Открытый урок по русскому языку в 3 классе. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Тема урока: Однокоренные слова.
Цель урока: формирование интереса к изучению русского языка путем актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.
Планируемые результаты: учащиеся будут знать, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова; знать определение корня, уметь выделять его в слове; строить несложные рассуждения; планировать свои действия; участвовать в совместной деятельности; оценивать свою деятельность на уроке.
Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый
Форма деятельности: индивидуальная, Фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник тетрадь, презентация, карточки с заданиями, проекты, сигнальные карточки.
Ход урока
1 Самоопределение к деятельности.
Ребята, готовы вы к уроку? Да!
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс
Все получиться у нас.
Садитесь. Открывайте тетради, запишем число. Сегодня на уроке мы окунемся в тайны русского языка. Каждый из вас побудет исследователем. На уроке вас ожидает много интересных открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и аккуратность.
2 Мотивационный этап.
Приступаем к работе! У вас на столах лежит сказка Волиной «Чужак». Прочитайте ее про себя. Читаем сказку вслух.
Чужак
Собралисьу Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
3 Беседа, актуализирующая знания обучающихся.
Кто такие родственники? Как вы понимаете Это слово?
Давайте прочитаем стихотворение Я. Акима «Моя родня». (Слайд)
Родственники какого слова собрались в рассказе?(вода) Как такие слова можно назвать? (родственные, однокоренные)
Как вы считаете, кто оказался «чужаком» (слово «водитель»).
Почему вы так решили?
А почему же гости не заметили чужака? (в этом слове есть общая часть со словом «вода»).
То есть, слова заметили только одинаковую часть. Достаточно ли им было этого, чтобы найти «чужака»? (нет).
Какие знания должны были быть у слов, чтобы найти «чужака»? (должны знать признаки однокоренных слов).
Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (об однокоренных словах).
Откройте учебник на стр. 61. Прочитайте тему урока. Прочитайте, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке?
3 Поисковый этап.
Давайте подумаем, что надо вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос и составить и составим план работы:
План работы:
1Признаки однокоренных слов
2 Что такое корень?
3 Как пишется корень в однокоренных словах? (слайд)
4 Практический этап.
Проведем небольшое исследование. У вас на столах лежат карточки, в которых записаны 3 группы слов. Вы поработайте в парах и ответьте на вопрос, можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?
Нос, носки, носильщик
Друг, приятель, товарищ
Бегать, бегун, беговой
Проверяем. (Слайд)
Читаем слова 1 группы. Можно ли эти слова назвать однокоренными? (нет, так как разное лексическое значение, хотя есть общая часть)
Читаем слова 2 группы . Можно ли их назвать однокоренными? (нет, у этих слов хоть и общее лексическое значение, но нет общей части, разный корень)
Читаем 3 группу слов .Можно ли эти слова назвать однокоренными? Докажите. (общее лексическое значение, общая часть)
Можем ответить на вопрос, какие слова назвать однокоренными?
Сколько признаков надо найти, чтобы определить, однокоренные это слова или нет? (два)
Назовите их (одинаковое значение, общая часть)
Итак мы выполнили 1 пункт нашего плана.
5 Работа над значением слова «корень», правописанием корня в однокоренных словах:
Возвращаемся к сказке. Теперь, когда мы все выяснили, как вы думаете, гости смогут найти «чужака»?
Почему слово «водитель» лишнее?
Давайте составим список гостей – родственников Воды.
Записываем слова в столбик с маленькой буквы. (слайд)
вода
водица
водичка
подводник
водолаз
водопад
Не забывайте объяснять орфограммы.
Лексическое значение слов:
Подводник (моряк, служащий в подводном флоте; специалист по подводным работам)
Водолаз (специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением; сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих)
Водопад (поток воды, стремительно падающий с отвесного уступа в русле реки, ручья)
Докажите , что эти слова однокоренные. Выделите корень.
А давайте, поможем слову «водитель» найти родственников. Работаем в парах.
Подберем и запишем однокоренные слова к слову «водитель». Записываем во второй столбик. (слайд)
Водитель
Водительский
Водит
Путеводитель
Докажите, что это однокоренные слова. Выделите корень.
Кто может ответить на вопрос, что такое корень?
Мы выполнили пункт 2 нашего плана.
А теперь сравните написание корня в однокоренных словах. Кто может ответить на вопрос, как пишется корень в однокоренных словах?
Мы выполнили пункт 3 нашего плана.
6 Первичное закрепление темы. (слайд)
Восстановите текст, добавив однокоренные слова. Выделили е корень. У меня встали----------. Еще -------- назад ходили. А сейчас -------- стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- ----------.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. Проверка.
7 Физ. минутка. (слайд)
Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете ногами. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (5)
Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник, пес – песок, час – часовщик, хлеб – батон.
8 Словарная работа.
Вернемся к учебнику, прочитаем словарное слово, запишите слово, выделите орфограммы.
Может быть, кто-то знает, откуда же к нам пришел этот овощ и почему он так называется? Хотите узнать?
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем все-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка. Подберите однокоренные слова. (слайд)
Запишите слова со слайда, составьте предложение со словом «картофель».
9 Проекты учащихся.
10 Рефлексия, относительно достижений.
Наш урок подошел к концу.
Какая задача перед нами стояла?
Решили мы поставленную задачу?
Продолжите предложения:
Я узнала…..
Было интересно…..
Было непросто…..
Я научилась…..
Игра «Верю – не верю»:
1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
2. Верите ли вы, что слова нож и ножницы однокоренные?
3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные в корне чередуются?
4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
5. Верите ли вы, что слова гусь и гусеница однокоренные?
6. Верите ли вы, что слова скорый и быстрый однокоренные?
11 Рефлексия настроения
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Молодцы! Вы отлично работали. А теперь я тоже хочу вас оценить. (Выставление оценок). Домашнее задание: составить и записать рассказ на тему «Рыбалка», используя однокоренные слова.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились.