Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Доброта. Вежливость. Доброжелательность»»
Дата
урок : Интеграция уроков самопознания
Тема: Доброта. Вежливость. О доброжелательности
Цель: расширять представление детей о доброжелательности, как ценном качестве человека.
Учебно – воспитательные задачи: Расширять знания детей о доброте. Формировать нравственные качества, обучающие: быть вежливым, совершать добрые поступки. Учить детей выражать чувства добрыми словами. Развивать потребность дарить радость окружающим людям; воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Оборудование, наглядные пособия:иллюстрации, карточки, дом доброты, горшочек земли, зерна, мультипликационный фильм «Просто так».
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, практический, беседа
Ценность: внутренний покой
Качества: позитивное мышление.
Ход урока:
1. Орг. момент. Позитивный настрой.
Приветствие гостей, учащихся.
Здравствуйте, дорогие ребята, Уважаемые гости. Сегодня на интегрированном уроке самопознания и познания мира я буду вашим учителем. Зовут меня Галина Викторовна.
А сейчас, ребята, приглашаю вас в круг радости.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуйте, гости. Здравствуй я.
Здравствуйте, мои друзья.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Садитесь. Сегодня на уроке мы поговорим о доброте и доброжелательности.
2. Введение в тему урока.
Представьте себе, что слово «добро» - это магнит. Какие слова притягиваются к этому слову? Из представленных слов выберите необходимые и прикрепите их к слову – «магниту». (Помощь, внимательность, сострадание, злость, забота, зависть, благодарность, жадность, любовь).
3. Работа по теме урока. Введение понятия.
Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожигова Слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.
Коллективная деятельность.
Ребята, найдите тройки слов на казахском, русском и английском языках, связанных с темой нашего урока (доброта, друг, дружба, любовь, радость, goodness, friend, friendship, love, gladness, мейірімділік, дос, досты, махаббат, уаныш.
Физминутка. Игра «Вежливые слова».
Немножко отдохнем, поиграем. Игра «Вежливые слова». Если я попрошу выполнить действие и говорю при этом «пожалуйста», вы выполняете, а если я забываю произнести это слово, то вы не выполняете действие.
- Встаньте, пожалуйста.
- Похлопайте, пожалуйста.
- Попрыгайте.
- Потопайте, пожалуйста.
- Побегайте.
- Полетайте.
- Улыбнитесь, пожалуйста.
- Давайте громко крикнем «Друг».
- Садитесь, пожалуйста.
Чтение. Василий Сухомлинский. А сейчас весна!
Учитель читает притчу, используя методический прием «чтение с остановкой».
Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал ручеек.
А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.
А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет.
- Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?
(Ответы учащихся)
Окончание
Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы поведал о чем-то пожилому человеку.
Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»
- Как вы думаете, о чем говорили дедушка с мальчиком?
- Какие чувства вызывает у вас эта притча? (Ответы учащихся)
- В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относиться к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, - в этом достоинство человека.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Просто так».
Это добрый мультфильм о том, как мальчик подарил грустному ослику букет цветов просто так. Ослик так обрадовался и в свою очередь подарил этот букет собачке, точно так букет попал к медвежонку, а потом и к белочке. И все, к кому попадал этот букет, становились радостными, ведь так приятно получать подарки просто так. «Это мне? А за что? – просто так!»
- Как называется мультфильм? Почему мультфильм назвали «Просто так?»
- Отчего менялось настроение у героев мультфильма? - Какое у героев мультфильма было настроение, после того, как они получали букет цветов просто так? - Как можно дарить радость и доброту другим?
- Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится радостно?
- А как вы думаете делать подарки незнакомым людям – это считается проявлением добра?
Творческая деятельность. Подарок.
А давайте нашим гостям сделаем подарки. Подарком этим будут наши добрые сердца. Выберите из волшебного мешочка сердечко, напишите на нем свои пожелания и подарите гостям. Можно сердечко украсить рисунком.
Индивидуальная работа по карточкам. Составление портрета доброжелательного человека.
Выборочно используя слова-подсказки, составь портрет доброжелательного человека.
Карточки 1. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- Никогда не улыбается, внимательно слушает собеседника,
- предлагает помощь, не здоровается,
- не употребляет в речи вежливые слова, предлагает гостям чай,
- говорит только о себе, поздравляет с общими праздниками,
- поддерживает в трудные минуты друзей, грубит старшим,
- не скажет родителям о плохой оценке, поможет незнакомой старушке донести тяжелую сумку,
- сломает ветку дерева, примет участие в уборке территории школы,
- здоровается при встрече с людьми, изрисует стену дома краской,
- использует в речи вежливые слова, обижает малышей,
- не оскорбляет окружающих словом или делом, обижает животных
Карточки 2. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- Никогда не улыбается, внимательно слушает собеседника,
- предлагает помощь, не здоровается,
- не употребляет в речи вежливые слова, предлагает гостям чай,
- говорит только о себе, поздравляет с общими праздниками,
- поддерживает в трудные минуты друзей, грубит старшим,
- не скажет родителям о плохой оценке, поможет незнакомой старушке донести тяжелую сумку,
- сломает ветку дерева, примет участие в уборке территории школы,
- здоровается при встрече с людьми, изрисует стену дома краской,
- использует в речи вежливые слова, обижает малышей,
- не оскорбляет окружающих словом или делом, обижает животных
Творческая деятельность «Дом доброты».
Посмотрите на доску – у нас есть большой дом, но в нем совсем нет окон. Я предлагаю вам каждому взять окошко и написать в нем о своих добрых делах и приклеить на дом.
Посмотрите, какой хороший дом мы построили. Он приветливо светит своими добрыми окошками и ждет своих друзей. (Прочитать окна).
Вывод.
Сегодня мы поняли, что доброта может изменить мир. Мы действительно можем помочь всем с помощью любви и доброты. И я очень рада, что вы растете внимательными, добрыми, чуткими, отзывчивыми, а самое главное – дружными.
Практическая работа. Обычай.
У казахского народа есть обычай на праздничный стол ставить проросшие зерна пшеницы, как символ добра. Мы тоже сегодня посадим такие зерна. Возьмите все из пиалы по одному зернышку и посадите свое зернышко со словами-пожеланиями «Зернышко сажаю – мира и добра желаю».
Когда закончат, учитель читает стихотворение:
Доброе слово скажешь одно
И доброты посеешь зерно
Доброе дело сделаешь ты,
Тоже посеешь зерно доброты,
Зерна такие, помни и знай,-
Самый богатый дают урожай!
Подведение итогов.
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Что такое доброта?
- Какого человека можно назвать доброжелательным?
Рефлексия.
-Кто считает себя доброжелательным человеком, выберите и приклейте около нашего Дома Доброты красное яблоко.
-Если вы думаете, что не всегда бываете добрыми – желтое яблоко.
-Если вам надо еще работать над собой, чтобы стать добрым – зелёное.
Я работаю учителем в маленькой школе – Новопервомайской. Она далеко. Когда мои ребята, тоже, как и вы, третьеклассники, узнали, что я поеду к вам, то решили передать вам подарочки – закладки, сделанные своими руками. Просто так.
Домашнее задание.
Дома положите эту закладку в учебник познания мира или самопознания.
помощь внимательность
сострадание злость
забота зависть
благодарность жадность
любовь
Доброта –
это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление
делать добро другим.
Толковый словарь
Сергея Ивановича Ожегова
Карточка 1. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- Никогда не улыбается, внимательно слушает собеседника
Карточка 2. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- предлагает помощь, не здоровается
Карточка 3. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- не употребляет в речи вежливые слова, предлагает гостям чай
Карточка 4. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- говорит только о себе, поздравляет с общими праздниками
Карточка 5. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- поддерживает в трудные минуты друзей, грубит старшим
Карточка 6. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- не скажет родителям о плохой оценке, поможет незнакомой старушке донести тяжелую сумку
Карточка 7. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- сломает ветку дерева, примет участие в уборке территории школы
Карточка 8. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- здоровается при встрече с людьми, изрисует стену дома краской
Карточка 9. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- использует в речи вежливые слова, обижает малышей
Карточка 10. Доброжелательный человек (выбрать правильный вариант)
- не оскорбляет окружающих словом или делом, обижает животных
Карточка 11. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- Никогда не улыбается, внимательно слушает собеседника
Карточка 12. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- предлагает помощь, не здоровается
Карточка 13. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- не употребляет в речи вежливые слова, предлагает гостям чай
Карточка 14. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- говорит только о себе, поздравляет с общими праздниками
Карточка 15. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- поддерживает в трудные минуты друзей, грубит старшим
Карточка 16. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- не скажет родителям о плохой оценке, поможет незнакомой старушке донести тяжелую сумку
Карточка 17. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- сломает ветку дерева, примет участие в уборке территории школы
Карточка 18. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- здоровается при встрече с людьми, изрисует стену дома краской
Карточка 19. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- использует в речи вежливые слова, обижает малышей
Карточка 20. Доброжелательный человек (выбрать неправильный вариант и изменить его)
- не оскорбляет окружающих словом или делом, обижает животных