Урок познания мира в 1- м классе.
С.Ю. Воронцева, учитель начальных классов Буденновской средней школы.
Тема: Органы чувств.
Цели и задачи урока:
дать учащимся представление о роли и специфике органов чувств;
формировать представления учащихся о значении органов чувств в
познании окружающего мира; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, бережное отношение учащихся к своему здоровью, воспитывать чувство прекрасного, любовь к музыке, работать над развитием коммуникативных навыков.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Будем мы работать дружно,
Многое узнать нам нужно!
- Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит как следует потрудиться, чтобы узнать нечто новое и интересное. От вас потребуется внимательно слушать, активно участвовать в наших исследованиях, принимать самостоятельные решения.
1. – Для начала я предлагаю вам прослушать стихотворение и угадать, о чем написал в нем автор:
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный … стучит (дождь)
- Догадались, о чем это стихотворение? Конечно о дожде.
- А что помогло вам определить, что стихотворение о дожде? (Грохот грома, слышим стучит по крышам, по листьям)
2. – А теперь рассмотрите репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща».
- Какие чувства вызвала у вас эта картина? (Чувство радости)
- Какие возникли воспоминания? (Летние каникулы, поездка в лес)
- Что помогло вам увидеть красоту родной природы? (Наши глаза)
3. – А теперь давайте послушаем музыкальный фрагмент из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».
- Ребята, что помогло вам насладиться музыкой? (Наши уши.)
4. – А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «арбуз», «лимон», «ветер», «огонь» и т.д.? (Сладко, кисло, холодно, горячо…)
- Что же помогает нам ощущать окружающий нас мир, отличать одни предметы от других? Как узнали, что арбуз – сладкий, ромашки – белые, море – голубое, ветер – холодный, а музыку – прекрасная?
Что же это за волшебные помощники, которые помогают ощутить красоту и неповторимость окружающего нас мира? (Дети перечисляют органы чувств)
- Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы? Правильно, это – органы чувств.
- Сегодня мы уточним, какова роль каждого из этих органов и почему их называют органами чувств.
3. Открытие новых знаний.
- Сейчас я предлагаю вам провести некоторые исследования и поработать в группах (дети делятся на две группы).
- Посовещайтесь в группах, кто из вас будет экспертом, все остальные ребята в группе – исследователи. (Дети в каждой группе выбирают эксперта)
- На каждом из пяти столов лежат разные предметы. Вам надо в течение пяти-семи минут, переходя от стола к столу, определить, какие органы чувств более всего помогали определить, что это за предметы. По окончании вашей работы мы выслушаем сообщения экспертов каждой группы о тех выводах, которые вы сделали. Приступайте к работе.
1 стол. – На столе стоят стаканы с сахаром, солью и мукой.
Вопрос: что надо сделать, чтобы определить, какие вещества находятся в каждом стакане?
- Какой из органов чувств помог вам это определить?
2 стол. – На столе мешочек, в котором кусочки бумаги, ткань, картон.
Задание: попробуйте не заглядывая в мешок определить, что в нем лежит.
- Какой орган чувств вам в этом помог?
3 стол. – На столе листы цветной бумаги.
Задание: определите, какого цвета бумага лежит перед вами.
- Какой из органов чувств помог вам в этом?
4стол. – На столе лежат погремушки, игрушечные музыкальные инструменты.
Вопрос: что надо сделать, чтобы узнать «голос» каждого предмета? Какой орган вам помог?
5 стол. На столе закрытые коробочки.
Задание: попробуйте не открывая коробок определить, что в них лежит. Какой орган поможет вам в данном случае?
(Учащиеся работают в группах, проводят исследования. По окончании работы эксперт каждой группы дает отчет о проделанной работе.)
Выводы.
- Чтобы определить, какие вещества в стаканах на первом столе, надо попробовать их на вкус. Нам помог орган вкуса – язык.
- Определить предметы на втором столе смогли при помощи рук. Ощупывая предметы, смогли найти и отличить бумагу от картона и ткани. Помог орган осязания – кожа.
- Определить цвет бумаги помогли глаза – органы зрения.
- Узнать «голос» каждого инструмента помогли органы слуха – уши.
- Назвать каждый предмет на последнем столе с закрытыми коробочками нам помог наш нос – орган обоняния.
- Ребята, а как вы думаете, легко ли человеку будет жить, если хоть один из органов чувств вдруг перестанет работать? (Нет.)
- Та как же надо относиться каждому человеку к своим органам чувств? Как надо беречь свои органы чувств?
4. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
5. Составление правил защиты органов чувств.
Орган осязания – кожа всегда должна быть чистой. Для этого каждый человек должен каждую неделю мыться с мылом. Руки надо мыть несколько раз в день: обязательно перед едой, после возвращения с прогулки и после посещения туалета. Еще надо оберегать кожу от повреждений, пораненное место надо обязательно продезинфицировать, в серьезных случаях – обращайтесь к врачу.
Орган обоняния – нос также надо держать в чистоте. Нельзя вставлять в нос посторонние предметы. Нельзя нюхать резко пахнущие вещества, так как можно получить ожог слизистой оболочки носа.
Орган слуха – ухо нужно беречь от переохлаждения. Нельзя ковырять в ушах острыми и металлическими предметами. Уши надо чистить осторожно специальными ватными палочками, которые можно приобрести в аптеке. Нельзя слушать громкую музыку, так как громкий звук может привести к ослаблению слуха.
Орган зрения – глаза надо беречь особенно, так как именно глаза в большей степени, чем другие органы чувств, дают нам возможность знакомиться с окружающим миром. Поэтому надо беречь глаза от повреждений и травм, от попадания в них посторонних предметов. При попадании в глаза пыли, их надо осторожно промыть водой. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми, колющими и режущими предметами. При письме и чтении нельзя близко наклоняться над книгой или тетрадью. Если требуется – надо носить очки, которые пропишет врач.
Орган вкуса – язык помогает нам распознавать вкус еды. Нельзя есть очень горячую пищу, так как это может привести к ожогам.
6. Первичное закрепление.
На доске вывешиваются картинки с изображениями органов чувств, но надписи на них перепутаны. Учащимся необходимо изображение каждого органа соотнести с его названием.
Учитель зачеркивает и исправляет ошибки.
ГЛАЗ орган вкуса
РУКА орган обоняния
ЯЗЫК орган слуха
УХО орган зрения
НОС орган осязания
7. Закрепление полученных знаний.
Учащиеся получают карточки с изображением человечка, у которого отсутствует какой-то орган чувств.
- Определите, какого органа чувств не хватает у вашего человечка, дорисуйте его. (Дети показывают, какой орган дорисовали и называют его.)
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Для чего человеку необходимы органы чувств?