Тема: О доброжелательности
Ценность Праведное поведение
Качества: доброе отношение и уважение ко всем, миролюбие, добрые помыслы в поступках, словах
Цель: расширить представление детей о доброжелательности как ценном качестве человека.
Задачи:
- раскрыть значение понятия «доброжелательный человек»;
- развивать потребность дарить радость окружающим людям;
- воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой "Солнечный свет"
Позитивный настрой на дыхание.
Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
- Сегодня мы с вами будем не просто учениками, а еще и сказочными садовниками.
3 мин
2. Позитивное высказывание (цитата).
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
-Каким предметом, животным, цветком вы можете представить Доброту?
- Легко совершать добрые поступки?
- Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?
- Что это за понятие "доброжелательность"? (ответы детей),
придумайте синонимы к этому слову.
• Добродушный
• Доброжелательный
• Добронравный
• Добропорядочный
• Добросердечный
• Добросовестный
Так что такое ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
После ответов детей на доске открывается запись:
Доброжелательность – это желание другим добра.
Доброе намерение - половина счастья. (Народная мудрость)
-Как вы понимаете эти слова?
-Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным человеком? Расскажите о них.
Рассказывание истории (беседа). (А. Лопатина, М. Скребцова)
Рассказывание притчи: «Почему великан помог?»
Словарная работа: крестьяне, глыба
Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром крестьяне увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.
Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
- Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.
- Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе виноград, - крикнул второй.
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали. Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучалась в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.
- Здравствуйте, я принесла Вам подарок..
-КАк вы думаете какой подарок принесла девочка?..
Я сама его вырастила, - сказала девочка и протянула великану цветок.
- Какой красивый, - прошептал великан.
В деревне уже все искали девочку.
- Смотрите, по дороге идет великан, а на плече у него сидит девочка! – крикнул кто-то.
Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины тоже схватились за глыбу, и вскоре дорога очистилась.
На прощание девочка сказала великану:
- Спасибо, добрый великан.
- Доброе слово и железные ворота открывает, - произнесла мама девочки.
Беседа по притчи.
- О чем притча?
- О чем попросили крестьяне великана?
- Помог ли им великан?
- Почему нет?
- Что было дальше?
- Что помогло девочке убедить великана?
-Какая была девочка?
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: девочка пожелала добра великану и добро к ней вернулось.
У казахского народа есть пословица.Как вы ее понимаете и как она относится к нашей притче?
Жылы с?йлесе?, жылан да імімен шы?ады.
(Теплыми словами даже змею можно задобрить).
Дети, как вы думаете, можно доброту потрогать? Если ли у неё запах, вкус? А может быть её можно увидеть?
- Можно увидеть в поступках, действиях, чувствах человека.
Работа по иллюстрациям
Дети, подойдите пожалуйста к столу. Видите, как много здесь разных предметов: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, детское платье. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
- Зёрнышками можно накормить птиц.
- Цветок подарить.
- Игрушку отремонтировать.
- Книгу подклеить.
- Грязную чашку вымыть.
- На листке бумаги нарисовать что – то приятное и подарить близкому человеку.
- А платье можно подарить малышке или сестрёнке.
Просмотр ролика "Твори добро"
- Какие добрые поступки совершал главный герой?
-Чего он желал этими поступками?
4. Физическая минутка
Доброжелательный человек обладает определенными качествами. Давайте выберем их. (Игра на внимание, да – хлопок, нет - молчание)
Безразличие, сопереживание, агрессивность справедливость ненависть, бескорыстие, зависть, милосердие, предательство, сострадание, равнодушие, забота, готовность прийти на помощь, обман.
Творческая деятельность, групповая работа.
Ну, теперь мы посадим сад ДОБРОТЫ
Дети, а какой доброжелательность не может быть?
- Доброта не может быть злой, нечестной, неверной. Такой доброты не бывает, потому что это уже не доброта.
Работа в группах
-Попробуйте определить, что является в нашем саду является"сорняками" нашей души и мешает расти настоящим цветам.
Игра «Полянка доброты».
Дети выбирают цветы со словами: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость.
Убирают: ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость.
Создать дерево ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ (на листочках написать, что они желают своим близким, друзьям и одноклассникам)
-Давайте посадим дерево, на котором растут плоды с добрыми пожеланиями для людей. (Дети называют слова и прикрепляют яблоки, груши, вишни на дерево)
3. Групповое пение.
Автор: Татьяна Мухаметшина "Песня о Доброте"
4. Домашнее задание. ПРАВИЛА доброжелательности
5. Заключительная минута тишины.
Спасибо, дети. Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются.
Минутка тишины «Сад моей души»
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
Ведь в нашем классе поселяется Доброжелательность.
Подвиньтесь – Доброжелательность вошла в класс!
Посадите ее рядышком!
Ба?ыт тілеймін. Желаю счастья.
Денсаулы?, тілеймін. Желаю здоровья.
Жа?сылы? тілеймін. Желаю всего хорошего.
Ашы? аспан тілеймін. Желаю чистого неба.
Бейбітшілік тілеймін. Желаю мира.
Махаббат тілеймін Желаю любви.
-Сегодня весь урок нас сопровождала музыка великого польского композитора Фредерика Шопена