5.Изучение нового материала | -У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. Чтобы поговорить о них подробнее проведем мини-исследования. -А что такое исследование? -Исследование - это научный труд. Исследовать – это значит: осмотреть что- то для выяснения информации и составления вывода. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – молодые учёные. - Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе | (варианты детей) Исследовательская работа (Человек) 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
1. Исследование органа зрения. -Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? Вывод. Благодаря глазам, мы видим. - Продолжаем наше исследование. - Что у вас на партах? - Что мы можем сказать о них? - Какой орган чувств нам помог это определить? Вывод: - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. С помощью зрения мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка). 2. Исследование органа слуха. -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? - Какой вывод можно сделать? - Коробочки у нас на столах стоят не просто так, они нам помогут в наших исследованиях. И начинаем мы с вами работать с синей коробочкой. Первая группа открывает коробочки и не показывая предмета пытается дать понять другим что находится внутри… - Что это? Как вы поняли? Какой орган чувств помог вам определить тот или иной предмет? - Действительно. Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. -Уши – это орган чего? - Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. (Учитель переносит рисунок ушей на изображение человечка). - Но ребята, только ли слух помог нам определить эти предметы? - Органы чувств взаимосвязаны. 3. Исследование органа обоняния. - Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Откройте красную коробочку. -Определите, что внутри, не раскрывая колбочки. -Нужен новый опыт. - Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? - В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. - А сделав такие колбочки с чесноком можно надевать дома на шею и носить, тем самым защищая свое здоровье от простуды. -А умение человека различать запахи получило название… Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка). 4. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам понадобятся зеленые коробочки. -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? -Нам необходимо ещё одно исследование – определение вкус. Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус этих предметов? - Язык-это орган чего? Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Рисунок языка перемещается на изображение человечка.) 5. Исследование органа осязания Игра «Узнай, что в коробке» Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой. -Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет? Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет. -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. - Кожа- это орган….. - Сначала вы на ощупь пытались догадаться что это за предмет, после того как достали вы были уверенны что это…..Почему? - Может быть даже почувствовали запах. -Вот и закончилось наше исследование. Наш человечек, так же как и мы с вами может воспринимать окружающий мир с помощью своих помощников. А именно? Как мы можем назвать этих помощников? - Какое значение имеют органы чувств для человека? - Какие органы чувств помогут нам оценить эту картину? (учитель показывает картину) - Какие органы чувств мы не можем подключить к восприятию в данном случае? | Глаза были закрыты, и мы ничего не видели. Коробочки Коробочки разных размеров, разных цветов. Глаза – орган зрения Мы ничего не слышали, уши были закрыты. Услышать звуки нам помогают уши. Каждая группа открывает коробочки по-очереди. (Колокольчик, погремушка, игрушка) (Уши нужны, чтобы слышать) Мы услышали звуки, нам помогли уши. Слух и зрение. Группы открывают коробочки по очереди. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) Дети по запаху понимают содержимое колбочек. Чеснок, долька апельсина, духи. (Нос) «обоняние» Группы открывают коробочки по очереди. (Затруднение в ответе) Дольки лимона, сахар рафинад, яблоко зеленое. Орган вкуса. Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут. Дети отгадывают предмет и достают его из коробки. (При помощи кожи). осязания. Увидели, помогло зрение. Глаз, ушей, носа, языка, кожи. Органы чувств. Восприятие окружающей среды Глаза – зрение. Слух, вкус, обоняние, осязание. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд |