Просмотр содержимого документа
«Открытый урок окружающему миру во 2 классе "Наша дружная семья"»
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Наша дружная семья»
Цель: знакомство с новым разделом учебника «Общение», формирование представления о жизни семьи, о семейных традициях и культуре общения.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: научатся объяснять что такое культура общения, семейные традиции, получат возможность научиться отбирать фото или видеоматериал для рассказа о традициях в своей семье.
УУД регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательные цели;
логические: осуществлять поиск существенной информации из материалов учебника, из словаря, из рассказа учителя, из личного опыта; анализировать, делать выводы из изученного материала.
коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить высказывания, работать в группах, в парах, осуществлять самоконтроль.
Личностные: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир, наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к духовным ценностям семьи.
Понятия : семья, члены семьи, общение, культура общения, традиции.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, компьютер, мультимедиа проектор, карточки для индивидуальной и парной работы.
Ход урока.
Орг. момент.
Учащиеся рассаживаются по группам.
Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке у нас состоится интересный и познавательный разговор. А вот о чём, вы скажете позднее.
-Работать вы будете по группам. Внимание, первое задание группам: Помогите сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить. Укажите стрелочками место пропущенных слов. (Карточка)
Что такое … ? членами семьи
Кто являются … …? семья
Признаки … семьи? традиции
Какой должна быть … … в семье? дружной
Какие бывают семейные … ? культура общения
Приступаем к работе. Время на работу 1 минута. (Звучит спокойная музыка)
- Что вы сейчас делали? ( Выполняли задание, разговаривали, договаривались, общались)
- Общение – очень важно для каждого человека.
Самоопределение к деятельности.
- Следующий раздел нашего учебника так и называется «Общение». Откройте учебники на странице 44. Прочитайте, о чём этот раздел.
- Какова тема нашего урока? (Наша дружная семья)
Проверим задание, какие вопросы вы составили?
Игра «Доскажи словечко» . (Слайд)
(На доске слайд с вопросами, по мере ответов учащихся формируются вопросы.)
- На эти вопросы нам предстоит дать ответы.
Работа по теме урока.
Ответим на первый вопрос. Найдем определение семьи в Толковом словаре.
- Семья – группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами. (Слайд)
– Внимание на экран. (Показ видеоролика на песню «Моя семья»)
- Почему девочка сначала грустила?
- Когда она рада?
- С кем девочке так хорошо, перечислите членов семьи.
- Молодцы. Что же объединяет всех членов семьи?
- Для ответа на этот вопрос поработаем в парах. У вас на парте лист с рисунком дома. В этом домике живёт дружная семья. Выберите признаки дружной семьи справа и слева и соедините их стрелками с домиком.
понимание
раздражение
вражда
любовь
взаимопомощь
ссора
радость
безразличие
уважение
наказание
Проверка .
- Посмотрите, наши мнения о хорошей и дружной семье совпали. Так же думали на Руси с давних времён, поэтому народ сложил много пословиц о семье.
Слайд . Восстанови пословицы.
Группам даётся задание, восстановить пословицы по словам. Время выполнения 1 минута. У детей получаются пословицы:
Не нужен и клад коли в семье лад.
Согласную семью и горе не берёт.
Вся семья вместе так и душа на месте.
В семье согласно, так и дело прекрасно.
- О чём эти пословицы? (О дружной семье)
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нём тепло и уютно всем.
- Откройте учебники на стр. 47 и, глядя на иллюстрации, назовите, какую помощь члены семьи оказывают друг другу?
Работа в группах.
- Составьте рассказик по картинке из 2-3 предложений по группам. 1 группа по 1 картинке, 2 – по 2… (Обсуждение 1 минута)
- Как вы помогаете своим родным? Возьмите следующую карточку. Что изображено на ней? Что бы вы нарисовали в пустом квадрате? Отметьте галочкой, какую помощь оказываете вы и допишите, если необходимо дополнить.
Проверка. Микрообобщение. Какой должна быть семья?
Релаксация.
- Закройте глаза. Послушайте музыку. Представьте своих родных. (1 минута)
— Это удивительно, но когда вы закрыли глаза и вспомнили своих родных, наш класс осветился множеством улыбок. Как вы думаете почему?
- Значит, в ваших семьях царит любовь и доброта.
Переходим к следующему вопросу: «Какой должна быть культура общения в семье?»
- Нужна ли культура общения в семье?
- Что же такое культура общения? (Можно ли грубить друг другу? Обижать младших и старших? Как надо разговаривать друг с другом?)
- Внимание на экран. Мы побываем в семье девочки Сусанны.
- Всё ли благополучно в этой семье? Что не так?
- Можно ли сказать, что в этой семье есть культура общения?
- Вежливая речь, культура поведения, доброе и уважительное отношение к человеку – всё это и составляет культуру общения.
Физминутка.
- А вы умеете правильно общаться в семье? Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, а вы вставайте, если это высказывание о вас.
Кто часто говорит маме, что любит её?
Папа уставший приходит с работы. Кто сразу же обращается к нему с какой либо просьбой?
Кто спрашивает бабушку, как её здоровье?
Кто готов поделиться шоколадкой с дедушкой?
Сестра или брат разбили вазу, кто сразу же бежит к маме и папе, рассказать о случившемся?
-Итак, сделаем вывод, важна ли культура общения в семье?
– На какой вопрос, мы ещё не дали ответ?
- Сначала скажем, что такое традиция? Прочитайте текст, подготовьтесь ответить на вопросы.
Текст.
Слово «Традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Традиции проявляются в особенностях народного костюма и национальной кухни, в обустройстве дома, в обычаях, обрядах, правилах поведения.
Блиц-опрос.
1. Из какого языка пришло слово традиция?
2. Что означает это слово?
3. Что такое традиция?
4. В чём проявляются традиции у народа?
(Отвечают группы по 1 вопросу)
- Как вы думаете, существуют ли семенные традиции?
- Испокон веков на Руси существовали семейные традиции. Об одной из них я хочу вам рассказать. Это чаепитие, которое, которое завершало семейные трапезы.
- Мы с вами живём в старинном городе, которому в этом году исполняется 350 лет.
-А знаете ли вы, что наш город называли раньше чайной столицей?
Как вы думаете почему?
- Прославили наш город как чайная столица купцы меценаты Губкин, Грибушин, Кузнецов. Они стали торговать чаем, привезённым в особых коробах из далёкого Китая. В то время чай был редкостью, но благодаря деятельности этих купцов кунгурская чайная церемония установилась во многих семьях России, подобно китайской и японской церемонии.
- Если вам интересно, как проходила чайная церемония в те времена, то единственное место, где вы можете увидеть и сами поучаствовать в кунгурской чайцной церемонии – музей купечества.
- Ещё одна традиция, которая существовала в России – это многодетные семьи. И жили, как правило, все вместе одной большой семьёй. Сейчас редко встретишь многодетную семью, но такие семьи в Кунгуре есть. И газета Искра часто рассказывает о них. (Показ статьи.) Почёт им и уважение.
- А сейчас существуют семейные традиции?
- Рассмотрите иллюстрации, о каких традициях они нам рассказывают?
-Много разных традиций существует в наших семьях. Я предлагаю вам к следующему уроку приготовить рассказ о традициях в вашей семье. Это могут быть фотографии из семейного альбома, видеоматериал, стихи или просто рисунки.
Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок. На все ли вопросы мы нашли ответы?
- Кто может сказать, что у вас дружная семья? Поднимите руку.
- Возьмитесь за руки. Вот какая у вас дружная классная семья! Ведь вы замечательно поработали на уроке.
- Я благодарю вас и хочу подарить вам маленькие сердечки, как символ доброты и уважения в родном доме.