1. Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи - Меня в них ищи. Капуста Слайд 4.
2. Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке - но не мышка. Картошка Слайд 5.
3.Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. Лук Слайд 6.
4. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. Морковь Слайд 7.
5. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? Огурец Слайд 8.
6.Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. Помидоры Слайд 9.
- Как назвать одним словом, что это? (Овощи) Слайд 10.
Загадки (фрукты)
1. Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. Груша Слайд 11.
2. Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - Кислый очень, очень. Лимон Слайд 12.
3. Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. Яблоко Слайд 13.
- Как одним словом можно назвать эти плоды? (Фрукты.) Слайд 14.
Богата и овощами и фруктами наша осень.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Сообщение темы урока.Слайд 15.
Тема нашего урока: «Овощи и фрукты – витаминные продукты»,
- Сегодня на уроке мы будем говорить об овощах, фруктах и их пользе для человека, рассмотрим форму, цвет, попробуем на вкус овощи и фрукты, и узнаем чем они полезны.
Овощи и фрукты – это растения, которые выращивает человек. Ухаживает за ними. Слайд 16.
- Назовите овощи, которые вы знаете? - Морковь, капуста огурец (и т.д.)
- Где растут овощи? - В огороде, на грядках, в земле, на земле.
Огород – это ограждённый участок земли, где есть грядки, на которых выращивают овощи. Слайд 17.
- Давайте распределим овощи, которые растут на земле (грядках), а какие в земле: (Морковь, свёкла, картофель, огурец, помидоры.) Слайд 18.
- Где растут фрукты? - В саду, на деревьях. Слайд 20.
Правильно, в сад – это огражденная территория с плодовыми деревьями: яблочное дерево, сливовое дерево и другие. Фрукты растут в саду на деревьях.
- Скажите, овощи круглый год растут у нас в огороде? (Нет)
- В какое время года собирают овощи? (Слайд 21) - (Осенью)
5. Изучение нового материала.
б) Игра «Волшебный мешочек»: достать и угадать на ощупь овощи.
(помидор, огурец, картошку, лук)
а) Анализ и описание предмета.
- Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые
похожи на помидор, лимон, морковь. (шаблоны фигур выбирают похожие на помидор (круг, треугольник, овал).
- Проверим, на какую же фигуру похожи эти овощи и фрукты. Слайд 22.
б) Что лишнее?Слайд 23.
Игра: «Угадай на вкус»
- Попробуйте кусочек и отгадайте вкус, назовите этот фрукт или овощ.
Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки). Я буду вам показывать картинку и задавать вопросы, на которые вы постараетесь ответить: Что это? Какого цвета? Какой формы? Какой фрукт на вкус? И посчитайте.
Лимон – жёлтый, кислый, овальный, сочный.
Апельсин – оранжевый, сочный, круглый, сладкий.
Огурец зелёный, сочный, овальный, длинный,
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная.
Помидор – красного, круглое, сочное, сладкое (Какого цвета помидор есть нельзя)
- Ребята, вы называли фрукты и овощи и у всех давали определение сочный, как будет называться сок из лимона, апельсина, помидор и т.д.
6. Физкультминутка.
Между грядками шагаю, (Дети шагают на месте, высоко поднимают ноги -
Ноги выше поднимаю. на первые 3 строчки)
В огороде много гряд.
Здесь капуста и салат, (На 4 -6 строчки – наклоны вправо и влево)
Тут и свекла, помидор,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород (на последние 2 строки – бег на месте)
Нас прокормит круглый год.
б) Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
в) Перед вами листочки. В первом листочке нужно раскрасить только фрукты нужным цветом, а во втором только овощи.
д) Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети сами выбирают любой овощ из овощей в корзинке и называют ласково
- Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало
потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена томатов Слайд 24.
Слайд 25 Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду.
Слайд 26. Затем, в мае, когда становиться тепло высаживаем в теплицу, на грядку, растение растёт, набирает цвет, появляются маленькие плоды круглой формы, зеленые помидоры, летом они зреют, становятся желтыми, красными. Слайд 27.
Ребята, а где можно купить фрукты и овощи?Слайд 28.
Перед употреблением овощи и фрукты моют. Слайд 29.
8. Выявление пользы овощей и фруктов в жизни человека.
Овощи и фрукты одинаково полезны для нашего здоровья.
А что же общего во всех этих овощах и фруктах?
В них содержатся полезные вещества – это витамины. Витамины – это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма. Этих веществ много именно в овощах и фруктах. Слайд 30.
Слово «витамин» придумал американский ученый Функ.
Детям надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов. Витаминов существует более 50 видов, но я вам расскажу только о наиболее важных.
Витамин А – Если вы хотите хорошо расти, развиваться, хорошо видеть и иметь крепкие зубы. Нужно кушать капуста, морковь, помидоры. Слайд 31.
Витамин В – витамин бодрости и силы. Если его мало, тогда человек плохо кушает, огорчается, часто плачет. А если вы будете употребляет в пищу свёклу, яблоки, редис вы будете сильными, будет хороший аппетит. Слайд 32
Витамин С – защита от болезней, если его мало, мы простужаемся, начинаем болеть, и содержится он в лимоне, луке. Слайд 33
Ребята, что нужно сделать перед употреблением овощей и фруктов
9. Физ.минутка.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Овощи и фрукты».
Я называю продукт, если это фрукт – приседаете, называю овощи – подпрыгиваете.
Ребята вот мы с вами пришли в сад сорвали с дерева яблоко, можно его сразу кушать? Почему нельзя?
10. Собери картинку.
Перед вами конверты, нужно собрать мозаику, объединив части в единое целое. И назвать, что в них спряталось? (яблоко, груша, лук, капуста…)
Назовите, какой предмет у вас получился на рисунке, определите: овощ это или фрукт.
Игра: «Помоги незнайке сварить щи и компот», (Отправить нужные продукты – картинки в соответствующую кастрюлю). Слайд 34.
9. Закрепление.
- Счет помидоров: один помидор, два помидора, три помидора, четыре
помидора, пять помидоров.
- « Один – много».
Один помидор – много помидоров, один огурец – много огурцов, одна
морковка – много моркови, одна луковица – много луковиц.
- Что растет в огороде? (Овощи)
- Что растет в саду? (Фрукты)
10. Итог урока.
- Подведем итоги, чему же мы учились на уроке? Дополните мои предложения.
- Мы узнали, что в огороде на грядке растут (овощи).
- Красный, желтый, зеленый, круглый, овальный это (помидор).