Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кто такие птицы?»»
Конспект открытого урока по окружающему миру.
Класс: 1
Система учебников (УМК): учебно-методический комплект «Школа России».
Автор учебника:Плешаков А.А.
Учитель: учитель начальных классов Фролова Валентина Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №4 имени Героя социалистического труда Г.Д. Тучинова»
Тема урока:
« Кто такие птицы?»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с голосами птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;
у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.
Какое разнообразие вокруг нас! И как удивителен мир с высоты. Вот бы посмотреть. А вы бы хотели посмотреть? Встали. Давайте мы с вами руками помашем! Сильнее машем! Взлетаем! Не получилось?
Давайте попробуем, что мы сидим.
Получилось взлететь? Почему?
Постановка проблемы.
Ребята, о ком мы будем говорить? (о птицах)
Какие учебные задачи мы сегодня поставим?
Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Почему они летают?
-Все ли птицы летают?
(Нет, не умеют летать пингвин и страус)
Появляется на слайде изображение страуса.
Страусы не умеют летать, но у них длинные и сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков.
Появляется на слайде изображение пингвина.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, но у них есть лапы-ласты, которые им помогают плавать.
Открытие новых знаний.
-Посмотрите на экран. Рассмотрите рисунок. Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? (у них есть крылья и они умеют летать). Значит, все они птицы?
- А знаете ли вы животное, похожее на белку. Это белка-летяга. Птица ли она? Почему ее так называют? А летучая мышь – птица? А ночная бабочка?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица. Как раз она летает очень плохо. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. Тогда что?
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (Перья).
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Не случайно птиц часто называют «пернатые».
-Так каких же животных мы будем называть птицами?
-Вернемся к рисунку на экране. Значит, кто будет птицей? (курица)
Практическая работа.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо? А зачем птицам нужны перья? (перья защищают птиц от ушибов, холода, сохраняют тепло и помогают летать).
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем они различаются? Чем похожи? Посмотрите на маленькое перо. Как его можно назвать? Зачем оно птицам? (Пуховые, мягкие перья, помогают сохранять тепло.) Посмотрите на большое перо. Для чего оно птицам? Как вы думаете , как оно называется? (Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.) Почему?
- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите . Аккуратно разъедините их .Что напоминает когда разъединяешь перо , а потом соединяешь? Бородки соединены с друг другом наподобие застежки – молнии (учитель демонстрирует).
- Положите маленькое пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое). Почему? (поэтому оно такое лёгкое и позволяет птицам летать.)
- Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили? Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
-А у всех ли птиц перья не намокают? (только у водоплавающих)
Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания? (чтобы уходили все болезни)
- Итак, что мы выяснили?
Выводы по исследованию:
1.Тело птицы – покрыто перьями.
2.Перо имеет стержень и бородки.
3.Большие перья жесткие и упругие помогают птице летать, а маленькие мягкие и легкие – защищают тело от холода. Есть и такие перья, которые украшают птиц.
4. Перья легкие т.к. внутри они пустые.
5. Перья не намокают т. к. смазаны жидкостью из железы.
Посмотрите на Мудрую Черепаху на экране. Что заметили? (украшена перьями)
Распустила хвост жар – птица Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес ………павлин.
Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье? (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску - для привлечения внимания самки)
Оказывается у павлина на самом деле — перья надхвостья, сам же хвост состоит из невзрачных серых перьев.
-Как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
Физминутка
Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево вправо Приседанье сделал справно Клювиком почистил перья И тихонько сел за парту.
-Всё ли мы с вами узнали про птиц? (строение птиц)
- Посмотрите на доску, какая это птица? (голубь) Назовите основные части тела.
(дети называют строение птицы, выходят к доске и крепят табличку с названием)
Работа в группах.
-А вы замечали, почему у птиц разные клювы, хвосты, ноги? Я вам предлагаю подумать в группах над этим вопросом.
- Но прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
Сигналом начала работы будут голоса птиц.
Подведение итогов работы в группе. (вопросы к группам)
Подведение итогов.
-Вспомним учебную задачу урока. Каких животных называют птицами?
(Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.)
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
Как вы можете применить полученные знания?
Кого бы вы хотели поблагодарить за работу на уроке?
Я прошу вас оценить успешность вашей работы. (смайлики)
Спасибо за урок.
Резерв
-Всех ли птиц можно увидеть зимой?
-На какие группы можно разделить птиц? (перелетные, зимующие)
-Почему их так называют? (Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)
-Ребята, а как птицы связаны с названием нашего города?
К какой группе можно его отнести? (перелетные)
А каких птиц вы видели у нас в Гусиноозерске?
Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям приходится тяжело. Чаще всего птица погибает от голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.