
3 Три действия (Что делает).
4 Одно предложение (с данным словом).
5 Синоним (к данному слову).
ПРИЕМ “Золотая домбра”
Устно вопросы по тексту : “Мастер Али”
- О ком текст?
- Что изобрел мастер Али?
- Какая участь постигла домбру?
- Почему?
Двадцать второе января Классная работа
Струны Великой степи.
Склонение прилагательных во
множественном числе.
Эпиграф урока :
Прекрасны бескрайние казахские степи с золотыми колосьями пшеницы и с тюльпанами необычайной красоты.
Словарь к новой теме:
Инструмент –аспап – tool
Звук-үн- sound
Мелодия-әуен-melody
Струны-ішек-string
Изучение новой темы: Найдите неверное употребление прилагательных:
Родные поле – родное поля
Народные песня – народная песни
Казахские композитор- казахский композиторы
ВЫВОД.
Верный вариант:
Единственное число Множественное число
Казахск ИЙ композитор - казахск ИЕ композитор ы
Народн АЯ песн я – народн ЫЕ песн и
Родн ОЕ пол е – родн ЫЕ пол я
ВЫВОД:
Прилагательные во множественном числе имеют окончания -ые, -ие.
По родам не изменяются.
ПРИЕМ «Заполнение слепой таблицы Устно
Род прилаг.
Вопрос
Окончания прилагательных
Мужской род
Едиственное число
Женский род
Множественное
Средний род
число
ПРИЕМ «Заполнение слепой таблицы»
Род прилаг.
Вопрос
Мужской род
Окончания прилагательных
Женский род
Как ой ?
Едиственное число
Множественное
Как ая ?
-ЫЙ,-ИЙ,-ОЙ
Средний род
число - КАК ИЕ ?
-АЯ,-ЯЯ
Как ое ?
-ОЕ,-ЕЕ
-ЫЕ, -ИЕ
Слушание. Текст “Душа казаха”
Курмангазы Сагырбайулы
Чтение
1 микротекст
2 миктотекст
ПРИЕМ «Продолжи мысль»
1. Этот текст о ...............................
2. Описывается культура ..................................
3. Говорится о бескрайних ..............................
4. В казахских степях растут сочная ..........., золотая ..................., разноцветные ............
5. В звуках домбры живет ..........................
ПРИЕМ «Продолжи мысль»
1. Этот текст о звуках домбры;
2. Описывается культура казахского народа;
3. Говорится о бескрайних степях;
4. В казахских степь растут сочная трава, золотая пшеница, разноцветные цветы;
5. В звуках домбры живет душа казаха;
Работа с текстом
Определите стиль текста
?
?
?
?
Работа с текстом Верный ответ
Стиль текста
Художественно- литературный
Официально-деловой
Пулицис-
тический
Научный
Работа с текстом
Определите тип текста
?
?
?
Работа с текстом
Тип текста
Описание
Повествование
Рассуждение
Физминутка
Имитируем игры на музыкалных инструментах
Играю на домбре
Играю на кобызе
Играю на сырнай
Письмо
Упражнение 350
Прочитать текст. Сказать о чем? Списать первое предложение , подчеркивая прилагательные во множественном числе как член предложения.
Домбра – одно из великих изобретений, которое подарили миру тюркские народы.
.
Письмо
Упражнение 350
Приалагательные во множественном числе: великих (каких?), тюркские (какие?)
Домбра – одно из великих Р.п . изобретений, которое подарили миру тюркские И.п. народы.
Письмо 3мин
Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью.
Карточки.
Зеленый цвет. Упрощенная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания .
Карточки
Желтый цвет. Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания .
Карточки
Синий цвет. ПАРНАЯ РАБОТА (с места) Работа с детьми с повышенной успеваемостью. Карточки.
Из первого предложения текста выписать прилагательные +существительные во множественном числе :
Певучие, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях, о тихих джайляу с большими стадам и.
1) певучие, ритмичные звуки;
2) о бескрайних степях;
3) о тихих джайляу;
4) с большими стадами.
Из третего предложения текста выписать прилагательные + существительные во множественном числе :
В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт.
1) в степных звуках;
2) густых трав;
3) маленьких ручейков
4) конских копыт
Зеленый цвет . Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки 3 мин
Найди переводы , затем запиши в тетради:
1. Жас дарындар Красивые мелодии
2. Әдемі әуендер Народные инструменты
3.Ұлттық аспаптар Юные таланты
Соедини прилагательные с существительными, затем запиши в тетради:
1. Великие инструменты
2. Мелодичные степи
3. ациональные звуки
Подбери прилагательные из текста, употребив в Именительном падеже:
(Какие?) Густые травы
(Какие?) Маленькие ручейки
(Какие?) Теплые чувства
Желтый цвет . Индивидуальная работа. Работа с детьми, требующие усиленного внимания . Карточки
Просклоняйте словосочетание « Великие композиторы» , проверьте «Вашим помощником» стр 128, таблица 5.
И.п. (есть кто?) велик ие композитор ы
Р.п. (нет кого?) велик их композитор ов
Д.п. (дать кому?) велик им композитор ам
В.п. (вижу кого?) велик их композитор ов
Т.п. (горжусь кем? ) велик ими композитор ами
П.п. (думаю о ком?) о велик их композитор ах
Просклоняйте словосочетание “ Бескрайн ие степ и , проверьте «Вашим помощником» стр 128, таблица 5.
И.п. (есть что?) бескрайн ие степ и
Р.п. (нет чего?) бескрайн их степ ей
Д.п. (дать чему?) бескрайн им степ ям
В.п. (вижу что?) бескрайн ие степ и
Т.п. (горжусь чем? )бескрайн ими степ ями
П.п. (думаю о чем?) о бескрайн их степ ях
Творческая работа
КЛАСТЕР
Найдите «Казахские национальные инструменты» и составьте кластер:
Творческая работа
Домбра
КЛАСТЕР
Найдите «Казахские национальные инструменты» и составьте кластер:
Домбыра
Жетыген Сырнай
Токылдак Кобыз
Дауылпаз
Закрепление
Что мы должны чтить и уважать?
Как мы должны передавать хранить свою культуру?
Почему домбра свята для казахов?
Рефлексия
Красный –
желтый –
зеленый
Домашнее задание
Упр. 354 Синквейн «Домбра» (Аружан, Диляра, Ерик).
Упр. 355 Вопросы-ответы.
Текст «Душа казаха» Правило стр. 128
Спасибо за внимание!